14.02.2002 20:35 | Правда | Администратор
БУЛЬДОЗЕР
Есть определенные закономерности развития подобных процессов. Могу судить о них по опыту не менее острого конфликта на юге Африки. Речь идет о событиях 10-15-летней давности, когда в ЮАР нарастал, достиг кульминации, а затем благополучно разрешился крайне сложный процесс ликвидации апартеида. Попробуем посмотреть на ближневосточную ситуацию через призму событий в Южной Африке.
Итак, в попытке удержать старый порядок власти Израиля резко усиливают репрессии. Ответные действия палестинцев выдаются за терроризм, якобы вынуждающий власти идти на суровые меры, чтобы сохранить закон и порядок. Судя по опыту ЮАР, ставка на насилие не сработает. В 1985 году в разгар антиапартеидной борьбы белое правительство Южной Африки ввело чрезвычайное положение. За шесть месяцев было арестовано более 25 тысяч руководителей и активистов демократического движения. Еще около 50 тысяч было вынуждено бежать из своих домов, спасаясь от репрессий. И что? А то, что именно на следующие годы пришелся наибольший размах вооруженной борьбы. В 1986 году отряды Африканского национального конгресса (АНК) провели 231 боевую операцию. А в 1987-м, когда легальная борьба казалась подавленной, - 236 операций. Именно тогда всем стало ясно, что апартеид обречен.
Теперь о попытке израильских властей изолировать Ясира Арафата, обвинив его в терроризме. Фактически его держат под домашним арестом. Напомним, что Нельсон Мандела - ныне один из самых уважаемых мировых лидеров - попал в 1962 году в тюрьму за организацию вооруженной борьбы. То есть, по западной терминологии, - за терроризм. Н.Мандела был приговорен к пожизненному заключению. АНК еще раньше был запрещен как <террористическая организация>. В соседней Намибии освободительное движение. СВАПО тоже было запрещено за <терроризм>, а лидеры СВАПО были в изгнании или сидели в тюрьме на острове Роббен вместе с Н.Манделой.
Лишь к концу 1980-х годов, когда неизбежность победы АНК стала очевидной даже для г-жи М.Тэтчер, в тюрьму к Н.Манделе выстроилась очередь западных визитеров. Все вдруг дружно поняли, что освобождение Н.Манделы поможет остановить хаос и насилие, в которые все глубже погружалась Южная Африка. В это трудно поверить, но Н.Мандела, сидя в тюрьме, определял не только ход событий в ЮАР, но и условия своего освобождения.
Это к вопросу о том, кто, кого и почему поддерживает сейчас в палести-но-израильском конфликте. Надеюсь, в Западной Европе еще не забыли о колоссальном поражении, которые они потерпели на юге Африки, поддержав режим апартеида в его борьбе против <террористических> АНК и СВАПО. (Кстати, АНК и СВАПО тесно сотрудничали на международной политической арене с Организацией освобождения Палестины, возглавляемой Ясиром Арафатом.) Дело закончилось тем, что <террористы> из АНК и СВАПО пришли к власти. И вполне демократическим путем - через выборы, признанные международным сообществом чуть ли не образцовыми.
Но сначала были переговоры. Именно тогда взошла звезда нынешнего президента ЮАР Т.Мбеки. Он от имени АНК в условиях крайне ожесточенной борьбы (как сейчас на Ближнем Востоке) вел диалог с непримиримыми (казалось бы!) противниками. Дело закончилось историческим компромиссом, от которого выиграли обе стороны. Но сначала на уступки было вынуждено пойти белое правительство.
Дело, разумеется, не в магических способностях Н.Манделы и Т.Мбеки. А в том, что стратегическая инициатива к тому времени перешла в руки АНК, хотя внешне казалось, что белые полностью контролируют ситуацию. Точно так же сейчас и в Палестине. Танковые рейды в палестинские города, ракетные удары с самолетов и вертолетов создают иллюзию того, что израильские власти владеют обстановкой. На деле же они загнаны в угол. Экономика впадает в кризис, палестинское сопротивление приобретает все более жесткий характер, усиливается возможность международных санкций против Израиля.
Посадив Арафата под домашний арест, Израиль и его сторонники на Западе совершили крупную ошибку. Сегодня, когда он лишен свободы передвижения и разрушены палестинские полицейские участки, невозможно требовать от Арафата контроля над экстремистами. И пока израильская пропаганда кричит о поражении Арафата, он сидит и спокойно ждет. Без него урегулирование невозможно. И все это хорошо знают. Ведь не за красивые глаза ему была присуждена Нобелевская премия мира. Врагов у Арафата на Западе предостаточно. Даже в Нобелевском комитете были противники присуждения ему премии мира. Но заслуги Арафата столь велики, что это было неизбежно.
Президент Буш не понимает, насколько нелепо он выглядит, заявляя, что не доверяет Я.Арафату. Как будто его доверие или недоверие имеет какое-то значение. Лидер палестинцев за несколько десятилетий освободительной борьбы повидал много президентов США. Все они ушли в политическое или физическое небытие. А Ясир Арафат остается одним из крупнейших мировых лидеров, сопоставимым по весу разве что с тем же Нельсоном Манделой и Фиделем Кастро.
Американскому президенту озаботиться бы собственным непростым положением. Ведь израильская верхушка постепенно затягивает США в <антитеррористическую> операцию против палестинцев. То есть так же, как в ЮАР в 1960-1980-х годах, американцев втягивают в борьбу на стороне сил, у которых нет исторической перспективы. Но в США о той внешнеполитической катастрофе еще помнят. Поэтому А.Шарон не получил полной поддержки его желанию силой подавить борьбу палестинцев.
Европейцы лучше усвоили уроки своего поражения на юге Африки. Они предпочитают взвешенный подход. Более критичный по отношению к Тель-Авиву и более дружественный - к палестинцам. И здесь Европа, разумеется, права. <Акции возмездия> А.Шарона лишены смысла. В той же ЮАР в ходе политического насилия, организованного белым правительством, в 1991-1993 гг. погибло более 10 тысяч человек. И это режим апартеида не спасло. Точно так же и на Ближнем Востоке. Несмотря на вторжения армии и тайные убийства активистов и руководителей палестинских организаций, сопротивление не только не утихает, но и приобретает все более жесткий характер.
В конечном счете, и это тоже показывает южноафриканский опыт, решающее значение в таком противоборстве имеет готовность к массовому самопожертвованию. В середине XX века, когда Израиль боролся за свое выживание, готовность к самопожертвованию у израильтян была высокой. Сегодня существованию. Израиля никто и ничто не угрожает. Но его политика угрожает выживанию миллионов палестинцев. У них сейчас (как недавно у африканцев в ЮАР) остается единственный выбор: умереть от пули или от голода. Палестинцы (как и африканцы), разумеется, предпочли путь борьбы. Это молодая нация, полная энергии. Стратегическая инициатива - и в этом нет никаких сомнений - принадлежит им. Палестинцы добьются своего - выполнения решений ООН по Палестине. Но это будет одновременно и победой здоровых сил Израиля.
А вот ставка на силу,` как ни парадоксально, приведет к ослаблению переговорных позиций Израиля. Пусть А.Шарон поинтересуется у двух последних президентов <белой> ЮАР П.Боты и Ф. де Клерка, как и почему они шаг за шагом уступали Н.Манделе. А ведь белые лидеры ЮАР отнюдь не были слабаками. Если А.Шарона называют <бульдозером>, то П.Боту называли <большим крокодилом>. И вполне заслуженно.
Есть и еще общее между ЮАР в конце 80-х годов и нынешним Израилем. В свое время вожди апартеида попытались сделать ставку на переселенцев из Восточной Европы. Ее границы как раз в это время распахнулись, и поток людей, привлеченных рассказами о сказочной жизни там белого человека, хлынул в ЮАР. Из этого ничего не вышло. Процесс перемен уже невозможно было остановить вливанием нескольких десятков тысяч <новых белых>. Но те, кто успел приехать в ЮАР, быстро оказались в стане отъявленных реакционеров. Ибо они опоздали к раздаче благ и винили во всем африканцев.
Точно так же и советских евреев пытаются превратить в основную опору экстремизма в израильском обществе. Призыв активнее переселяться в Израиль обращен прежде всего к евреям в бывшем СССР. Из этого тоже ничего не выйдет. Ведь наши соотечественники не затем уехали из России и других стран СНГ в Израиль, чтобы -попасть в обстановку еще более тяжелой борьбы и неопределенности. Они уехали, и это вполне естественно, в поисках лучшей жизни. А им взамен предлагают бессрочное сидение в осажденной крепости. То, что нынешний путь израильского руководства тупиковый, будет постепенно становиться очевидным всем, за исключением наиболее фанатичных и оголтелых. Таких, кстати, и в ЮАР было немало. Однако у основной массы израильтян будет нарастать усталость от бесконечного осадного положения. Политические настроения неизбежно будут меняться от нынешней воинственности к желанию поискать компромисс.
Собственно говоря, этот компромисс уже оформлен и признан международным сообществом. Это соглашение в Осло в 1993 году. А.Шарон и те силы, которые он представляет, пытаются его сейчас опрокинуть. Не получится. К власти в Израиле рано или поздно придет партия мира, как бы она ни называлась. Но чем раньше, тем меньше будет жертв, тем легче будет восстановить мир.
По-видимому, А.Шарон и сам это понимает. Появились сообщения о его встрече с представителями палестин-цев. Это разумный путь. Точно так же было и в Южной Африке. Правительство пыталось подавить движение сопротивления, но одновременно втягивалось в переговоры с АНК. Именно в необходимости и неизбежности переговоров смысл инициативы президента ЮАР Т.Мбеки, предлагающего воспользоваться опытом Южной Африки для урегулирования дел на Ближнем Востоке. Было бы недальновидно уклоняться от этого предложения.
Соглашение в Осло отнюдь не идеально. Палестинцам пришлось пойти на очень серьезные уступки. Но многие в Израиле, пока еще ослепленные мифом о своей непобедимости и безраздельной поддержке <свободного мира>, считают, что это они сделали слишком большие уступки. Однако идти им все равно придется навстречу палестинцам. Путь к миру на Ближнем Востоке лежит через резиденцию Ясира Арафата в Рамаллахе.
Вячеслав ТЕТЕКИН.
blog comments powered by Disqus