27.09.2003 03:32 | Правда | Администратор
ЧТО КЭМП-ДЭВИД НАМ ГОТОВИТ?
На подступах к Кэмп-Дэвиду президент Путин реализовал в США уже обширную программу: выступил с трибуны ООН, провел переговоры в разном формате, побывал у знаменитых пожарных, в Колумбийском университете, встретился с деловыми кругами, русским духовенством, азартными спортсменами... Всюду фурор. Теперь — на Вашингтон. Главное — встреча с Бушем. Уже десятая.
26—27 сентября в загородной резиденции президента США в Кэмп-Дэвиде проходит встреча Буша с Путиным. Опять дружат семьями. Но что сулит эта встреча России? Явно ничего хорошего. Напомним, что у «вождей» нашей страны, начиная с Горбачева, сложилась «добрая» традиция делать подарки американским президентам. Горбачев сдавал наших союзников и разваливал Советский Союз. Ельцин крушил наследие СССР. Они усердно поработали, чтобы заслужить благосклонность Буша-старшего и Клинтона. От геополитического наследия России—СССР, созданного потом и кровью сотен поколений наших предшественников, остались рожки да ножки.
Путину сдавать было вроде бы и нечего. Однако он проявил немалую изобретательность. Подписал договор о резком сокращении наших стратегических ядерных сил. Поспособствовал появлению баз США в Средней Азии, где отродясь западных войск не было. Сдал Милошевича и увел наши войска с Балкан. Позволил, чтобы духовно близкую России Грузию наводнили американские военные «советники». Если Ельцин хоть для виду сопротивлялся экспансии НАТО на восток, то Путин фактически благословил втягивание Прибалтики в альянс.
Однако сейчас для Буша самое главное — это Ирак и позиция России в «треугольнике противоречий»: США — Западная Европа — Россия. Путин вроде бы от американского берега отплыл, но к европейскому не причалил. Дрейфует где-то посредине. Американцы тянут его назад. С лидерами Франции и Германии, добивающимися в ООН возврата власти в Ираке самим иракцам, Буш встретился накоротке. А вот с Путиным Буш общается два дня. Идет обработка...
Что нужно Бушу? Американцы в Ираке крупно влипли. Как в свое время во Вьетнаме. Даже хуже. Там ведь США втягивались в войну в течение нескольких лет. И потери у них росли постепенно. А тут они «с пол-оборота» вышли на уровень «вьетнамских» потерь и расходов, вогнавших США в 60—70-х гг. в глубокий политический и экономический кризис. Тогдашний президент Линдон Джонсон — фигура куда более мощная, чем Буш, — под тяжестью расходов и потерь даже не выдвигался на второй срок.
Такая перспектива Бушу и его команде никак не улыбается. Поэтому уже составили разнарядку для союзников: Западная Европа должна заплатить за «демократизацию» Ирака, а Восточная Европа — поставить «пушечное мясо». Ответственность за Ирак будет формально переложена на ООН, но командовать всем по-прежнему будут американцы и их верные сателлиты, вроде англичан и поляков. Вот такой незамысловатый план. И если бы не упрямые французы и немцы, американская и российская пресса уже бы захлебывалась от радости по поводу передачи контроля над положением в Ираке «международному сообществу». (Знаем мы цену этому «сообществу». В Косове американские «миротворцы» под флагом ООН позволили албанцам сотнями вырезать сербов, выдавливая их из Косова.)
От России денег ждать не приходится. Получить бы поддержку плану «оонизации» Ирака. Но главное — получить от нее солдат. Предварительный зондаж явно нашел отклик в сердцах российской «элиты». Отсюда скандальное заявление главы Минобороны С.Иванова, что он не исключает направления наших войск в Ирак. Правда, Путин быстро отработал назад, заявив, что наши войска в Ирак не пойдут. Однако никакого доверия к его словам нет. Летом 2001 года, будучи на Кубе, он заявил об особой ценности нашего центра электронной разведки в Лурдесе. А через два месяца закрыл этот центр. Путин — эффективный хозяин своего слова — сам дал, сам забрал.
Для «элиты» РФ у американцев есть сладкая приманка — допуск (или недопуск) российских компаний к иракской нефти. Поскольку Путин твердо отстаивает интересы олигархического капитала, то под обещание олигархам позволить поучаствовать в грабеже Ирака наших ребят могут кинуть в Ирак следующим летом. После президентских выборов в России в марте 2004 года. Возможно, некие тайные договоренности будут достигнуты в Кэмп-Дэвиде уже сейчас.
Однако Ираком дело явно не ограничится. Особенность американского политического стиля в том, что США никогда не успокаиваются на достигнутом. Получив что-то весьма желанное (например, согласие Кремля на расширение НАТО), Америка вместо благодарности немедленно начинает требовать новых уступок. Путинская Россия для Буша и его команды — младший партнер, который должен безоговорочно следовать инструкциям Вашингтона. Эта горькая жевательная резинка, разумеется, облекается в сладкую оболочку — встречи без галстуков, совместные прогулки под луной, прочная мужская дружба. Но то, что вместо фраков на встречах в верхах в моде ныне слегка рваные джинсы, сути дела не меняет. Америка настроена выжимать уступки из всех своих партнеров. И если с мнением Франции и Германии приходится считаться, то с российской «элитой» особенно не церемонятся.
Задача американской внешней политики остается неизменной после развала СССР — добиться ликвидации стратегических ядерных сил России (и вообще Российской армии) и одновременно добиться, чтобы российские ракетно-ядерные технологии ни в коем случае не ушли в «третьи» страны, прежде всего — в Иран. Эта страна — застарелая заноза в теле американской внешней политики. США никак не могут простить Ирану унижения, вызванного свержением проамериканского шаха, затем захвата посольства США, затем позорного провала операции по вызволению их дипломатов. Занозой является Иран для Америки и в ближневосточных делах, ибо поддерживает радикальные антиизральские группы.
А у России — широкое торгово-экономическое сотрудничество с Ираком. Соседи все-таки. Да и по чеченской проблематике Тегеран ведет себя очень достойно. Так что цель США — сорвать российско-иранское партнерство. Любыми средствами. В том числе и недозволенными. Пока Буш обвиняет Россию в пособничестве «созданию атомного оружия», американские фирмы тайно лезут в программы атомной энергетики Ирана.
Что еще обсуждается в Кэмп-Дэвиде? Список американских претензий стандартный. Поддержать американское давление на Кубу и КНДР. Сдерживать создание союза России и Белоруссии. (Украинской верхушке, стремящейся в НАТО, помогать можно. В том числе зерном, газом и нефтью. А вот с Белоруссией — ни-ни. Только по мировым ценам.) Явно мы опять услышим пустые речи о международном терроризме и наркомафии, сокращении и нераспространении ядерного оружия.
Но если уж без ритуальных стенаний «о новых вызовах и угрозах» нельзя обойтись, то пусть Путин спросит Буша, почему американцы до сих пор не поймали Усаму бен Ладена? Ведь именно он, а не Саддам Хусейн является врагом Америки № 1? Почему не найден ни один организатор терактов 11 сентября 2001 года? Ищут ли их вообще? И почему «международный терроризм» бьет прежде всего по России?
Пусть Путин спросит Буша, почему после американской оккупации Афганистана там резко увеличилось производство наркотиков, причем основная масса их идет на Россию и Европу? Пусть Путин спросит Буша, почему, подталкивая Россию на уничтожение ядерных сил, сама Америка разрабатывает ядерные боеприпасы малой мощности? США готовятся к применению атомного оружия? Против кого? Против «террористов»? Или против стартовых позиций и командных пунктов Ракетных войск стратегического назначения России?
Конечно, у Путина в Кэмп-Дэвиде есть и свои сверхзадачи. К концу четвертого года президентства он начал что-то понимать. Например, что американцы постоянно водят его за нос. Чего ради он в сентябре 2001 года раньше всех полез в антитеррористическую коалицию и преподнес американцам Афганистан на блюдечке? Талибов ведь вышиб оттуда не американский спецназ, а дружественный России Северный альянс. Российским же оружием. Путин рассчитывал, что он поможет США побить обидчиков — талибов, а американцы не будут возражать против удара по тыловым базам террористов в Грузии. Прошло два года. США захватили не только Афганистан и Ирак, но и фактически саму Грузию. А Путин остался у разбитого корыта...
Поэтому перед визитом в США в Кремле решили изобразить независимую внешнюю политику. Затеяли очередное экономическое сближение с Украиной, Казахстаном и Белоруссией (сколько их было, да все бестолку!). Министр обороны РФ г-н С.Иванов с самым многозначительным видом объявил о создании базы российских ВВС в Киргизии. Как говорили в старину хулиганы-запорожцы, «напугали ежа голым задом». Не даст министр финансов Кудрин денег — и никакой базы не будет. А Кудрин денег не даст, ибо для этого друга Америки главное — выплата долгов Западу. Если Кудрин с Касьяновым систематическим недофинансированием уже почти загубили всю Российскую армию, что им стоит задушить и какую-то базу в Киргизии. Так что никого в Америке Путин с С.Ивановым не напугают.
Результат переговоров Путина с Бушем, по-видимому, будет как в анекдоте об обмене мнениями с начальником — «вошел со своим мнением, а вышел с мнением начальника». И тем не менее Путин явно будет добиваться, чтобы российским компаниям (и стоящим за ними чиновникам) позволили поучаствовать в грабеже иракской нефти. Одновременно явно будут обсуждаться планы перехода нефтяной промышленности России под контроль США. В последние месяцы ускорилась скупка американо-английскими нефтяными гигантами компаний, принадлежащих российским олигархам. Переход нашей «нефтянки» в собственность американцев — процесс крайне тревожный. В сочетании с захватом проамериканским Чубайсом РАО «ЕЭС» дело попахивает утратой контроля Россией над собственной энергетикой.
Однако главное, что нужно Путину от Буша, — приостановка войны в Чечне. Ведь Путин пришел к власти в 2000 году на волне надежд, что он «замочит» террористов и восстановит самоуважение России. Ничего не вышло. Война не ослабевает ни на день. На президентских выборах в следующем году народ спросит, почему до сих пор идут гробы солдат из Чечни. Поэтому Путину отчаянно нужно там «умиротворение».
При чем тут американский президент? А при том, что происходящее в Чечне и вокруг нее — это крупная операция западных спецслужб, координируемая ЦРУ. Чеченцы — лишь пешки в глобальной игре против России. Почитайте Збигнева Бжезинского — наиболее злобного из американских «друзей» России. Тот, с его манией величия, регулярно выбалтывает все, что на уме у лидеров США. Нужны еще доказательства? Тогда спросим, может ли Грузия (ставшая полуколонией США) служить тыловой базой террористов в Чечне без ведома спецслужб США?
Операцию против России в Чечне контролируют американцы. Серия взрывов в Москве и южных городах России — напоминание Путину, чтобы он не особенно играл в «независимость». Бушу нужно переизбираться на второй срок. Для этого позарез нужны внешнеполитические успехи. Нужно начать хотя бы символический вывод американских войск из Ирака. Поэтому давить на Путина — и в Кэмп-Дэвиде, и в Чечне — будут по полной программе. До хруста в костях. Сам виноват. Еще в 2000 году, сразу после избрания президентом, начал прогибаться перед Бушем. Да и на этот раз, наверное, прогнется. Что-то опять сдаст. Такой вот у него «государственный патриотизм».
Вячеслав ТЕТЕКИН.
blog comments powered by Disqus