31.12.2002 13:42 | Правда | Администратор
И ПОРАЖЕНИЯ ВЫДАЮТСЯ ЗА ПОБЕДЫ
Незадолго до Нового года министр иностранных дел России И. Иванов, выступая в программе «Времена», подвел внешнеполитические итоги прошедшего года. Надо сказать, что вместе с И. Ивановым в этой программе участвовали председатели комитетов по международным делам Государственной думы и Совета Федерации Д. Рогозин и В. Маркелов, первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Балуевский, политологи Лилия Шевцова и проф. МГИМО Мигранян .Это был своего рода синклит по проблемам международного положения и внешней политики России.
И. Иванов напомнил, что новая внешнеполитическая доктрина России выдвигает три главные задачи: 1) обеспечение национальной безопасности страны; 2) создание благоприятных внешних условий для «демократических преобразований и реформ внутри страны»; 3) защита интересов российских граждан и соотечественников за рубежом. Поскольку внешняя политика любого государства отражает интересы правящего класса, а у нас на этом этапе правящим классом являются буржуазия и ее олигархия, то под «преобразованиями» и "реформами" следует понимать дальнейшее разграбление этой олигархией общенародной собственноси и укрепление государственной машины для защиты награбленного. Внешние условия для этого были более чем благоприятные, так как Запад всемерно поощряет этот процесс. Немало этому способствовал и российский МИД.
Далее министр сказал, что внешняя политика России является многовекторной, то есть развертывается на основных географических направлениях: западном, восточном, южном и северном (под северным министр, видимо, имел в виду Скандинавию, ибо дальше на севере не с кем иметь дело). Говоря о регионах, он конкретно назвал Запад, Америку, Азию и Тихий океан. Из отдельных стран министр выделил Соединенные Штаты. Ни Китай, ни Индия при этом не были упомянуты вовсе, хотя президент Путин недавно был с официальными визитами в этих странах и подписал ряд важных соглашений с ними и все говорил о стратегическом партнерстве. Из международных организаций он обозначил НАТО и Европейский союз. И. Иванов также назвал приоритетными наши отношения с СНГ. Он утверждал, что на каждом из этих направлений России «удалось серьезно продвинуться — где меньше, где больше». Особыми доказательствами этого тезиса министр себя не утруждал, что и понятно, учитывая узкие рамки теледискуссии.
Тем не менее некоторые «успехи» он упомянул, видимо, в порядке полемики с народно-патриотической оппозицией. Прежде всего министр остановился на российско-американских отношениях. Он указал на то, что после терактов в США 11 сентября 2001 года многие страны, в том числе и Россия, скорректировали свои позиции в отношении Соединенных Штатов. Это, дескать, было связано с тем, что в мире появились реальные, а не мнимые угрозы. Это угрозы для всех государств, и они носят транснациональный, трансграничный характер. Среди них главная -угроза международного терроризма. Министр категорически не согласился с тем, что Россия играет роль младшего партнера, а тем более «младшего брата» Соединенных Штатов.
И. Иванов также категорически не согласился с тем, что Россия пошла на уступки Соединенным Штатам где бы то ни было, в частности, сдала им позиции в Средней Азии. По словам министра, в этом регионе США помогли ликвидировать угрозу терроризма для России, исходившую от талибов. Этот тезис до меньшей мере спорный. Эксперты по региону утверждают, что пока Северный альянс с помощью России сопротивлялся талибам, никакой угрозы нашей безопасности на южных границах не было.
Противореча самому себе, министр в контексте Средней Азии стал говорить о том, что наши позиции слабее там, откуда мы будем уходить, ибо «вакуум всегда кем-то заполняется». А как раз из Средней Азии мы весь прошедший год уходили, и вакуум заполняли США, создавая свои базы в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. В этом процессе «заполнения вакуума» участвовали также другие страны НАТО, в частности Франция и Германия. Мы, разумеется, отдаем себе отчет в том, что, рисуя основные контуры внешней политики России, И. Иванов излагает лишь взгляды президента, взявшего курс на превращение России в сателлита Соединенных Штатов
Соединенные Штаты - противник, партнер или союзник?
Но проблема уступок стоит гораздо шире, она касается не только Средней Азии, но и наших отношений с другими регионами и странами Европы. Ближнего Среднего и Дальнего Востока и Латинской Америки. Но об этом несколько ниже. Пока поговорим о Соединенных Штатах. Стало почти присказкой, лейтмотивом наших олигархических СМИ утверждение о том, что мы с США теперь, если не друзья и союзники, то по меньшей мере партнеры. Доказательством этого тезиса является утверждение о том, что в рамках т. н. «антитеррористической коалиции» мы вместе боремся с общими угрозами и вызовами. Но мы уже неоднократно указывали на то, что в Кремле, Белом доме и в европейских столицах по-разному понимают, что такое терроризм и кто такие террористы.
Для Кремля война с сепаратизмом в Чечне -это борьба с международным терроризмом. Для США и других западных стран, на словах признающих, что Чечня — это часть России, чеченские террористы — «борцы за свободу» своего народа. Эмиссаров Масхадова принимают в Вашингтоне и других западных столицах. Западные СМИ изо дня в день обсасывают тезис о «нарушениях прав человека в Ичкерии». Они непрерывно пишут и телевещают о «зверствах» Российской армии в Чечне, о зачистках и т.д. и т.п. В то же время дружественные России страны наших давних друзей и бывших союзников записывают в государства-изгои, причисляют к т. н. «оси зла». Их душат санкциями и блокадой.
Даже в плане чисто двусторонних и, казалось бы, взаимовыгодных отношений у нас с США много болевых точек и проблем. Прежде всего это стремление Вашингтона подорвать нашу безопасность, вмешиваться в наши внутренние дела, дискриминировать в торговле, вести враждебные кампании в печати на почве шпиономании, осуществлять выборочную визовую политику и т. п. Проиллюстрируем это на некоторых примерах прошедшего года. В январе МИД РФ заявил протест посольству США по поводу участия американских дипломатов в демонстрации во Владивостоке в поддержку Пасько, обвиняемого в передаче секретных сведений Японии. В том же месяце — новый протест МИДа РФ, на сей раз против приема в госдепартаменте посланца Масхадова Ильяса Ахмадова. Тогда же госдеп вводит новые, весьма сложные и подробные анкеты для россиян, желающих выехать в США. Эти анкеты, как говорят, сложнее тех, которые в свое время заполняли советские граждане при выезде за границу. Повышается также плата за визы, но выборочно. Одновременно снижаются визы для студентов, выезжающих учиться в американские вузы. В феврале Вашингтон предложи пересмотреть список товаров, разрешенных к ввозу в Ирак в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие».Это прежде всего бьет по России, которая уже заключила контракты на поставку таких товаров на сумму более 4 млрд. долларов. В марте госдеп публикует очередной ежегодный доклад о положении с соблюдением прав человека в мире. Самый обширный раздел в нем — о нарушеюи прав человека в России. МИД РФ упрекнул госдепартамент — ведь мы же союзники по борьбе с международным терроризмом. Госдеп пропустил этот протест мимо ушей. До этого в феврал МИД РФ заявил протест госдепу по поводу решения начать вещание на чеченском, аварском и черкесском языках, расценив это как меру, направленную на разжигание сепаратизма на Северном Кавказе. Протест был игнорирован, и в марте такое вещание началось. Затем началась «куриная» и «стальная» война.
Более зловещим шагом было опубликование печати в марте месяце списка семи стран — потенциальных целей для нанесения ядерного удара. Список был подготовлен Пентагоном по указанию президента Буша. В списке фигурировали-Китай, Сирия, Иран, Ирак, Сев. Корея, Куба и...Россия.И.Иванов потребовал объяснений от Пауэлла. Тот ответил, что это всего лишь «теоретическая игра»?! А сам И. Иванов, выступая Госдуме, назвал этот шаг «отголоском «холодной войны». Заключительным аккордом был выход США из Договора по ПРО от 1972 года, который в течение больше тридцати лет надежно обеспечивал стратегическую стабильность и был солидным барьером на пути гонки вооружений. Перечень примеров грубого вмешательства Вашингтона в дела России и его попыток подорвать наш безопасность можно было бы продолжить, но этого не позволяют рамки газетной статьи.
Вашингтон диктует Москве внешнюю политику
Не менее вызывающими являются и попытю Соединенных Штатов диктовать России, какую политику она должна проводить в отношении третьих стран. Сошлемся на пример отношений России с Ираком, Ираном и КНДР. «Советски Россия» достаточно подробно писала о том, как Вашингтон выкручивал руки Кремлю, чтобы привлечь его на свою сторону в готовящейся вой не против Ирака. Показательно, что олигархические СМИ России на всех этапах иракского кризиса в плане пропаганды поддерживали Вашингтон. Российские телеканалы и газеты, за исключением «Советской России» и «Завтра», называют правительство Ирака не иначе как «режимом», а главу государства — «диктатором». Двойная игра Путина и российских нефтяных баронов в иракском вопросе, их попытки заключить за спиной Багдада сделку с Вашингтоном и Иракской оппозицией в конце концов привели к расторжению контракта с «ЛУКойлом».
Что касается Ирана, то Вашингтон пытаете заставить Россию отказаться от выгодных много миллиардных контрактов с Тегераном, направленных на развитие ядерной энергетики этой страны. Надо отдать должное министру ядерной энергии А. Румянцеву — он в отличие от своего предшественника Адамова хорошо держит удар и категорически отметает попытки Вашингтона вмешиваться в наши отношения с южным соседом, Румянцев сообщил, что им подписано соглашение с министром энергетики Ирана об ускорении строительства АЭС в Бушере. Она должна войти в строй уже в будущем году. Совершенно несостоятельными являются доводы Вашингтона, будто бы это соглашение приведет к созданию Ираном собственного ядерного оружия. Как разъяснил А. Румянцев, все отработанное на АЭС в Бушере ядерное топливо будет отправляться на переработку в Россию и продукт переработки останется у нас. Кроме того, АЭС в Бушере находится под постоянным контролем МАГАТЭ. Просто смешными являются утверждения американцев, что Ирану, дескать, не нужна ядерная энергия, поскольку у него много нефти. Напомним, что в США запасы нефти не меньше, а ее нефтяные концерны контролируют значительные запасы черного топлива за границей. Тем не менее в США построены и работают десятки АЭС.
Россия, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ и другие
«Советская Россия» в истекшем году достаточно много писала о том, какими неприятностями для России грозит расширение НАТО и Евросоюза. И. Иванов в упомянутом выше интервью, наоборот, пытается утверждать, что альянс, вобрав в себя еще семь стран ЦВЕ, в том числе три бывшие советские республики, «может стать эффективным механизмом сотрудничества». По его мнению, надо меньше говорить о расширении этого военно-политического блока и больше говорить об изменении его стратегии. В чем же эти изменения? Якобы в том, что НАТО поставило в качестве своих главных задач те, которые стоят перед созданным полгода назад новым Советом Россия — НАТО, т. н. «двадцаткой». Главной из этих задач, по его словам, является борьба с международным терроризмом и другими «новыми угрозами». Но НАТО оказалось бессильно как раз на этих направлениях. Об этом говорят не только теракты в США, но и последовавшие за ними теракты в России и других странах, в том числе и последний ужасный теракт в Грозном.
Огромная военная машина НАТО — четыре миллиона военнослужащих, десятки тысяч самолетов, танков, сотни военных кораблей — не приспособлена к борьбе с терроризмом. Эта машина — вспомогательный инструмент Пентагона, используемый Соединенными Штатами для установления господства над миром. А бен Ладен, «Аль-Каида», талибы и прочие террористические организации продолжают жить и здравствовать. На той неделе вышел доклад группы экспертов ООН о состоянии дел в «Аль-Каиде». В нем утверждается, что на территории Афганистана, несмотря на присутствие иностранных войск, возобновили работу тренировочные лагеря террористов. Ничем закончились и попытки лишить бен Ладена финансовых средств. Он по-прежнему имеет доступ к огромным ресурсам и действует как минимум в 40 странах. Надо отметить, что генерал Балуевский не согласился с оценкой И. Ивановым расширения НАТО на Восток. Он справедливо отметил, что военные структуры НАТО, разместившись в Эстонии, окажутся в нескольких десятках километров от Петербурга.
С таким же пиететом говорил И. Иванов и о Европейском союзе. Россия, по его словам, выстраивает единое экономическое пространство, единое правовое пространство с ЕС, единое пространство безопасности, где все страны будут действовать по единым правилам игры. Эта «розовая» оценка, однако, не находит подтверждения на практике. Нам по-прежнему не выдают Ахмада Закаева, скрывающегося в «правовом пространстве» Евросоюза, нам упорно отказывают в праве безвизового транзита в Калининградскую область, наши товары по-прежнему дискриминируются на «экономическом пространстве» ЕС, хотя Россия признана Евросоюзом страной с рыночной экономикой.
Что касается Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и ОБСЕ, то они давно являются инструментами вмешательства во внутренние дела России. Между тем за членство в Совете Европы России приходится платить ежегодно 20 млн. долларов. Даже Д. Рогозин не выдержал и заявил в программе «Постскриптум» 27 апреля: «Мы в свое время совершили большую ошибку, вступив в Евросоюз. Нам надо было постепенно адаптироваться к его требованиям».
СНГ распался на автономные организации
В своем интервью программе «Времена» И. Иванов назвал СНГ приоритетным направлением внешней политики России. Но СНГ в прежнем понимании этого слова просто не существует. Он распался на ряд автономных организаций и группировок: Союз России и Белоруссии, Евроазиатское экономическое сообщество (ЕвразЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Договор коллективной безопасности (ДКБ), «Каспийская пятерка», «Кавказская четверка», ГУУАМ. В некоторые из этих группировок, таких, как ШОС, «Каспийская пятерка» входят государства дальнего зарубежья.
Правда, дважды в год главы государств СНГ собираются на свои посиделки. Но эти встречи стали пустым ритуалом, на которых ничего не решается, кроме проблемы продления мандата миротворческих сил в Абхазии, причем каждый раз приходится уговаривать Шеварднадзе, чтобы получить его согласие. Саммиты стран СНГ давно стали простой крышей для проведения двухсторонних встреч. Да и в региональных и специальных организациях не все идет гладко.
О каком договоре о коллективной безопасности может идти речь, когда на территории ее среднеазиатских членов разместились базы стран НАТО? О каком сотрудничестве в рамках «кавказской четверки» — Россия, Азербайджан, Армения, Грузия — можно говорить, когда американские инструкторы обучают грузинскую армию? А президент Путин чуть не торпедировал Союз России и Белоруссии, предложив несколько месяцев назад «поглотить» нашего западного соседа либо целиком, либо по областям. Между тем Белоруссия является членом — основателем ООН, а РФ никогда не была членом ООН, а является лишь правопреемником Советского Союза в этой международной организации.
Когда пишутся эти строки, разгорается свистопляска вокруг решения руководства КНДР возобновить свою ядерную программу. Между тем это решение является ответом на грубое нарушение Вашингтоном соглашения от 1994 года. По этому соглашению США должны были помочь Пхеньяну в сооружении реактора на легкой воде и до ввода в строй этого реактора поставлять КНДР топливный мазут. Это соглашение не было выполнено. Министр обороны США Рамсфелд заявил, что США могут вести войну одновременно на трех фронтах: против Афганистана, Ирака и Северной Кореи. Но в США есть более трезвые головы. Влиятельный сенатор Лугар предлагает разрядить обстановку путем переговоров с Пхеньяном с участием в них России. Что же касается других мотивов руководства КНДР, то оно, по нашему мнению, всего лишь пытается таким образом оказать давление на Вашингтон и Сеул, чтобы они возобновили переговоры о нормализации обстановки на Корейском полуострове. Вот с кого нам надо брать пример в деле защиты государственных интересов!
blog comments powered by Disqus