12.05.2001 02:02 | Правда | Администратор
ГДЕ НАДЕЖНЕЙ
Раздающиеся с завидным постоянством из Кремля и Дома правительства заклинания о якобы наступившей за время правления В.Путина <экономической и политической стабилизации> могут пока еще, как показывают события, вводить в заблуждение определенные группы нашего населения, особенно тех, кто проживает в столичных центрах. Но западных инвесторов-толстосумов, которых непрестанно зазывают на нашу землю Греф, Кудрин, Касьянов, да и сам президент Путин, сказки о наступлении <эры стабильности> обмануть не могут. Тому подтверждением служат самые надежные свидетельства -- опубликованные недавно официальные данные Госкомстата России. Они говорят о том, что за весь так называемый <благополучный> 2000-й год в Россию поступило чуть более 10 миллиардов долларов иностранных капиталовложений, из которых на прямые инвестиции (а это как раз самые нужные для любой стабильно развивающейся страны капиталовложения, направляющиеся в развитие непосредственно производства, совершенствование транспортной сети и т.п.) пришлось всего 4 миллиарда 400 миллионов долларов. Много это или мало?
Судите сами. Указанные 4 миллиарда 400 миллионов -- это всего лишь немногим больше того, что поступило в страну в 1999 году. Только один этот факт заставит задуматься любого мыслящего человека: в самом деле, если увеличение притока прямых инвестиций мизерное, где же тогда благоприятная реакция на ту самую <небывалую>, путинскую <стабильность>? Отчего же нет тогда увеличения в два, в три раза -- да хотя бы процентов на 50? Напомним для сравнения: в социалистический Китай, где у власти крепко стоит Коммунистическая партия, а противники социализма и <демократы> типа наших чубайсов, немцовых и хакамад рубят бамбук на лесоповале, западные инвесторы ежегодно вкладывают прямых инвестиций примерно, с небольшими колебаниями, в 10 раз больше, чем в <демократическую> и <стабильную> Россию. С другой стороны, согласно тем же официальным данным Госкомстата РФ, за все годы разорительных для нашего народа и проведенных под прямую диктовку самых оголтелых антироссийских кругов Запада <реформ> Россия получила с этого самого Запада всего-навсего 32 миллиарда долларов инвестиций. Да в иные годы правления Ельцина и его команды столько денег утекало из России за один лишь год! Кроме того, из этих 32 миллиардов долларов лишь половина, то есть всего 16 миллиардов, приходится на прямые, самые эффективно используемые инвестиции. Опять же, это значительно меньше той суммы, которую, по всем имеющимся экспертным оценкам, новорусское ворье (не верящее, как видно, в <путинскую стабильность>!), вывезло из России за один лишь прошедший 2000 год. Между тем, китайская экономика, как мы уже увидели, за один лишь год получает в два с лишним раза больше.
Вы спросите, отчего так происходит? А ответ известен уже давно -- только Греф, Кудрин да Немцов с Чубайсом предпочитают об этом помалкивать, хотя обо всем остальном готовы часами разглагольствовать перед объективами телекамер. Дело в том, что иностранному капиталу для вложения в какую-либо страну необходимы несколько условий. Во-первых, это политическая стабильность -- по-настоящему, а не на словах. Причем не только на сегодня, до ближайшего заката солнца, но и на перспективу. В этом-то все и дело: капиталист, вкладывая деньги в производство, должен быть уверен не в сегодняшнем -- в завтрашнем дне. В противном случае максимумом, на который он пойдет, будут не прямые -- производственные, ориентируемые на дальнейшее развитие, а так называемые портфельные инвестиции, вкладываемые в уже имеющиеся пакеты ценных бумаг (отсюда и название) исключительно с целью их спекулятивной перепродажи. <Советская Россия> уже рассказывала своим читателям о том, как именно такие <портфельные> инвесторы, накупив всевозможных пакетов российских акций заодно с пресловутыми ГКО, накануне 17 августа 1998 года разом <сбросили> их на наш финансовый рынок, тем самым окончательно обрушив его.
Будем говорить прямо: в социалистической стране, что бы и как бы о ее политическом режиме ни думал западный инвестор, он в таком завтрашнем дне уверен. Потому и всегда с охотой торговали с социалистическими странами западные капиталисты-толстосумы, потому без опаски шли туда с инвестициями. Приведем два примера -- из дней прошлых и настоящих.
В ноябре 1933 года, после признания правительством президента США Франклина Д.Рузвельта Советского Союза, последовали первые торговые соглашения между двумя странами. В те дни газета № 1 капиталистического мира -- <Нью-Йорк таймс> -- вышла с историческим заголовком: <Русские более надежны с финансовой точки зрения, чем Уолл-стрит>. Любые комментарии здесь, по-моему, излишни. При этом имеются, конечно, в виду -- тогдашние, то есть советские русские, возглавлявшиеся И.В. Сталиным, а никак не <новые русские>, чьим рупором служат Кириенко, Немцов, Явлинский и им подобные. Напомню также читателям, что советские государственные долговые обязательства -- да-да, по тому самому советскому (без кавычек) долгу, который не превышал 25 миллиардов долларов и по сути дела как раз и представлял собой форму прямых иностранных инвестиций в нашу экономику -- вплоть до начала преступной горбачевской политики <перестройки> пользовались у западных инвесторов не меньшим доверием, чем хорошо всем известные государственные облигации США. А то, что наша страна не нуждалась в тот момент в более крупных объемах инвестиций, говорит лишь о том гигантском промышленном потенциале, которым обладал Советский Союз, и о нашей на тот момент относительной самодостаточности.
Второй пример -- из дня сегодняшнего. Газета <Известия> опубликовала беседу с экспертом по проблемам России из известного Фонда Карнеги М.Макфолом, который прямо заявил, что китайская коммунистическая <модель в таком виде существует уже многие годы, и американский капитал привык к ней. А в России его пугают именно меняющиеся правила игры>. Нужно ли что-то добавлять к вопросу о <стабильности>?
Далее, чтобы иностранный инвестор вкладывал деньги в производство на территории чужой страны, он должен также видеть у местных властей наличие четкой программы по развитию такого производства, наличие промышленной политики. Есть у центральных российских властей подобная программа, проводится ли хоть какая-то промышленная политика? Ответ, уважаемые читатели, вы знаете сами. Какая промышленная политика, если правительственные чины на полном серьезе спорят о том, куда девать <лишние нефтедоллары>? Только вдумайтесь в этот бред, уважаемые читатели: была бы у руководителей Советского Союза или у сегодняшнего социалистического Китая <проблема>, куда же потратить <лишние> деньги?! Да они моментально пошли бы или на повышение уровня жизни основных масс населения, или в развитие производства, в создание новых видов техники и оборудования, в научно-технический прогресс! А для Грефа с Кудриным, при прямом попустительстве президента Путина, при принятой на вооружение политике не развития, а выживания, -- действительно, возникает проблема <лишних денег>. Производство-то ведь не обновляется, не совершенствуется. Так какой, скажите, стратегический инвестор, пойдет в страну, федеральные власти которой живут по принципу <дожить до рассвета -- и ладно>?
Наконец, инвестору важно видеть в стране порядок. <Советская Россия> уже рассказывала своим читателям, как жестко, не обращая внимание на вопли <поборников прав человека>, власти Китая обращаются с преступниками в своей стране. А иностранным инвесторам по душе, когда взяточник-чиновник чувствует тяжелую длань закона! Недавно на телеканале РТР во время очередной еженедельной передачи <Пресс-клуб>, посвященной как раз проблемам всевластия чиновников и коррупции в сегодняшней России, один из журналистов-<демократов>, не выдержав, закричал в микрофон: <А вот при Сталине чиновник взятки не брал -- а если и брал, то знал, что его за это расстреляют!>. Как говорится, умри -- лучше не скажешь. А в нашей сегодняшней стране, где полновластным хозяином является вор-<прихватизатор> вчерашней государственной, общенародной собственности, где, как напомнил недавно другой телеканал -- ТВЦ, закрыли уголовное дело о событиях, предшествовавших дефолту 17 августа 1998 года, когда руководители страны просто-напросто разворовали полученный 4-миллиардный долларовый (!) кредит, -- в такой стране говорить о создании благоприятного климата для серьезных иностранных инвесторов просто смешно.
И, тем не менее, одна весьма интересная и показательная тенденция наметилась четко: согласно официальным статистическим данным, западный капитал (при всех его общих незначительных объемах) потянулся в регионы <красного пояса>. Судите сами. Возьмем, например, Тульскую область. Среди факторов, обусловивших ту поистине историческую победу, которую в самый день рождения В.И. Ленина одержали на губернаторских выборах в области коммунисты и их союзники против коалиции всех объединившихся против них антикоммунистических сил, средства массовой информации менее всего называли один фактор, заслуживающий особого внимания. По итогам 2000 года Тульская область вышла на 3-е место по привлечению иностранных капиталов среди 18 субъектов федерации, расположенных на территории Центрального федерального округа. Это тем более показательно, что первый и второй <призеры> -- это город Москва и столичная Московская область, с банковско-финансовыми возможностями которых, как вы, уважаемые читатели, сами понимаете, трудно тягаться скромной среднерусской области.
А вот все остальные, так сказать, схожие по потенциалу регионы округа оставлены далеко позади. В чем причина? Да всего лишь в том, что западные капиталисты поверили в прочность режима патриота В.Стародубцева и в серьезность его намерений. Тому доказательствами - ответственная промышленная и сельскохозяйственная политика, которую вот уже несколько лет проводит администрация губернатора Стародубцева, и благоприятный инвестиционный режим, который <красная> Тульская дума и администрация установили в том числе для иностранных инвесторов. Конкретные программы развития агропрома области и угольной промышленности, почти полностью заброшенной при прежнем <демократическом> руководстве области, то есть реальные проекты в производственном секторе, привлекли за один лишь 2000 год почти 82 миллиона западных капиталов. По сравнению с китайскими провинциями это, конечно, мало, но давайте сравним эти инвестиции с тем, что получили за этот же период несравненно более богатые ресурсами и числящиеся в <демократических> Архангельская область (39 миллионов), Республика Коми (54 миллиона) или богатейший по своим природным запасам, громадный по территории Красноярский край (64 миллиона). Числившаяся еще совсем недавно <витриной демократических реформ> родная <немцовская> Нижегородская область также получила лишь 64 миллиона долларов, а еще одна вся из себя <демократически продвинутая> область -- Новгородская -- привлекла всего 49 миллионов долларов, то есть едва ли не вдвое меньше, чем <красная> Тульская. И если при этом <демократическая> печать именует новгородского губернатора М.Прусака <творцом новгородского инвестиционного чуда>, то какой же характеристики должен заслуживать тульский губернатор В.Стародубцев?
А возьмите опору <красного пояса> -- могучий Краснодарский край. Выступая на Пленуме ЦК КПРФ в прошлом месяце, лидер партии Г.А. Зюганов провел сравнение между экономическими результатами, достигнутыми в двух соседних регионах юга России, -- Ростовской области, где царит губернатор-<демократ> В.Чуб, и Краснодарском крае по итогам руководства краем легендарного <батьки Кондрата> -- Н.И. Кондратенко. При одних только словах <Кондратенко>, <Краснодар> лица <демократических> отморозков типа Сванидзе начинают одновременно краснеть и бледнеть от злости. А вот иностранные инвесторы, похоже, совсем не испугались обвинений руководства <красного края> в пресловутом <антисемитизме>, вложив в экономику края почти миллиард (!) долларов. По привлечению иностранных капиталов край вышел на третье место по России. Это более чем в 10 раз превышает объем иностранных инвестиций в соседнюю <демократическую> Ростовскую область! Видимо, по душе пришлись западным капиталистам твердый порядок и законность, обеспеченные благодаря четырехлетнему руководству краем <красной> администрации.
Что особенно характерно, почти вся указанная немалая сумма иностранных инвестиций приходится именно на прямые инвестиции, то есть направлена на развитие производственного сектора -- сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края, а также хозяйства и инфраструктуры морских портов. Это лучшее соотношение по стране! Лишь немного уступая еще одному признанному <демократическому> центру -- Ленинграду по совокупному притоку инвестиций (у него -- второе место по России), Краснодарский край почти в 6 с половиной раз опережает <северную столицу> по абсолютной величине самых необходимых в хозяйстве -- прямых инвестиций. По этому показателю край уступает (пока!) лишь Москве, однако в самой столице доля прямых инвестиций в общем объеме их поступлений далеко не столь благоприятна и составляет лишь 37 процентов. Остальное -- вложения или в торговлю, или в финансовые спекуляции.
Впечатляют -- и по абсолютным значениям, и в сопоставлении с соседями -- успехи еще одного <красного> региона -- Челябинской области. По итогам 2000 года администрация губернатора-патриота П. Сумина смогла привлечь почти 600 миллионов долларов против, скажем, 163 миллионов у соседей -- в родной <ельцинской>, то есть по определению <демократической> Свердловской области. А ведь промышленный потенциал у двух областей могучего Урала примерно равный. Вот только отношение к этому потенциалу разное, разные программы по его подъему, разная и борьба с коррумпированным чиновничеством -- оттого и иностранный инвестор реагирует по-разному.
И еще одну цифру заметить имеет смысл нам с вами, уважаемый читатель. Главный сторонник купли-продажи русской земли губернатор Саратовской области Д.Аяцков сумел по итогам 2000 года привлечь иностранных инвестиций... аж пять с половиной миллионов долларов! И это при размерах и благоприятных условиях своего региона. Видимо, иностранные инвесторы видят в администрациях <красного пояса> что-то похожее на стабильность и надежность бывшего советского и нынешнего китайского режимов, а их конкретные экономические программы по подъему производственного сектора своей продуманностью и серьезностью вызывают у них большее доверие, чем метания Лебедя и Росселя, а уж тем более -- программы по торговле пахотной землей и легализации проституции, чем на весь цивилизованный мир прославился Аяцков.
Олег ЧЕРКОВЕЦ,
доктор экономических наук.
blog comments powered by Disqus