01.03.2002 01:57 | Правда | Администратор
ФЕВРАЛЬСКИЙ ОГОНЬ
В молитве Ефрема Сирина, к прозрениям которого обращался незадолго до гибели Пушкин («Отцы пустынники и девы непорочны...»), есть горячее восклицание: «Господи, грех уныния и стяжательства не даждь ми!» В новогоднем выступлении на Епархиальном собрании Святейший Патриарх Алексий II говорил о грехе стяжательства: "В наше время зло вышло из подполья и бесстыдно заявляет о своей победе над добром... Главным мерилом и критерием все больше становятся деньги». А где же зло и деньги наиболее наглядно заявляют о своей победе? Да на голубых экранах с зеленым оттенком, конечно!
Вызывающе ярко проявилось это на третьем канале (бывшая «Московия»), где официозная православная программа о протокольных приемах и службах Патриарха «Предстоятель» соседствует, например, с кричаще антиправославной программой «Дольче вита». Упитанный ведущий вожделенно вещает: «Обрезание — не только сложная, но и ответственная операция». Замираешь: о чем это он? Но облегченно вздыхаешь и усмехаешься:
«Обрезать сигару так же трудно, как поцеловать в первый раз девушку». И невольно плюешься: нашел сравнение...
А вот пассаж; «Сегодня, когда станки и трактора России не нужны, искусство создания кинжалов возродилось». Цинизм и глупость: златоустовские клинки не теряли своей марки и в ту пору, когда соседний «Уралмаш» производил классные станки, а в Чебоксарах осваивали тяжелые трактора. Но ведущий продолжает купаться в роскоши: «Эти автомобили — не средство передвижения, а роскошь, то есть предмет нашей передачи, и продаются за 150 тысяч долларов». А перед этим на третьей кнопке корреспондент ТВЦ рассказывал про то, как в столице латают старые чехословацкие трамваи. Сколько общественного транспорта можно на такие «предметы передачи» отремонтировать? Да плевать на насущные нужды православных...
Перед началом заседания Высшего арбитражного су-да адвокатша с именем, которого нет в святцах, — Гералина Любарская жалостливо говорила перед камерами:
«Вся надежда только на Бога...» Вспомнили всуе о Господе, антихристовы силы! Но и после закрытия канала ТВ-6 многие продолжают надеяться лишь на Березовского, который, по свидетельству коллег, подбросил телевизионщикам на поддержание джинсов и «свободы слова» 1,2 миллиона долларов.
Рассуждая о судьбе этого и других каналов, «Известия» делают попытку анализа и предсказания: «Если допустить, что действительно Пугачев получит НТВ, то лицо будущего канала можно уже сегодня рассмотреть на «Московии». Лейтмотив ее общественно-политических передач — «Российский бизнес только для русских, причем для православных». Да могут ли аналитики отдела политики просто смотреть на экран и делать выводы?! Доренко, Березовский, Кобзон, который бизнесмен больше, чем певец, Жириновский и Хакамада, которые тоже больше бизнесмены, нежели политики, и так далее с небольшим разбавлением государственниками (изредка — Глазьев, Затулин) или персонажами из нафталина вроде Васильева из онемевшей «Памяти», которому и в «Совершенно секретно» не дали рта открыть.
Что здесь православного по сути и духу (пусть кто-то из персонажей демонстративно крестится), ума не приложу. Но даже такого канала «Известия» уже испугались, так же как и яблочная «Новая газета» после невыполнимого заявления Союза писателей России о необходимости создания общенационального телеканала «Собор». Корреспондент в ужасе пишет: «Нам предстоит услышать стаоые славянофильские песни и увидеть расширенный вариант “Московии”,хотя вряд ли демократически ориентированной части бизнес-элиты понравится такая судьба”. Напрасно поборник “демократии для избранных” вводит в заблуждение: никаких славянофильских песен на “Московии” – ни в прямом, ни в переносном смысле – нет: ни русской литературы, ни народной культуры, ни высокой духовности - одно попсовое “Большое плавание” c низкопробными прозападными песенками да ужимками. Но как испугались! Что же говорить, если начнет сбываться надежда на общенациональный, православный по духу канал или союзный – России и Беларуси? Если добро очнется и вступит в борьбу со злом, с теми, кто попирает ( неважно – крестится или в сенагогу ходит) библейскую заповедь: “Корень всех зол есть сребролюбие”.
НЕТЕЛЕГЕНИЧНЫЙ НЕМЦОВ
Похоже, что Немцова, просто царившего на всех телека-налах в феврале, заставят заткнуться свои же братцы-либералы. Во-первых, он страшно нетелегеничен, потому что беспрерывно скашивает оба глаза к носу и не может скрыть даже гримом капли пота над верхней губой. И то и другое хоть в классике, хоть в психиатрии — признаки беспросветного вранья. Во-вторых, его так заносит в приступах фанфаронства и жажды многое значить, что он постоянно прогова-ривается, вылезает с предположениями, выдает скрытые планы. После конференции с дешевым каламбурным на-званием «Власть прессы и пресс власти» Немцов поспешил выступить с заявлением о том, что у Киселевского ТВ-6 уже есть договоренность с пресловутым рядом иинвесторов:
«Это все русские люди, достаточно состоятельные для того, чтобы пожертвовать ради свободы». И назвал тот еще ряд:
Чубайс, Кох, Абрамович и Мамут. Ну что ж, в этой фразе, как и во всей болтовне лидера СПС, одна треть может претен-довать на правду: «состоятельные люди», а вот насчет русскости и жертвенности хватил!
Потом в Интернете появилось сообщение, что к этой четверке еще хотят прибавиться алюминиевые короли Дерипаска и «очень русский» Вексельберг, который начал преступно банкротить успешно работающий электродный завод и продавать его активы, наверное, для того, чтобы поддержать «свободу слова». Или свободу беззакония, контроля над последним достоянием России и переброску средств за границу? То, что именно такую политику будет проводить канал с лихими инвесторами, становится ясно после сообщения о том, что политику его намеревается определять Чубайс. Обозреватель Радзиховский назвал его в программе «Перекресток» (без всякого оппонента и перекрестного мнения!) «очень сильным человеком с большими деньгами». Потом, вспомнив свою работу в «Медиа-Мосте» Гусинского, он признался в степени «свободы» олигархических СМИ;
«Сначала была установка: мочить Путина. И мы брызгали. Потом пришла установка: хвалить Путина, и мы...» А несчастные телезрители — подопытные кролики, содержащие богатого Чубайса и верного Западу Киселева, который говорит о трех группах инвесторов и просит Немцова замолкнуть, не вредить, — выходят на митинг в защиту НТВ, обсуждают судьбу Сорокиной, которая плаксиво сказала: «У меня запасного аэродрома нет». А зачем, когда и основного (беспроцентный кредит на сотни тысяч долларов) вполне хватит?
Бедные — в прямом и переносном смыслах — доверчивые до лопоухости граждане!
ДЫМ ОЛИМПИАДЫ
Про огонь Олимпиады много сказано и показано по ТВ с безудержными восторгами Никиты Михалкова: «Вы поглядите, американцы не боятся быть патриотами». Большая доблесть! И у нас патриотов, певцов традиций и родной истории не меньше, но кто им даст средства и эфир, чтобы устроить такое шоу по телевидению?
Общефедеральная газета «Известия» вышла с аршин-ным заголовком на первой полосе: «В России 3 процента патриотов». Не знаю, что за глупое социологическое исследование проведено и сколь провокационно был сформулирован вопрос, но ясно, что это торжествующая ложь: если бы и впрямь три, то разграбленная, растлеваемая «русскими» олигархами Россия давно бы погибла. А она вон какую большую команду на Олимпиаду снарядила и оплатила: каждый участник государству, то есть нам с вами, в миллион обошелся, да еще сколько бесполезных чиновников от спорта понаехали! Не они должны были спортсменов отправлять домой, попирая олимпийский принцип: главное — не победа, а участие, но сами должны были улететь в знак протеста или полной своей непригодности после того, что делали с нашими спортсменами, особенно после женской лыжной эстафеты без сильнейшей команды России! Из международного праздника спорта организаторы и американские деляги умудрились сделать фарс, хамскую демонстрацию всемогущества денег и шовинизма. Новоиспеченный председатель Олимпийского комитета объяснил возмущение происходящим «эмоциональностью русских». Если бы! Скорей покорностью...
Не знаю, как оценят выступление членов команды специалисты (конечно, никакого русского чуда, равного победе хоккеистов Беларуси над викингами из Швеции, не произошло) и любители вроде Церетели или вице-премьера Матвиенко, которая прилетела в Америку «просто поддержать ребят, а никаких протестов и демаршей мы делать не будем?». Почему? Зачем тогда столько понаехало высших чиновников? Но уж в одном-то мы всех за пояс заткнули. Более нелепых, по-купечески расточительных одеяний ни у кого, конечно, не было. Особенно дико было смотреть на двубортные пальто мужчин, в которых на открытых санях надо ездить, а не в строю идти, а еще — калоши женщин. Говорят, что калоши и бобровые папахи делали в России, все остальное — в Италии и во Франции. Сколько бобров перевели в несчастной и нищей стране! Следом за нашей шикарной толпой прошли шведы в ярких и легких спортивных нарядах, а потом еще более скромно одетые представители самой богатой страны — хозяйки Олимпиады. США отличились в другом — в рекордной охране, в угарном духе чистогана, наглого давления и беспардонности саморазоблачения. «У нас патриотический катарсис!» — заявил президент телекомпании, которая была рада раздувать дым и огонь любого скандала.
Так, может, у нас вот такого американского патриотизма 3 процента? Или еще меньше, как написал на полосе «ЛГ» в дни Олимпиады с непонятным раздражением Александр Зиновьев: «В той ситуации, которая сейчас сложилась в России, степень патриотизма российского населения чрезвычайно низка, низка, как никогда, близка к нулю»? Так уж к нулю — неужели сбылась мечта кохов, чубайсов, Немцовых! А тем временем в США президент объявил 11 сентября Днем патриота и выходным днем. Попробовал бы там министр культуры провести телепередачу, как шоумен Швыдкой: «Патриотизм — последнее прибежище негодяев?». Будто знак вопроса заглушает душок издевательства и аморальности. Да у нас такие мелочи, как знаки препинания, не читаются или почитаются за местечковую интонацию.
Смрадный дым Олимпиады, которую можно назвать праздником астматиков (более 500 спортсменов «заболели», чтобы принимать запрещенные лекарства!), порой затмевал блеск медалей и сверкание слезинок на щеках победителей, но тем ценнее были наши нечастые и трудные победы!
ПЛАЧЕВНЫЕ ИТОГИ
Тихо подведены итоги «благосостояния» россиян за последний квартал 2001 года, объявленного реформаторами весьма успешным. За чертой бедности в России и остаются 34,8 миллиона человек, то есть около четверти населения. Самое страшное, что среди семей с дохода-ми ниже среднероссийского прожиточного минимума, который составляет всего 1574 рубля (социального ми-нистра Починка бы с его американским сынком посадить на этот минимум!), почти 60 процентов — это семьи с детьми, а среди тех, чьи доходы в 2 и более (!) раза ниже этого жалкого минимума, семей с детьми уже 70 процен-тов. Кто же выживет в этих семьях? Какие работники и за-щитники из них получатся? Они даже Швыдкому отпора не дадут, который продолжает над патриотизмом изде-ваться, а Гайдар тем временем получает благодарность от администрации президента за бюджет, обрекающий семьи с детьми на нищету. Позор...
ПРЯМАЯ ЯБЛОНЯ
Все-таки вернусь от серой картины февраля еще раз к детству и патриотизму. Думал, как возразить А. Зиновьеву по части «нулевого патриотизма». Стал снова перечитывать сборник «Подсолнушек», составленный из произведений детей — участников одноименного фестиваля литературного творчества, проводимого Московской писательской организацией, и понял, что бесхитростные творения детей, их признания есть простая и чистая форма выражения неискоренимого патриотизма. Вот как замечательно пишет Аня Алексееева из поселка Авсюнино Орехово-Зуевского района Московской области:
Такие руки у меня —
Чего-нибудь да делают...
Не любят греться у огня —
Они работы требуют.
Помогут старому соседу
Приладить цепь к велосипеду...
Проворно выкопают яму;
Посадят яблоню туда,
И кол - вплотную,
Чтобы прямо
Стояла яблоня всегда.
Как это зримо и светло! Мы, взрослые защитники Отечества, само государство и должны быть этим колом, чтобы яблонька росла прямо, а не гнулась под бурями и налетами грабителей.
Сейчас Московская писательская организация объявила новый конкурс: «Наша Москва-река». И потекли, как притоки могучей духовной реки, ручейки произведений, не казенно декларирующих патриотизм, любовь к малой родине и ее людям, а естественно выражающие сокровенное. Можно ли эту светлую волну свести к нулю? По-моему, даже нашим политиканам и СМИ не под силу!
ПУТИН У КНОПКИ?
«Невозвращение ТВ-6 команде Киселева должно послужить причиной объявления импичмента президенту Путину», — такой грозный приговор вынесла Новодворская на очередном псевдодемократическом сборище, а ведь Ельцину прощала любые преступления. Ее кумир Боровой вообще понес несусветную чушь: «Надо вернуть телеканалы собственникам». Вопреки судебным решениям? Браво, либералы! Так давайте вернем НТВ, подаренное Гусинскому в знак президентской благодарности за выборы-96, государству!
Наконец, вечно брюзжащий Явлинский отрезал: «Нет свободы слова в принципе». И никто из борцов за свободу и демократию не заикнулся о самом насущном: о нужном как воздух Законе об электронных СМИ, который есть во всех цивилизованных странах! Ведь когда Тернер якобы собирался купить НТВ, никто не вспомнил, что в самих-то США любой иностранный толстосум может владеть не больше чем третьей частью акций даже частного телеканала. Например, сколько бы ни вывез денег Березовский — в Америке ему не купить и жалкую телекомпанию, а в России он почему-то контролировал . ОРТ, владея ничтожными процентами акций.
Для нашей сверхполитизированной и расколотой страны более всего подошел бы Закон об электронных СМИ, принятый в Испании, сумевшей преодолеть разрушительные идеологические последствия гражданской войны. По нему никто не может владеть более чем 20 процентами акций. Казалось бы, дробление? Нет, настоящая демократия: пусть пять владельцев-магнатов, представителей разных заинтересованных структур и партийных сил, спорят, договариваются, ищут приемлемую позицию, не вздрючивая общество, не давя на решения парламента и правительства и, наконец, на психику журналистов.
Некоторые из них робко заикнулись о том, что можно было бы создать пул, как модно ныне говорить, или товарищество, как говаривали раньше, в котором можно было бы учесть интересы всех претендентов, а главное, самих зрителей — и православных, и любителей спорта, и детской аудитории, и деятелей русской культуры — ну всех, о ком пеклись выступающие с высокой трибуны VI Собора, начиная со Святейшего Патриарха и президента Путина. Вот в этой роли примиряющей, мудро руководящей фигуры хотелось бы видеть последнего, а не в фуражке диспетчера, возвращающего кнопку разрушителям России по указке демократического паноптикума.
Редкая возможность выпала — попробовать объединить здоровые силы, спасти от всевластия олигархов освободившийся телеканал, но огонь февраля вернее всего обернется пшиком марта.
blog comments powered by Disqus