26.03.2003 21:25 | Правда | Администратор
ИРАКСКАЯ ДУГА
Война в Ираке — следующий удар в целях ослабления Америки и дестабилизации сложившейся международной системы безопасности в мире. Ставя цель овладения важнейшими ресурсными районами мира в условиях быстро надвигающегося дефицита природных богатств, США стремятся выйти из системного кризиса и ослабить его последствия для своей экономики путем военной экспансии. Курс, который обеспечивал экономический рост США, практически исчерпал себя и привел к контрпродуктивным диспропорциям. Сегодня для оплаты торгового дефицита, составляющего 5% ВВП, и федерального долга (23% ВВП) США должны получить в инвестициях около 1 млрд. долларов ежедневно.
Произошло все наоборот. Америка перешла из координат системного экономического кризиса в необратимый процесс кризиса цивилизационного.
Мировое сообщество со все большей очевидностью осознает тупиковый путь западной модели развития. Идеологические постулаты о демократии и общечеловеческих ценностях в понимании морской цивилизации окончательно развенчаны. В странах Запада проходят невиданные антивоенные демонстрации, США теряют союзников и входят в полосу противодействия сообществу народов.
Происходит осознание опасности следования в русле американской стратегии глобализма и необходимости поиска альтернативы этому пути.
Просматриваются контуры геополитического континентального блока как альтернативы агрессивному альянсу морской цивилизации. Начавшаяся война с Ираком в невыгодных международно-политических условиях — это начало крушения американской супердержавы. В случае провала агрессии на Дж. Буша спишут поражение и унижение США, ухудшение жизни их граждан и повсеместную ненависть к Америке.
В этой ситуации контроль над Соединенными Штатами — экономикой, финансами, политикой — будет переходить от национального капитала к транснациональным структурам. Неблагоприятный исход военной фазы антииракской кампании и особенно тяжелые потери могут также всерьез потрясти благополучие и стабильность американского общества. Путь к власти представителям транснациональных компаний Гора — Либермана будет открыт.
Как проецируется ситуация на Ближнем Востоке на положение России. Россия имела в Ираке сильные позиции, которые со временем утрачивались в силу пассивности руководства государства, дипломатического корпуса и тех компаний, которые традиционно работают на иракском рынке. Россия не сделала упор на долгосрочное сотрудничество в области высоких технологий и вовлечения Ирака в орбиту российских технических и научных интересов. Проигнорированы интересы в этом районе наших предприятий. Ни политики, ни средства массовой информации не создали среди населения Ирака положительного образа России. В самой острой ситуации на Ближнем Востоке последних лет — началом войны — ни один из руководителей России не назвал это варварство агрессией, не выступил с жестким осуждением администрации США и лично Дж. Буша.
Вне зависимости от американской пропаганды в ряде СМИ авторитет Президента Ирака растет. Вертикаль власти в Ираке обеспечивает быстрое решение актуальных проблем мобилизации государства, страны и народа на решительный отпор и поражение американской военной машины.
Армия США попалась в западню собственной пропаганды, которая убедила не только солдат, но и командование об освободительной роли американцев. Первый же населенный пункт для США стал Брестской крепостью, но впереди и Сталинград, и Курская дуга.
Надо понимать, что с началом агрессии режим санкций снимается. И долг каждого государства оказать помощь жертве военного вторжения. Войну на Востоке легко начать, невозможно закончить. И то, что может произойти вокруг Ирака, можно будет сравнить с ситуацией 50—60 годов. Антиамериканские настроения большинства населения арабского мира сформируют политические оппозиционные группы, которые придут к власти под национальными лозунгами. Продолжением их политики станет формирование единого арабского фронта, где объединяющим звеном станет Ирак, лидером — Саддам Хусейн, а единой политической партией — Партия арабского социалистического возрождения (БААС). Тогда мировая бушевская ось зла превратится для США в колючую проволоку вокруг американских интересов.
Уже сейчас в Соединенных Штатах фактически введены жесткий полицейский режим и цензура СМИ. Что касается непосредственно характера боевых действий, то надо отметить полную тактическую неопределенность действий военного командования сил вторжения, политическую растерянность руководства США. Боевые действия начинались вяло и неуверенно. Первые воздушные удары больше походили не на военную, а на политическую разведку боем. Реакция мирового сообщества, особенно в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, вынудила США к скорейшему вступлению в наземную фазу операции, не достигнув ни одной цели воздушной войны: не разрушено государственное управление, иракская армия боеспособна и организованна, население не деморализовано и готово к самопожертвованию, надежды на активизацию внутренней оппозиции провалились.
США столкнулись с отмобилизованным государством, адаптированным к войне. Компьютерные игры под названием «война» для американцев закончилась. Первые огневые контакты показали удивительные примеры борьбы духа и оружия. Против военной машины США и Великобритании встал народ. Это уже поражение агрессора.
Ирак, учитывая возможности своего военно-промышленного сектора и отставание в развитии и создании современных вооружений, компенсировал это стратегическим и оперативным построением оборонительных сил. Группировке союзников противостоит чуть более 100 пусковых установок зенитных ракет советского производства и около тысячи орудий зенитной артиллерии (калибра 22 мм, 30 мм, 57 мм, 100 мм), кроме того, иракская авиация еще не вступила в воздушные бои. Надо отметить высокий моральный дух авиаторов Ирака. Лишь две страны имеют в истории ВВС примеры воздушных таранов — это Россия и Ирак.
В наземных столкновениях надо учитывать опыт 1991 года, когда из 47 суток операции «Буря в пустыне» наземная операция длилась 100 часов и была прекращена после того, как иракцы навстречу союзнической армии развернули три танковых батальона и остановили вторжение.
Сейчас основные силы США на юге Ирака разделены. Одна часть завязла под Басрой и Насирией, вторая, растягивая свои тылы на сотни километров, движется к Багдаду.
Трудно понять оперативный замысел американцев: группировкой в 30 тысяч солдат взять город с населением в пять с половиной миллионов жителей и расположенный в 400 км от баз снабжения. Если только в основе продолжения этой авантюры не лежит применение тактического ядерного оружия. В этом случае конфигурация мира изменится в корне.
Что следует ожидать в ближайшей перспективе? Количество жертв армии союзников будет увеличиваться, антивоенный протест внутри стран коалиции — нарастать, поддержка Багдада — усиливаться. Информационная война вследствие ее примитивизма не только не оказала сколько-нибудь заметного влияния на Ирак, но и лишний раз убеждает мир, что «Америка — оплот демократии» есть величайшая ложь начавшегося столетия.
Для России, на взгляд Академии геополитических проблем, важнейшими приоритетами являются:
— восстановление и развитие системы международной безопасности;
— принятие и скорейшая реализация программы эффективной системы национальной безопасности с акцентом на усиление оборонного потенциала;
— активизация политико-дипломатической деятельности по формированию альянса государств континентальной ориентации как альтернативы американскому военно-силовому господству — развитие и правовое закрепление союзнических отношений со странами, готовыми идти на военно-политический союз с Россией.
Владимир Анохин,
вице-президент Академии геополитических проблем
blog comments powered by Disqus