27.11.2003 15:56 | Правда | Администратор
ДЫШЛО
Ю. Скуратов: Я не могу мириться с наглым нарушением закона
Похоже, что ЦИК влипла в историю. В самом деле, решили играть в юридические кошки-мышки с тем, кто в этом деле собаку съел! Это даже не журналист Минкин, который в свое время выиграл суд с ведомством Вешнякова. Это бывший генеральный прокурор, доктор юридических наук, профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедрой конституционного, административного и международного права Московского государственного социального университета Юрий Ильич Скуратов. Его не зарегистрировали кандидатом в депутаты ГД по Бурятскому одномандатному округу № 9. Хотя понятно, что, будучи незарегистрированным, он лишен права вести предвыборную агитацию в округе, где его хорошо знают и помнят как земляка. Естественно, что это обстоятельство создает преимущества для других кандидатов в этом округе — косвенно, разумеется, как бы невольно со стороны и бурятской окружной избирательной комиссии, и российской, Центральной. Ведь пока у Скуратова суд да дело, зарегистрированные кандидаты «опыляют» избирателей своей агитпродукцией. И с каждым днем у Юрия Ильича все меньше возможности вести полномасштабную, спланированную выборную кампанию. При этом будем иметь в виду, что он идет на выборы под флагом КПРФ.
Что послужило причиной отказа в регистрации и как теперь развиваются события? Юрий Ильич, как и положено юристу, подробно, со ссылками на статьи Закона о выборах разъясняет ситуацию, цитирует документы, справки, постановления комиссий... Не будем перечислять все это с такой же подробностью. Передадим суть дела в основных чертах. «Идя на выборы по девятому одномандатному округу в Бурятии, я, конечно, знал: чиновничество республики, а значит, и окружная избирательная комиссия будут проявлять пристальное внимание ко мне, но не предполагал, что все будет сделано так грубо и нагло», — говорит Скуратов. Бурятская окружная избирательная комиссия отказала ему в регистрации 27 октября. Основания? Одно из основных состоит в том, что в заявлении, которое он написал в комиссию с просьбой зарегистрировать его кандидатом в депутаты Госдумы, была указана должность — исполняющий обязанности заведующего кафедрой конституционного, административного и международного права в Московском государственном социальном университете. Между тем в трудовой книжке записано, что он является профессором этой кафедры. С точки зрения здравого смысла, противоречие, конечно, чисто формальное, если не сказать глупое. Тем более что и от должности профессора Ю.И. Скуратов освобожден не был.
Второй придиркой было то, что справка о членстве в партии, подписанная Г.А. Зюгановым, в точности копировала такой же документ, представленный в ЦИК.
И, наконец, третье: копия диплома о высшем образовании заверена не только окружной избирательной комиссией, но и фондом «Правовые технологии XXI века». При этом Ю.И. Скуратов предъявил окружкому подлинник диплома и там удостоверились в том, что он полностью совпадает с копией. И заверили этот документ.
В общем, ситуация абсурдная по всем статьям.
Естественно, Ю.И. Скуратов обратился с жалобой в Центризбирком. Он представил справки с места работы, где черным по белому, за подписью руководства университета, по всей форме было сказано, что Ю.И. Скуратов действительно исполняет обязанности заведующего кафедрой и профессора одновременно. В ЦИКе приняли правовое решение: жалобу Ю.И. Скуратова удовлетворить, постановление об отказе в регистрации отменить, обязать окружную избирательную комиссию Бурятского одномандатного избирательного округа №9 незамедлительно повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата Ю.И. Скуратова.
Это «незамедлительно» в Бурятии сумели растянуть на неделю. Постановление ЦИК датировано 4 ноября, а повторное рассмотрение в Улан-Удэ состоялось аж 11 ноября. При этом не будем забывать, что во время предвыборной кампании избиркомы работают без выходных и праздничных дней.
Юрий Ильич с понятной иронией рассказывает, как мучительно шло заседание окружкома, как изобретались новые аргументы в пользу того, что регистрировать Скуратова нельзя. В муках рождалось очередное постановление. Были сомневающиеся, были противники. Поэтому, вероятно, в первый день решение принято не было. Понадобилась ночь, чтобы прийти к общему знаменателю. В итоге родился новый документ, который мало чем отличался от предыдущего: отказать в регистрации. Даже постановление высшей инстанции — ЦИК — не было для членов окружкома руководством к действию. Такое непослушание первоначально просто ставит в тупик. Но потом все становится ясно.
19 октября Скуратов вновь обращается в Центризбирком. Казалось бы, там должны встать на уши: как это так — не выполнить постановление вышестоящей комиссии? Где дисциплина?
Снова собирается рабочая группа Центризбиркома и снова делает вывод: жалобу Ю.И. Скуратова удовлетворить. Рабочая группа в этот раз идет даже дальше, чем в предыдущий. Она предлагает зарегистрировать Ю.И. Скуратова и обязать окружную избирательную комиссию выдать ему удостоверение о регистрации, обеспечить условия для осуществления своего избирательного права. В документе рабочей группы даже обращается внимание избирательной комиссии Республики Бурятия на ненадлежащее исполнение постановления ЦИК России... Но этот документ был проектом. Стать постановлением ему было не суждено.
Юрий Ильич говорит, что обычно подготовленный рабочей группой проект ложится в основу решения ЦИК. И это нормальная практика. Люди, работающие в группе, изучают дело во всех тонкостях, а затем уже на заседании ЦИК могут быть внесены некоторые уточнения, корректировки. Но в случае со Скуратовым все поставлено с ног на голову. Пожалуй, впервые было принято постановление, которое полностью перечеркивает подготовленный проект. И не только его. Но и собственное же предыдущее постановление по этому вопросу. Фактически получилось, что Центризбирком оказался построенным... окружной избирательной комиссией!
Но мы понимаем, дело тут совсем в другом.
«Как мы потом выяснили, Сурков из администрации президента дал команду, и, видимо, очень активно работала администрация с членами Центральной избирательной комиссии, — делится мыслями Юрий Ильич. — На этом заседании не было Вешнякова, не было Колюшина — члена ЦИК от КПРФ... И это сразу как-то насторожило. Елена Дубровина, член ЦИК, тут же высказала мнение, прямо противоположное проекту, принятому рабочей группой: отказать в регистрации. Но дело даже не в том, что это мнение разошлось с проектом. Оно прямо отрицало предыдущее решение этих же людей. Я предложил тогда им не выходить из правового поля, а сначала отменить собственное решение, признать его недействительным, не соответствующим закону, и уже потом принимать следующее. Чтобы хоть людей не смешить. Для меня было вдвойне тягостно узнать, что Елена Дубровина — выпускница Свердловского юридического института и того факультета, где я был деканом. Ведь декан не только учитель, но и духовный наставник студентов. Получилось, что я допустил брак в работе, воспитав такого юриста. Я не только не научил ее знанию закона, не научил даже уважению к нему, порядочности. Она не могла не понимать абсурдности ситуации. Вообще-то выступать на этом заседании я не планировал, но молчать было невозможно».
Главным камнем преткновения опять стало иррациональное, с точки зрения здравого смысла, «нарушение» закона: в трудовой книжке не указано, мол, что Скуратов и.о. зав. кафедры, а указано, что он только профессор, а вот в заявлении он пишет, что исполняет обязанности заведующего. При этом Юрий Ильич прямо говорит, что ЦИК пошла на фальсификацию. Дело в том, что в справках, предоставленных руководством университета, как раз и сказано, что он является и профессором, и исполняющим обязанности завкафедрой. Но ЦИК предпочла не увидеть второй половины написанного в официальной справке.
Вообще сам предмет обсуждения настолько надуманный, что напоминает споры алхимиков — и по уровню грамотности, и по зацикленности на одной теме. Просто обидно: для чего налогоплательщики содержат эту ЦИКу? Неужели для подобных исследований? Подумать только, какой страшный и жестокий «обман» избирателей предотвратили: будучи профессором, назваться заведующим кафедрой! Это вам не подсудимого кандидатом регистрировать, как это случается в нашей выборной практике! И плевать, что Скуратов в самом деле исполняет эти две должности — главное, что найдено мнимое противоречие в бумажках!
Юрий Ильич рассказывает, какие аргументы он приводил. В его знании закона вряд ли кто-то усомнится. Он призвал следовать букве закона и сослался на статью, где прямо сказано, что нужно указывать основное место работы и «занимаемую должность» — в единственном числе, а не «занимаемые должности». Эту позицию поддержал Вадим Соловьев — представитель КПРФ в Избиркоме с правом совещательного голоса. «А если бы речь шла о Путине»? — спросил он. Президент тоже должен все свои должности указывать — от председателя комиссии по борьбе с коррупцией до главнокомандующего и президентства? Ответом — гробовая тишина.
Несмотря на очевидность ситуации, восемь членов ЦИК проголосовали против регистрации.
Фактически комиссия приняла незаконное решение, считает профессор Скуратов. Он не сомневается, что члены ЦИК — люди отнюдь не глупые. Тем хуже для страны, для законности, для стабильности в обществе. Но это решение принято под давлением власти. Это говорит лишь о том, что комиссией можно манипулировать и доверять ей нельзя. Косвенным подтверждением этого вывода Юрий Ильич считает полное невмешательноство ЦИК в явно организованную травлю КПРФ на всех государственных каналах ТВ. Это то самое бездействие, которое способствует нарушению законности.
Дело тут, конечно, не в личности отдельно взятого гражданина Скуратова. Дело в том, что честных выборов не будет. И частный в общем-то случай со Скуратовым лишь показывает, насколько зависима в своих решениях Центральная избирательная комиссия. Оказывая давление на нее, власть тем самым подталкивает Россию к тбилисскому варианту, провоцирует массовое недоверие к выборам.
Было бы ошибкой думать, что человек, решившийся в свое время выступить против «семьи» и всесильного тогда Березовского, отступит теперь. Юрий Ильич подал жалобу в верховный суд Бурятии, не надеясь, разумеется, на правовое решение. За этим последует обращение в Верховный суд РФ. Он надеется, что там законность восторжествует. Если же нет, он решил обратиться в Европейский суд.
«Я не остановлюсь, — говорит Юрий Ильич. — Я не могу мириться с наглым нарушением закона. Это приведет к тяжелейшим последствиям для страны. И я сделаю все, чтобы не допустить этого».
Порой кажется, что Кремль потерял чувство реальности. До чего доходит! Скуратова мытарят, будто в России так уж много людей, знающих законы на его уровне. Но зато компрометировать его самыми грязными руками не стыдятся. Кого выпускают на экран, чтобы полить его грязью? Ковалева — бывшего министра юстиции! Именно того человека, который был осужден на девять лет лишения свободы. Это значит, что вина его доказана судом, хотя и решение о девяти годах условно выглядит юридическим казусом. Видимо, это все, что могла сделать «семья», защищая своих приближенных от законника — Скуратова. Но власти нужны такие люди и сегодня — кто же тогда будет лить грязь на честных граждан? Тем более ей ценен Ковалев — ведь решение о возбуждении уголовного дела против министра юстиции Ковалева принимал не кто иной, как Генеральный прокурор Юрий Скуратов. Что же это — ельцинская месть путинскими руками?
Жанна КАСЬЯНЕНКО.
blog comments powered by Disqus