Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

25.09.2003 07:19 | Правда | Администратор

Иван МЕЛЬНИКОВ: БЮДЖЕТ «ХАМЕЛЕОН»

     19 сентября Государственная дума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год». Свою оценку главному финансовому документу страны дал заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной думы профессор Иван Мельников:

     — Комментировать бюджет 2004 года одновременно и просто, и сложно. Просто, потому что существенно этот бюджет не отличается от предыдущих: в нем сохранены все те же изъяны и старые проблемы скудных бюджетов 2002 и 2003 годов. Сложно, потому что подготовленный правительством проект — это «бюджет хамелеон». С одной стороны, он вроде бы позволяет чиновникам говорить о повышении заработной платы и стипендий, а значит, и об улучшении социальной политики. С другой стороны, налицо глубокий кризис бюджетной политики властей: никаких новых подходов к формированию доходной и расходной частей нет, а все эти «повышения» зарплат — на самом деле не более чем незначительные компенсации. И это легко доказать.

     В проекте действительно заложено увеличение первого разряда Единой тарифной сетки на 33% с 1 октября 2003 года, а с 1 сентября 2003 года — увеличение стипендий в два раза. Представители правительства и их лоббисты в Государственной думе — депутаты фракции «Единая Россия» — гордятся этими «завоеваниями». Однако они ничего не говорят о том, что с декабря 2001 года до сегодняшнего дня жизнь подорожала не менее чем на 40% — и таким образом, увеличение на 33%, по существу, является лишь частичной компенсацией роста величины прожиточного минимума. Понятно, что с этим повышением будет лучше, чем без него. Но эти 33% не решают главной задачи — поднять жизненный уровень. Более того, по прогнозу Комитета по образованию и науке, к концу 2004 года заработная плата, например, педагогических работников — в реальном выражении — снизится на 20—25% относительно конца 2001 года. Ситуация в образовании, как всегда, наиболее наглядно иллюстрирует социальную политику властей.

     Так, если в 2001 году финансирование образования из федерального бюджета увеличилось на 43%, в 2002 году — на 47%, в 2003 году — уже только на 21,9%, — то в 2004 году этот рост составит всего 20,6%. Уже не первый раз приходится напоминать, что из «Концепции модернизации системы образования», одобренной педагогическим сообществом на Госсовете в августе 2001 года, правительство вычеркнуло тезис о ежегодном увеличении расходов на образование не менее чем на 25%. Депутаты фракции КПРФ настаивали на том, что эта минимальная «страховочная» планка необходима. Оппоненты заверяли, что это только формальность, а увеличение расходов на образование сохранится на уровне 2001—2002 годов. Теперь мы видим тенденцию — и можем «оценить» результат такой редактуры. Более того, когда говорится об увеличении финансирования из федерального бюджета, умалчивается тот факт, что федеральные расходы составляют всего 22% от консолидированного бюджета образования, который включает в себя и региональные средства. А что касается самого консолидированного бюджета образования, то если в 2002-м он составлял 12,2% от всего бюджета страны, в 2003 году — 10,9%, то в 2004-м — уже только 10,8%. Таким образом, становится понятно, что увеличение расходов из федерального бюджета совсем не означает, что расходы на образование увеличиваются в целом.

     Стоит также отметить, что «рост» федеральных расходов на 20,6% на фоне того, что большая часть денег идет на повышение оплаты труда и стипендий, и вовсе нивелирует какие-либо разговоры о росте. Ведь автоматически в экономической структуре расходов на образование — доля расходов на статьи, не связанные с оплатой труда, урезаются: на капитальный ремонт — с 6,3% до 6%, на приобретение оборудования с 3,8% — до 3,4%. Сокращаются расходы на питание — на 3,4% и на коммунальные платежи — на 2,9%. Если провести нехитрый математический подсчет: около 62% от всех расходов на образование выделяются в бюджете-2004 на оплату труда и стипендий, таким образом, практически не оставляя средств для развития инфраструктуры и решения системных проблем. Для сравнения: в советское время расходы на выплаты составляли около 30%, а уровень жизни учителя был много выше. Сегодня на оплату труда уходит львиная доля расходной части, но на эти деньги прожить практически невозможно.

     Кстати, если вспомнить Закон «Об образовании», уровень оплаты труда бюджетника должен быть выше среднего по промышленности. В бюджете 2004 года нет даже намека на то, что эти уровни хотя бы сближаются. Если в начале 2002 года средняя зарплата работника образования была около 60% от уровня в промышленности, то сейчас, несмотря даже на упомянутое «повышение» зарплаты, будет около 45%. Для справки: даже в тяжелейшем 1940 году ее уровень составлял 97% от уровня средней по промышленности!

     Мы уже привыкли к тому, что безответственное правительство не считает нужным исполнять прописанные в законах нормы. В новом бюджете мы видим, как эту ситуацию собираются «исправить»: эти нормы будут просто приостановлены. Так, в соответствии с проектом бюджета-2004 приостанавливается финансирование 47 важнейших социальных законов, в том числе конкретные нормативы финансирования, прописанные в законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О науке и государственной научно-технической политике». Тем самым даже не расшатывается, а фактически уничтожается фундамент нашей образовательной системы. Вычеркивается все то, что отстаивала педагогическая общественность, а депутатам левой оппозиции удавалось долгие годы сохранять. Редкие нормы власть выполняла, но само их существование давало возможность на справедливую борьбу за равные возможности, за доступное бесплатное образование. Теперь правительство и депутаты «Единой России» собираются исключить из законодательства гарантию ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Предлагают вычеркнуть фразу о том, что размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции. Отказываются от обязательств по финансированию питания в образовательных учреждениях и проезду студентов на транспорте. Но самое опасное: они хотят выбросить из закона важную стабилизирующую норму, законодательно гарантирующую не менее 170 бесплатных мест для студентов на каждые десять тысяч населения. А ведь именно эта норма уберегла нас от повсеместного перехода на платное высшее образование. Наконец, для полноты картины предлагается приостановить закрепленную в законе приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования, которая должна обеспечиваться выделением не менее 3% расходов федерального бюджета. Финансирование всего перечисленного бюджет-2004 не предусматривает.

     В это же самое время у правительства нашлись средства на увеличение расходов на систему управления. В том числе сотни миллионов рублей уйдут на увеличение финансирования президента, исполнительной и законодательной власти. На финансирование 47 социальных законов денег нет, а бюджет в очередной раз будет профицитным: доходы превысят расходы на 83,4 миллиарда рублей. И эти средства, за счет которых можно было бы решить хотя бы часть социальных проблем, снова планируют направить в «стабилизирующий» такую вот финансовую политику стабилизационный фонд. Кстати, редкое государство допускает сегодня профицит бюджета, даже в Соединенных Штатах бюджет дефицитный. Огромные деньги снова уйдут и на погашение внешнего долга: власть считает эту задачу куда более актуальной, чем улучшение жизни граждан собственной страны.

     Депутаты фракции КПРФ, а также наши думские союзники будут голосовать против бюджета в том виде, в котором его предлагает правительство. Наша позиция продиктована, естественно, не нежеланием повышать заработную плату и стипендии. Мы всегда боролись за повышение: при рассмотрении предыдущих бюджетов именно мы вносили поправки об увеличении заработной платы как минимум с 1 января 2003 года, а увеличение стипендий предлагали закрепить законодательно дважды — с 1 января 2002 года и с 1 января 2003 года. Однако депутаты «Единой России» завалили эти поправки.

     Мы и в этот раз сделаем все от нас зависящее, чтобы защитить интересы большинства граждан. Будем бороться за изменение проекта бюджета-2004: и за счет профицита, и за счет других статей станем добиваться увеличения финансирования социальной сферы. В частности, будем отстаивать абсолютно справедливое и реальное требование профсоюзов о включении в бюджет средств на увеличение в 2004 году не менее чем на 50% ставок окладов Единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы.

     Однако у меня большие сомнения, что так называемое думское большинство «центристов» позволит это сделать: не случайно представители «Единой России» постоянно твердят о том, что в бюджете решены все проблемы, что обсуждать нечего. Упрекают нас в том, что мы выставляем нереальные требования, не понимаем экономической специфики. На самом деле дело не в специфике. Дело в том курсе, который проводят власть и ее думские ставленники. Ведь мы не раз предлагали реальные источники средств пополнения бюджета. Если только изъять у олигархов в государственный бюджет колоссальные доходы от использования природных богатств, которые, по расчетам специалистов Российской академии наук, будут давать прибавку около 70 миллиардов долларов ежегодно, то мы получим второй госбюджет. Если мы только откажемся от снижения таможенных пошлин, то будем получать дополнительно до 50 миллиардов рублей в год, что сравнимо с нынешним бюджетом образования. Ограничение на вывоз капитала добавит не менее 21—22 миллиардов долларов в год. Введение прогрессивного подоходного налога даст еще одну прибавку в несколько десятков миллиардов долларов. Монополия на производство и торговлю алкоголем, борьба с утечкой капиталов за рубеж и многие другие источники средств позволят сформировать качественно новый бюджет.

     Именно поэтому мы против существующего проекта бюджета-2004. Мы считаем, что заработная плата должна соответствовать реально существующим ценам, а потому должна быть увеличена не на 33%, а в несколько раз. Стыдно говорить и о стипендии, увеличенной на 200 рублей, ее необходимо повысить на порядок.

     Мы будем голосовать против этого унизительного для граждан России бюджета «хамелеона», так как убеждены, что вместо жалких подачек, которые «Единая Россия» называет «увеличением» зарплаты, наша интеллигенция — учителя, врачи, ученые, работники культуры — не просто «должна получать», а имеет реальную возможность получить достойный заработок за свой труд. Только вот депутатам-центристам, опекающим интересы олигархов и потому запретившим референдум по фактическому удвоению бюджета, все это невыгодно.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList