Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

10.08.2003 06:09 | Правда | Администратор

ХАТА НА ПУСТЫРЕ

Праздник на оренбургской улице — 3000 домов за четыре года

     На новой улице праздник — по случаю присвоения ей названия Губернаторской. Директор акционерного общества «Ключевское» Николай Васильевич Залозный сказал:

     — Вообще-то в названии надо добавить имя Алексея Андреевича Чернышева, главы области. Ведь без него мы десять лет не строили.

     А непостроенная улица — она чьего имени? В отличие от Герострата нынешние его потомки не горят желанием войти в историю с сожженными бездельем — непостроенными домами. Они скромные. Присвоив власть, делают вид, что они ни при чем: моя хата с краю — ничего не знаю, ни за что не отвечаю.

     При социализме вышли на уровень строительства, обеспечивавший в соответствии с Государственной программой «Жилье-2000» ввод в Оренбургской области не менее 1300 тысяч квадратных метров в год. По мере насаждения капитализма обещавшие народу рай «демократы» оставили место для него многим и впрямь лишь в шалаше. Строительство жилья обвалом, в течение нескольких лет, сократили до 380 тысяч квадратных метров в год (сюда входят и дворцы бандитов, банкиров, сановников и прочих новоявленных господ «демократов»). Ежегодно потеря жилья для населения области приближается к миллиону квадратных метров, а всего за время возрождения капитализма она превысила 9 миллионов квадратных метров, это более 100 тысяч домов. Если бы поставить их в двухрядную улицу, она протянулась бы не менее чем на 1500 километров — как раз вдоль дороги от Оренбурга до Москвы.

     И что же эта непостроенная улица должна оставаться безымянной? Или на каждом ее километре должна быть табличка с именами Горбачева и Ельцина как главных нестроителей, разрушителей? Но только ли они блудили: «Где эта улица, где этот дом?» Или и те, кто поддерживал их во «властной вертикали»?

     Тогда будут и другие имена, начиная с В.В. Елагина — ельцинского посланца на сидение «во властных креслах» (его слова) Оренбургской области. Как и Ельцин, дипломированный строитель и даже успевший побывать на строительных площадках в качестве командира студенческого отряда обкома комсомола, Елагин должен бы наглядно представлять всю противоестественность и губительность для народа остановки строительства, всю преступность направленной на это политики. Должен бы понимать, как называется причастность к такой политике.

     Однако ударными темпами разрушили всю сферу капитального строительства. В подавляющем большинстве остановили и отдали на разграбление предприятия промышленности строительных материалов, разогнали подрядные организации и разорили их производственные базы. Дольше всех сохраняло дееспособность кооперативное объединение по строительству на селе «Оренбургагропромстрой». Его правление, председатель Виктор Николаевич Воронков много раз, в том числе через ведущую областную газету «Южный Урал», обращались с призывами и предложениями по спасению строительства на селе, в том числе жилья.

     В результате выборов после почти десятилетнего перерыва к управлению областью вернулся бывший второй секретарь обкома КПСС А.А. Чернышев, на сей раз в качестве первого руководителя. Сразу же была разработана и введена в действие областная программа восстановления жилищного строительства на ближайшие три года. В качестве организатора создано акционерное общество «Сельский дом» на базе остатков объединения «Оренбургагропромстрой».

     В первом же году было построено 206 домов, в следующем — 603, и вот на именинах новой улицы заместитель главы области Ю.Н. Карпов сообщил:

     — Наша область — единственная в России, которая сдала за последний год более 1000 домов на селе. В новом году запланировано построить еще не менее 1200.

     Итого, более 3000 за четырехлетний срок правления А.А. Чернышева.

     Понятно, вдребезги реформированная экономика дополнительных денег не дает, напротив, их остается все меньше. Однако теперь проявлена политическая воля восстанавливать, а не разрушать. Хотя бы жалкие крохи еще не отнятых у трудящихся средств вложить в производство и тем самым дать хоть один из необходимых толчков для раскручивания маховика народного хозяйства. В производство как первоисточник возрождения экономики. Во имя этого пересмотреть все траты из областного бюджета. Пресечь не только явное расточительство, но и выдувание «рыночных» мыльных пузырей. Таких, как создание «в цивилизованном мире» «привлекательного инвестиционного имиджа нашей области». Под таким благовидным предлогом сколько промотали народных денег на массовое чиновничье паломничество по заграницам, на устройство там выставок и прочих рекламных акций с нулевой отдачей.

     А.А. Чернышев перекрыл многие (хотя и не все) утечки и создал в областном бюджете оборотный фонд кредитования программы строительства «Сельский дом». Это не попытка возобновить строительство бесплатного жилья за счет государства, а способ вовлечь в созидание даже не только мелкий, а мельчайший «бизнес» — крестьянское подворье, зачастую выпавшее из товарного производства и скатившееся до первобытного натурального хозяйства. Вовлечь в строительство семью, родню, позвать соседей на «помочь».

     Ссудных денег в области наскребли в 2000 году 90 миллионов рублей, в следующем — 100 миллионов, затем освоено 128 миллионов рублей. Пошли в оборот первые возвратные суммы. За прошлый год при плане 18 миллионов собрали 30 миллионов рублей в погашение ссуд.

     На строительство дома и подворья выдается товарный кредит на 250 тысяч рублей члену акционерного общества, колхознику и 300 — 350 тысяч рублей — фермеру. Соль в том, что впервые за время «реформ» кредит выдается не под грабительскую, а под экономически целесообразную ставку 7 — 8 процентов годовых сроком на 15 лет.

     Вернуть его до недавних пор была еще в силах часть крестьян, прежде всего членов сохранивших плавучесть колхозов. Именно они заказали 65 процентов домов. Председатель колхоза «Победа» Асекеевского района Ильдус Ядкарович Давлятов возводит таким образом 40 домов. Директор акционерного общества «Ключевское» Беляевского района Николай Васильевич Залозный на празднике новой улицы рассказал о принятом здесь порядке расчетов:

     — Каждый дом хозяйству обошелся в 400 тысяч рублей. Новосел купить его не в состоянии. Половину этой суммы он будет выплачивать в течение 15 лет. А половину хороший работник получит от хозяйства в подарок по истечении срока. В целом областной кредит возмещает акционерное общество.

     Генеральный директор «Сельского дома» Ильдус Рифатович Янбулатов рассказывает:

     — Основную массу товаров заказываем на предприятиях области, повышаем их загрузку, они осуществляют более 50 конкурсных инвестиционных проектов по освоению лучших технологий и изделий.

     Такой бы подход к возрождению всего народного хозяйства. А пока это очень важное, но только начало, показывающее, что государственный подход в принципе возможен. В Оренбургской области кредитами по «Сельскому дому» воспользовались работники 344 колхозов и других сельскохозяйственных предприятий — около половины общего количества хозяйств. Кроме того, более 1000 единоличников-застройщиков.

     Другая половина бывших крупных хозяйств и очень многие из единоличников ввиду их реформаторского ограбления сегодня лишены былой возможности что-либо строить. Их деревни и села более чем за 10 лет капитализма заметно обветшали и обезлюдели, именно вокруг них находятся миллионы заброшенных и превращенных в пустырь пашен, лугов и степных сенокосных угодий. Огромные, веками обжитые пространства оказались теперь вплотную перед угрозой полного запустения. Если пребывающие во власти думают о сохранении государства, то они не могут не беспокоиться об удержании своих земель, а для этого — об их заселенности и хозяйственной освоенности.

     Крестьянин уж точно болеет об этом и цепляется за родной уголок земли. Председатель совета «Сельского дома» В.Н. Воронков говорит:

     — Со времени возобновления строительства в мой кабинет зачастили руководители акционерных обществ: «Включите в программу...» Каждый второй — неплатежеспособный. Приходится отказывать. Не поверите, иные плачут. Мужик, а слезы в глазах. Говорю, родненький, ты же в долгах, как собака в репьях, никому не платишь. Отвечает, а «Сельскому дому» буду, душу продам — без жилья нам все равно смерть, молодежи совсем не осталось.

     Прониклись бы этой болью наверху «вертикали». В октябре 2001 года во время посещения Оренбурга В.В. Путин сообщил, что разработана федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», которая будет включена в бюджет с 2003 года.

     Спасибо за такую весть, но у крестьянина сразу же закралось сомнение: а почему не с 2001-го или на худой конец не с 2002-го. Если ты слуга народа, то начинаешь выполнять свои предвыборные обещания с первого дня прихода к власти. Если же ты не слуга народа, то вспоминаешь о своих клятвах лишь в канун очередной избирательной кампании в расчете на то, что избиратели за несколько лет забыли их и опять соблазнятся, как новыми.

     Обкатанный фокус. Щедрая «Программа возрождения российской деревни» помогла Ельцину стать президентом, но напрочь была отброшена сразу после его воцарения. Пять лет он, как танк, утюжил страну, но когда пришел срок короноваться вторично, на стартовом собрании в Екатеринбурге объявил, что до середины июня (то бишь до голосования) должна быть утверждена программа строительства жилья под названием «Свой дом», и воскликнул: «Наконец-то разрубили эту проблему, над которой бились, понимаешь, десятки лет!» Разрубив языком гордиев узел проблем, после выборов окончательно разгромил капитальное строительство.

     — Помните, еще не будучи президентом, Ельцин издал какой-то указ о возмещении затрат на строительство личных домов, их в последние советские годы стали в массовом порядке возводить вокруг городов и в селах. Я успел быстро оформить документы и получил компенсацию — 3 тысячи рублей, тогда это были большие деньги. «Вы ведь тоже успели?» — обращается В.Н. Воронков к генеральному директору института «Оренбургагропромпроект» Виктору Яковлевичу Андрусенко, и тот утвердительно кивает. — А после выборов уже никто не получил.

     В селах опасаются, что и на сей раз федеральные деньги будут давать только до выборов, а потом без шума перекроют кран. А пока правительство запланировало войти в долю на таких условиях. В строительство дома 30 процентов средств вкладывает крестьянин, 40 процентов — областная ссуда и 30 процентов — помощь из федерального бюджета.

     Мужик, конечно, должен целовать руку дающего и отблагодарить (а уж об этом напомнят) на выборах. Но и при самой горячей чувствительности невредно холодно рассудить: за что благодарить? За то, что на 30 процентов вернут прежде полностью бесплатное жилье? Или, иначе сказать, лишь 30 процентов отнятого из созданного тружеником. Причем вернут очень немногим, только тем, кто пройдет в Москве чуть ли не по конкурсу красоты.

     В свое время «демократы» сколотили политический капитал на истошной критике бюрократизма в Советском государстве, а сами создали «вертикаль власти», которую сами же считают до такой степени порочной, что ни в чем не доверяют ей на всех уровнях.

     Бывало, колхоз или совхоз ставил дом. Что деньги, что стройка — все на месте. Кому дом — решали сам застройщик или правление, профсоюзный комитет, сельский Совет.

     Теперь такую демократию — побоку. В соответствии с предписанием из Москвы в Оренбургской области провели, можно сказать, отборочный конкурс, и из многих тысяч нуждающихся включили в список 1000 с лишним семей, отвечающих «требованиям» на получение федеральной субсидии. Список повезли в Москву. Защита диссертации — пустяк по сравнению с защитой заказов на строительство. Сумели отстоять меньше половины — лишь 462 семьи. На «помощь» им федеральный бюджет выделил 42 миллиона рублей.

     Премного благодарны: не было ни гроша — да вдруг миллион. Точно — советскими деньгами миллион. Столько тратил за год на строительство чуть не каждый совхоз и колхоз. Теперь всей области на полтора года кинули. Чур, осторожнее в выражениях. Не кинули — будут цедить по копейке. Не позднее трех дней по окончании каждого месяца по каждому из 462 застройщиков пофамильно доставляют в Москву отчет о выполненном объеме работ. По итогам каждых трех месяцев Москва вычислит свою долю и через казначейство столицы, области и района перегонит эту долю на специальный персональный счет застройщика в Сбербанке. И за полтора года будет переведена вся сумма или столько, на сколько будет готов дом. Таким образом, даже если вся вертикаль состоит из воров (исходят, похоже, из предположения худшего), все равно копейка, и та дойдет до крестьянина. Правда, и сопутствующие расходы влетают тоже в копеечку, в сумме, глядишь, тот же миллион. Но зато власть «заботится» о нас, а это дорогого стоит. Особенно по стране в целом: ведь каждый «субсидированный» крестьянский дом будет строиться под неусыпным контролем Москвы.

     Куда было советской бюрократии до такой централизации! Для самих нынешних историков наверняка будет большим открытием, что при Сталине и ряд лет после него размах индивидуального жилищного строительства при помощи государственного кредита был стократ шире против теперешнего. За год в Оренбургской области на селе возводили до 8400 личных домов, почти в 10 раз больше сегодняшнего, создавались условия, чтобы год от года село наливалось силами, обновлялось и хорошело.

     Более чем через полвека после той войны ныне приходится вновь начинать с преодоления последствий на сей раз пока что неостановленной разрухи, по недомыслию затеянной и злонамеренно вдохновляемой. На днях администрация и Законодательное собрание Оренбургской области приняли очередную (ввиду выполнения первой) программу развития жилищного строительства с целью побудить к использованию всех местных возможностей для этого в надежде и на благоприятную государственную политику. Планируется лет через пяток строить в области по 600 тысяч квадратных метров жилья в год. Это заметный рост по сравнению с катастрофическими итогами бездеятельного сидения («во властных креслах») предыдущей администрации, но в два с половиной раза меньше того, что можно строить, если ввести в действие остановленные и еще не до конца разрушенные «демократами» предприятия стойиндустрии и подрядные организации.

     Генеральный директор «Сельского дома» Ильдус Рифатович Янбулатов рассказывает, как он на уроках труда в родной школе вместе с одноклассниками выпиливал по заказам строителей резные украшения для домов. Можно широко развернуть такое производство. Были бы заказы.

     Была бы политическая воля — какие красивые улицы появятся в селах. Народ даст им имена строителей — и мастеровых, и государственных мужей, собравших воедино и направивших его силы на созидание собственного дома. Но никто не вправе забывать о преступно растранжириваемых возможностях, о непостроенных и нестроящихся улицах, превращенных в призраки на пустырях.

  Федор ПОДОЛЬСКИХ.
Оренбургская область.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList