Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

31.07.2001 00:55 | Правда | Администратор

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ЗИГЗАГИ МОСКВЫ И ВАШИНГТОНА

Г-жа Райс наводит тень на плетень


25 -- 26 июля Москву посетила помощник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс. Ее сопровождали еще два высокопоставленных сотрудника американской администрации -- министр финансов Пол О` Нил и министр торговли Дональд Эванс. Райс встретилась с секретарем Совета безопасности В.Рушайло и министром обороны С.Ивановым. А О` Нил и Эванс приняли участие в "круглом столе" по вопросам торгово-экономического сотрудничества России и Соединенных штатов. Прибытие в Москву этой троицы явилось одним из последствий встречи Путина и Буша в Генуе 22 июля и было призвано положить начало консультациям, о которых договорились два президента. Райс и ее коллеги были приняты 26 июля президентом Путиным.

Напомним, что основным достижением своей встречи с американским президентом Путин объявил их согласие решать проблему наступательных и оборонительных вооружений "в комплексе". Мировой общественностью и экспертами эта формулировка была истолкована как согласие России на пересмотр Договора по ПРО от 1972 года на создание американской системы национальной противоракетной обороны (НПРО). Во всяком случае согласие Москвы провести консультации по НПРО в увязке с взаимным сокращением наступательных стратегических вооружений, было расценено как ее согласие на внесение изменений в договор по НПРО. Складывалось впечатление, что Путин дал это согласие практически "задаром", так как Буш до этого уже объявил о намерении США в одностороннем порядке сокращать американский ядерный арсенал, а Россия так или иначе будет вынуждена сокращать число своих ракет с ядерными боеголовками в силу нехватки средств на их содержание.

Тем не менее некоторые российские эксперты допускают возможность склонить Соединенные Штаты к тому, чтобы они взяли на себя обязательство сокращать число своих боеголовок в той же степени, в какой их будет сокращать Россия. Между тем взаимное и пропорциональное сокращение ядерных арсеналов является квинтэссенцией всех имеющихся советско-американских и российско-американских соглашений, начиная от ОСВ-1 и ОСВ-2 и кончая договоренностями между Ельциным и Клинтоном, достигнутыми в Хельсинки 20 -- 21 марта 1997 года.

Кстати сказать, принцип рассмотрения проблем наступательных и оборонительных стратегических вооружений в комплексе вовсе не является изобретением Путина и Буша, а является одним из принципов всех имеющихся соглашений по сокращению стратегических вооружений. Именно на этом принципе базировались соглашения ОСВ-1, которые включали в себя два компонента: а) Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). 2) Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Эти документы, подписанные Брежневым и Никсоном одновременно в Москве 26 мая 1972 года, были тесно между собой увязаны. В такой же увязке с договором по ПРО подписывался Брежневым и Картером и договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 года -- ОСВ-2.

Другим основополагающим принципом упомянутых соглашений и договоров был принцип равенства и одинаковой безопасности сторон и тщательно выверенное соотношение сил сторон. Тем самым обеспечивалось сложившееся примерное военно-стратегическое равновесие СССР и США. Американская сторона неоднократно пыталась сломать это равновесие и добиться сокращения таких стратегических средств, которых в рамках общего паритета у Советского Союза было больше. Но ей это тогда не удалось.

Американские страшилки


К сожалению, Ельцин отступил от этого принципа в договоре СНВ-2, подписанном им в 1993 году с президентом США Дж, Бушем-старшим, и согласился на непропорциональные и на неравноценные сокращения российских наступательных вооружений. Однако даже Ельцин не решился пойти на размывание договора по ПРО. В совместном заявлении президентов РФ и США от 21 марта 1997 года в отношении договора по ПРО было признано основополагающее значение этого договора для укрепления стратегической стабильности и международной безопасности. Президенты подчеркнули, что "рассматривают в качестве своей общей задачи сохранение Договора по ПРО, предотвращение его обхода и повышение его жизнеспособности". В этом заявлении строго разграничены стратегическая и нестратегическая противоракетная оборона с тем, что гарантировать против обхода Договора по ПРО.

Чтобы сломать договор по ПРО, американская администрация пошла на жульнический трюк. Она пытается убедить Кремль, что, дескать, прежний подход к проблеме международной безопасности изжил себя и не соответствует реалиям XXI века. Раньше, в период "холодной войны", уверяет нас Вашингтон, Соединенные Штаты и Советский Союз были противниками и их безопасность основывалась на равновесии страха, то есть на угрозе взаимного уничтожения. Теперь они -- стратегические партнеры и должны строить свою безопасность на других основах. Они теперь будто бы не угрожают друг другу, но сталкиваются с другими угрозами, исходящими якобы от третьих стран, так называемых стран-париев. Поэтому договор 1972 года больше не нужен, он является пережитком "холодной войны" и должен быть либо адаптирован к новым условиям, либо аннулирован вообще.

`Эти аргументы настойчиво развивались Бушем на встречах в Любляне и в Генуе. Их повторила Кондолиза Райс в Москве. Эти тезисы в различных вариантах развивают американские политологи и СМИ. Такой подход несостоятелен по ряду причин.

Во-первых, сдерживающая роль ядерного оружия вот уже многие десятилетия является основным препятствием на пути к новой мировой войне и преградой к мировому господству одной державы.

Во-вторых, Советский Союз вовсе не стремился к тому, чтобы мир вечно держался на страхе взаимного уничтожения двух ядерных сверхдержав. Он предлагал поэтапно снижать уровень ядерного противостояния вплоть до полного уничтожения ядерного оружия и его запрещения.

В-третьих, чтобы там ни говорили в Вашингтоне об окончании "холодной войны", США, несмотря на прекращение идеологического противостояния, остаются основным противником России. Иначе как можно объяснить сохранение Североатлантического договора и его военной организации?

В-четвертых, с геополитической точки зрения для России было бы крайне недальновидно согласиться с доводом об изменении характера угроз в XXI веке и тезисом о том, что теперь основная угроза исходит от т.н. стран-париев. Ведь в числе этих стран дружественные нам государства -- Северная Корея, Иран, Ирак, Ливия, Куба, а возможно и Китай. Клюнуть на эту наживку значило бы для России противопоставить себя всему третьему миру и солидаризироваться со странами т.н. "золотого миллиарда". А это, в свой очередь, означало бы согласие с американским вариантом глобализации, то есть с мировым господством США. Вашингтон толкает нас на этот путь по двум причинам. Прежде всего для того, чтобы низвести Россию до роли второстепенной державы -- сателлита США. А также для того, чтобы сделать необратимым процесс капитализации России и исключить возможность возвращения России на социалистический путь развития.

Впрочем, судя по всему, американской троице пока не удалось убедить российское руководство в правильности того пути, на который нас толкает Вашингтон. Представитель МИД РФ заявил, что в Москве не могли согласиться с доводами г-жи Райс в пользу отказа от Договора по ПРО 1972 года. А президент Путин был вынужден внести коррективы в свою оценку встречи с Бушем в Генуе и признал, что, хотя там и был достигнут значительный прогресс, говорить о прорыве преждевременно.

Тем не менее в результате встреч Райс с Путиным и российскими министрами достигнута договоренность о продолжении переговоров по вопросам стратегической стабильности. Переговоры будут продолжены в августе на уровне экспертов, затем -- в сентябре на уровне министров и затем -- в ходе встреч двух президентов во время саммита АТЭС в Шанхае в октябре и визита Путина в США в ноябре.


Вступит ли Россия в ВТО?


Толкая Россию на путь отказа от Договора по ПРО или его модификации, Вашингтон использует в качестве приманки обещание помочь России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Министры финансов и торговли США O` Hил Эванс не скупились на обещания такого рода при встречах с Минфином России А.Кудриным и министром экономического развития Германом Грефом. Напомним, что ВТО была создана 1 января 1995 года и явилась преемницей Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, осуществляющего надзорные функции в области международной торговли. ВТО не является специализированным учреждением ООН, но имеет договоренности и установившуюся практику сотрудничества с ООН. Основой деятельности ВТО служат несколько десятков соглашений, составляющих правовую основу международной торговли и торговой политики. Соглашения преследуют следующие цели: способствовать как можно более свободному потоку торговли, постепенно добиваться дальнейшей либерализации торговли путем переговоров, урегулировать торговые конфликты. Декларированными принципами ВТО являются: отсутствие дискриминации, поощрение конкуренции, борьба с протекционизмом, льготные условия для развивающихся стран. ВТО насчитывает более 140 членов. Три четверти из них развивающиеся страны. Несмотря на декларированные цели и принципы ВТО является инструментом господства развитых стран Запада в сфере международной торговли и орудием конкурентной борьбы этих стран между собой.

Кремль напрасно думает, что Вашингтон сможет помочь России быстро вступить в ВТО. Далеко не все зависит от США. Чтобы вступить в ВТО, Россия должна доказать, что у нее рыночная экономика. Греф представил Эвансу документ на тысячу страниц, в которых доказывается, что экономика России является рыночной. Но этого мало. Надо еще провести переговоры с нескольким десятком стран, чтобы снять их возражения против вступления России в ВТО. На это могут уйти годы. Но даже если удастся снять эти возражения, вступление в ВТО не сулит России ничего хорошего. По мнению экспертов, оно может негативно сказаться на отечественной промышленности и сельском хозяйстве. Могут сильно пострадать такие отрасли, как черная металлургия, гражданское и военное авиастроение, автомобильная и химическая промышленность.

Россия и Македония

На прошлой неделе произошло новое обострение ситуации в Македонии, и эта страна вновь оказалась на грани гражданской войны. Правительство Македонии вот уже шестой месяц ведет войну с албанскими сепаратистами из т.н. "Освободительной народной армии" за сохранение территориальной целостности страны. Навязанное правительству Македонии 5 июля НАТО и Евросоюзом прекращение огня рухнуло 23 июля, когда сепаратисты возобновили военные действия против правительственных войск в районе г. Тетово, в 40 км. от столицы страны Скопье. Боевики воспользовались перемирием, чтобы подбросить из Косово дополнительные вооружения и боеприпасы, а также свежие подкрепления. Все это делалось при попустительстве натовских войск в Косове. Мирное македонское население бежит из захваченных сепаратистами населенных пунктов, более 30 тыс. македонцев покинули Тетово. Несколько сот из них добрались до Скопье и забросали камнями посольства США, Германии и Англии. Досталось также представительствам ООН, ОБСЕ, Британской авиакомпании и ресторану "Макдоналдс". Македонцы прямо обвиняют Запад в пособничестве сепаратистам. Обстановка в столице настолько накалилась, что США начали эвакуацию своего персонала. Власти Македонии были вынуждены перекрыть границу с Косовом, поскольку оттуда перебрасывается сепаратистам военная техника и обученные рекруты.

26 июля в Скопье срочно прибыли генсек НАТО Робертсон и координатор внешней и оборонной политики Евросоюза Хавьер Солана. 27 июля западным посредникам удалось восстановить прекращение огня и вновь усадить за стол переговоров представителей правительства, политических партий и албанских боевиков. Посредники, как и прежде, пытаются навязать правительству Македонии т.н. "федеративное решение". Помимо прочего оно предполагает признание албанского языка в качестве государственного языка наряду с македонским языком, увеличение представительства албанцев в органах власти, переход полиции под контроль албанцев в районах их компактного проживания и т.п. Ясно, что удовлетворение этих требований означало бы развал Македонии как государства.

Поражает пассивная позиция Москвы по поводу событий в Македонии, где проживает православное славянское население, которое сейчас фактически подвергается этнической чистке. Правда, как поведал Путин, он затрагивал тему Балкан и Македонии в ходе дискуссии в рамках "семерки-восьмерки" в Генуе. "Мне понравился настрой наших партнеров, -- сказал он, -- их принципиальный подход к урегулированию этой очень сложной проблемы. Он заключается в том, что при всей сложности проблем, с которыми мы там сталкиваемся, есть один критерий, который является общим и с которым мы согласились, -- это незыблемость границ в регионе, сохранение суверенитета, в том числе и Македонии". Президент добавил, что только на этой основе можно решать языковые проблемы и проблемы сохранения национальных культур в Македонии. К сожалению, Путин не нашел слов для осуждения политики западных держав, направленной на поддержку албанских сепаратистов и расчленение Македонии.



blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList