Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

21.08.2003 01:48 | Правда | Администратор

Г.А. ЗЮГАНОВ: ЧЕМ КОММУНИСТЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ

     Председатель ЦК КПРФ Геннадий ЗЮГАНОВ в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию РСДРП — КПРФ, ответил на вопросы представителей региональных партийных СМИ.

О смене названий нашей партии

     — Российская социал-демократия прошла долгий путь, — отметил Г.Зюганов. — Ключевые этапы ее развития нередко требовали и соответствующей историческому моменту смены названия партии.

     В последнее время опять оживилась идея, что Компартии Российской Федерации стоило бы перелицеваться в социал-демократическую: по примеру того, как это сделали некоторые бывшие правящие партии в странах Восточной Европы.

     Мы же считаем, что суть партии определяется не названием, а программой, способом действий, их характером. Родившись на II съезде как РСДРП, а затем последовательно корректируя свое имя, она стала РСДРП(б), потом ВКП(б), КПСС и сегодня носит имя КПРФ.

     Смена названия имеет принципиальное значение. Данный вопрос касается каждого члена партии. И если вопрос этот когда-нибудь опять встанет перед нами, то партия и примет по нему решение. Сейчас же для КПРФ такой проблемы нет. Ни среди наших кадров и актива, ни в членской массе, ни в рядах сторонников, ни в обществе в целом ее не поднимают.

Чем коммунисты отличаются от социал-демократов

     — Мы хорошо понимаем, что коммунисты и социал-демократы выросли из одного общего корня и разделились на рубеже двадцатых годов двадцатого века, — заметил Г.Зюганов. — Отсюда многие наши общие ценности, среди которых на первом месте — идеал социальной справедливости. Однако понимание этого идеала у коммунистов и сегодняшних социал-демократов принципиально различается.

     Коммунисты ставят своей целью практическое достижение социальной справедливости. Социал-демократы же в основном выполняют посреднические функции между хозяевами и наемными работниками, помогая последним бороться за лучшие условия продажи своей рабочей силы. Присущие капитализму противоречия между трудом и капиталом — это жизненные условия, в которых существует современная социал-демократия, ее «среда обитания», если так можно сказать. Социализм и для нее — это скорее недостижимая на практике цель. В этом плане известная формула Эдуарда Бернштейна «Движение — все, конечная цель — ничто» не утратила для социал-демократии своей актуальности и по сей день.

     За прошедшие восемьдесят лет западноевропейская социал-демократия пережила много исторических зигзагов. Их общий вектор — постепенное удаление от первоначального идеала и медленный, но неуклонный дрейф вправо, постоянное заимствование либеральных идей, сползание на либеральное идеологическое поле. Когда-то генерал де Голль сказал: «Я не люблю социалистов, потому что они не социалисты». Может быть, в этом афористичном высказывании есть риторический перехлест, но суть выражена довольно точно.

     Вот и сегодня европейская социал-демократия переживает очередной кризис своей идентичности, то есть утрату собственной сущности. Недаром довольно резкая полемика идет между лидерами социалистов романских стран, которые всегда были левее, с одной стороны, и более правыми британскими лейбористами и германскими социал-демократами — с другой.

     Идет такая борьба и в среде тех сил российского общества, что называют себя левыми, социалистами, патриотами. И тут тоже очень важно разобраться кто есть кто.

Режим пытается культивировать меньшивизм в рядах КПРФ

     — Столетний опыт РСДРП — КПРФ позволяет партии успешно противостоять попыткам режима столкнуть партию в болото меньшивизма и реформизма, — подчеркнул Г.Зюганов. — Как и большевики, сложившиеся в могучее историческое явление в острой идейной борьбе на II съезде РСДРП, мы боремся и будем бороться против мелкобуржуазных уклонов в нашей партии. Против групповщины и кружковщины, подрывающих наши ряды (вроде бундовцев и меньшевиков начала ХХ века).

     Ведь меньшевизм и сегодня — при самом заботливом попечительстве режима — пытается заново возродиться, столкнуть партию в поток реформизма, в болото пустопорожних дискуссий, в трясину личных амбиций отдельных представителей оппозиционного движения и играющего им на руку «болота». Именно опыт РСДРП — КПРФ, твердые позиции сегодняшних членов партии, единство ее руководства позволяют нам одолеть такую угрозу.

О кризисе европейской социал-демократии

     — Сегодня в общественное мнение усиленно проталкивается штамп: «Будущее — за социал-демократией», — заметил Г.Зюганов. — Секрет этой формулы заключается в знаменитом эффекте «золотой» середины — в стремлении многих людей, уставших от бурных событий, занять среднюю позицию между диким капитализмом и жесткой мобилизационной плановой экономикой. Доктрины социал-демократии подаются людям как возможность сочетать позитивные стороны двух систем и по меньшей мере смягчить, если не устранить вовсе, их негативные особенности.

     Но так ли это? Соответствует ли данный взгляд реальностям мира и России? Опыт последних десятилетий говорит о том, что проблема социал-демократии, то есть попытки соединить свободный рынок с обширными социальными гарантиями населению, претерпевает серьезный кризис.

     Все правящие левоцентристские партии в зоне евро под действием жесткого бюджета, обусловленного наличием единой валюты, проводят сейчас никак не социалистическую и даже не социальную, а открыто консервативную макроэкономическую политику. В Великобритании, например, Тони Блэр настолько вторгся на территорию классического консерватизма, что тори просто не знают, что делать, как обозначить свое отличие от якобы «левых» лейбористов.

     Социал-демократия континентальной Европы также постепенно, но неуклонно меняет стратегию экономической политики. Начинает господствовать взгляд, что социальную модель, на разработку которой они в свое время потратили столько сил, необходимо изменять, причем именно в сторону либерализма. В итоге «левые» оказались «правыми», а некоторые из них умудряются переплюнуть даже самих «правых».

     Тот же британский премьер был первым, кто озвучил новую повестку дня для европейской социал-демократии, заявив: «Будет ли Европа продолжать жить по старой социальной модели, построенной на социальном законодательстве и системе социальной помощи, идущих еще от шестидесятых и семидесятых годов, или она признает, что новая экономика требует изменения направления европейской экономической политики в будущее?». Ответ уже ясен.

     Сегодня очевидно, что общий для всей Европы процесс, получивший название «дерегуляции», заключается в либерализации экономики и значительном урезании социальных гарантий. Именно этот принцип становится знаменем современных европейских «левых» и все более выхолащивает из провозглашаемой ими социал-демократической идеологии ее рациональное зерно — равновесие. Европейские социалисты сползают к самому обычному либерализму, прикрывая это лишь сохранением некоторой доли прежнего социального пафоса. Это не наш путь.

Что за красивыми призывами о социал-демократизации КПРФ

     — Мы не забыли, что именно под горбачевско-яковлевскими лозунгами социал-демократизации была уничтожена Компартия, разрушена мировая социалистическая система, — подчеркнул Г.Зюганов. — А затем произошла реставрация бандитского капитализма, отбросившая Россию на столетие назад. Поэтому для партии, отстаивающей идеалы социализма и социальной справедливости, сегодня нет лучшего способа дискредитировать себя, чем последовать совету некоторых экспертов и пополнить ряды либеральных организаций с социал-демократической этикеткой.

     КПРФ сегодня гораздо ближе к изначальным идейным принципам, на которых родилось и развивалось левое движение, чем социал-демократы Европы. Коммунисты идут гораздо дальше, чем нынешние социал-демократы. Можно сказать так: у коммунистов есть все действительно ценное из багажа социал-демократии и плюс к нему немало того, чего у социал-демократов нет.

     Сегодня мы отмечаем 100-летие РСДРП — КПРФ. Достаточно вспомнить, какие проблемы ставил II съезд РСДРП, и сравнить их с сегодняшними позициями КПРФ, чтобы ясно и недвусмысленно понять, кто является наследником ленинской российской социал-демократической традиции.

     Ведь это мы в России выступаем за защиту прав трудящихся, за проведение подлинной социальной политики, политики доходов и повышения жизненного уровня граждан. Это мы требуем провести национализацию базовых отраслей нашей экономики. Без этого никакие самые распрекрасные планы и программы просто не реализуются. Как бы правильно вы ни делили бюджет, но если он мизерный, ничего хорошего по определению получиться не может.

     Это мы выступаем против купли-продажи лесов и сельскохозяйственных угодий. Мы боремся с грабительскими реформами типа ЖКХ. Мы выступаем в защиту кровных интересов беднейших слоев российского общества, а они составляют 80 процентов населения. Это мы ставим вопрос о бесплатном образовании и медицине, о реальном 8-часовом рабочем дне и оплачиваемом отпуске для трудящихся. Все это — базовые, исконные позиции классической социал-демократии. И, кроме КПРФ, в нынешней России никто их — как систему ценностей — не отстаивает. Это — программа-минимум РСДРП — КПРФ в ХXI веке.

     Есть и еще одна сторона социал-демократизации для России: она чревата потерей самостоятельности для нашей страны. Сначала назовитесь социал-демократией и принесите присягу Социнтерну, затем откажитесь от своей и возьмите западную систему ценностей, потом примите к исполнению указания от международных, то есть западных, организаций — этот путь хорошо известен. Мы хорошо помним, как социал-демократические правительства Франции, Германии, Великобритании бомбили братскую Югославию вместе со своим «старшим братом» — США. Нет, пресловутая атлантическая солидарность — не наш выбор. Мы отстаиваем собственный независимый внешнеполитический курс, нам не нужен чужой диктат.

     КПРФ, как это с упорством делала и РСДРП со времен своего II съезда, вносила, вносит и будет вносить в трудящиеся и рабочие массы социалистическое сознание. Причем органически объединив его с сознанием патриотическим, национально-освободительным, антиглобалистским и антиимпериалистическим.

     Вот почему мы не видим причин для того, чтобы переименовывать нашу партию. Современная КПРФ впитала все самое лучшее из коммунистического движения, опыта социал-демократических, социалистических, национально-освободительных партий и движений. Наша партия шла и будет идти своим путем. Социал-демократическая «ниша» в нашей стране прочно занята КПРФ. В России свои «левые», имя им — коммунисты, — подчеркнул Г. Зюганов.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList