Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

24.09.2002 11:58 | Правда | Администратор

КАК БУШ ДВУХ ИВАНОВЫХ ОДОЛЕЛ

США вступили на тропу войны против Ирака

Вся прошлая неделя прошла в обстановке нагнетания Вашингтоном военного психоза вокруг Ирака. Вначале казалось, что заявление правительства Ирака 16 сентября о готовности допустить в страну инспекторов ООН без всяких предварительных условий поможет разрядить обстановку и облегчит усилия по переводу конфликта в политическое и дипломатическое русло. Это заявление было официально передано министром иностранных дел Ирака Наджи Сабри генеральному секретарю ООН Кофи Аннану. Последний приветствовал этот миролюбивый шаг Багдада. Заявление Багдада приветствовали также министр иностранных дел России И.Иванов, а так-же два других постоянных члена Совета Безопасности — Франция и Китай. С облегчением вздохнули и арабские страны, надеясь, что миролюбивый шаг Багдада поможет предотвратить угрозу войны и дестабилизации всего региона Ближнего Востока.

Однако Вашингтон тут же пролил холодный душ на эту очередную мир-ную инициативу Ирака. Белый дом высказался в том плане, что упомянутое заявление Ирака является всего лишь тактическим шагом, якобы призван-ным потянуть время и помешать Совету Безопасности принять резолюцию о применении силы против Ирака. С таким же скепсисом заявление Багдада встретили и в Лондоне. Вашингтон, не снижая темпов, про-должал подготовку военной операции против Ирака. Идет усиленное наращивание военного присутствия в зоне Персидского залива, для этого фрахтуются дополнительные суда, укрепляется военная база США Уэддей в Катаре, предназначенная для того, чтобы стать запасным командным центром военной группировки США в регионе Персидского залива.

Параллельно США продолжают настаивать на принятии Советом Безопасности ООН резолюции, дающей мандат на применение военной силы против Ирака. Между тем три постоянных члена Совбеза — Россия, Китай и Франция — считают, что резолюции для направления инспекторов не требуется. А секретариаты ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в сотрудничестве с главой миссии инспекторов Гансом Бликсом приступили к практической подготовке миссии инспекторов ООН. Имеется в виду направить в Ирак 60 инспекторов по проверке объемов, где якобы ведутся работы по химическому и бактериологическому оружию, и 20 инспекторов — по поискам объектов. где будто бы ведутся работы по ядер-ному оружию. По оценкам инспекторов ООН, в Ираке насчитывается всего до 700 таких объектов, из них 100 — наиболее значительные. Но государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Соединенные Штаты не допустят инспекторов ООН до принятия Советом Безопасности «жесткой резолюции по Ираку». Это заяв-ление лишний раз свидетельствует о том, что Вашингтону нужна не проверка того, обладает ли Ирак оружием массового уничтожения, а свержение правительства Саддама Хусейна.

19 сентября Дж. Буш направил в конгресс проект резолюций, дающий ему разрешение на применение против Ирака «всех необходимых средств», то есть военной силы, вне зависимости от того, будет или не будет на это санкция Совета Безопасности ООН. Проталкиванием этой резолюции в комитетах и комиссиях конгресса всю неделю занимались государственный секретарь США Колин Пауэлл и министр обороны Дональд Рамсфелд. Обосновывая необходимость такой резолюции. Пауэлл на слушаниях в комитете по иностранным делам палаты представителей подчеркнул, что намерение некоторых членов Совбеза ограничиться посылкой инспекторов иин в Ирак и не принимать новых резолюций и дополнительных мер против Багдада является не чем иным, «как рецептом провала». «Если инспектора вернутся в Ирак, — заявил Пауэлл, — то это должно быть без всяких предварительных условий и с указанием на то, какую цену заплатит Ирак за невыполнение требований ООН... Или Ирак вы полнит требования ООН, или его заставят это сделать». Пауэлл настаивал на том, чтобы конгресс разрешил президенту применить силу, если это окажется необходимым. «В случае если Совет Безопасности проявит неспособность к решительным действиям, — подчеркнул он, — Соединенные Штаты должны располагать возможностью действовать и одностороннем порядке».

В США вопрос о силовой акции против Багдада сейчас тесно переплетается с предвыборной борьбой республиканском и демократической партий перед промежуточными выборами в конгресс, которые должны состояться 6 ноября. Руководство демократической партии озабочено тем, что Буш и республиканцы пытаются использовать военный психоз против Ирака, чтобы укрепить свои позиции в палате представителей и в сенате. Демократы хотели бы вообще снять, иракский вопрос с повестки дня, но это им вряд ли удастся. Проект антииракской резолюции уже представлен Бушем в конгресс, и демократы, с одной стороны, пытаются показать, что они за принятие жестких мер против Багдада и за принятие «сильной» резолюции СБ ООН. С другой стороны, они не хотели бы выдавать Бушу карт-бланш на применение военной силы. Руководство ДП в сенате — лидер сенатского большинства Том Дэшл и председатель комитета по иностранным делам Джозеф Байден говорят, что проект Белого дома крайне расплывчатый, что работа над ним потребует значительного времени и т.д. Но они выражают надежду, что окончательный вариант резолюции «окажется приемлемым для американского народа» и поможет администрации провести через ООН необходимую резолюцию.

Российские министры — под американским прессом

Формальной причиной приезда в Вашингтон на той неделе министров иностранных дел и обороны России И.Иванова и С.Иванова было их участие в первом заседании комиссии по выполнению договора о стратегических наступательных потенциалах (СНП). Этот договор был подписан Путиным и Бушем во время их майской встречи в Москве. Однако ключевыми пунктами в переговорах российских министров с их американскими коллегами Пауэллом и Рамсфелдом были два: 1) ситуация вокруг Ирака, которая больше интересовала американцев; 2) ситуация с чеченскими боевиками, которые базируются на территории Грузии, которая была приоритетной для российских министров. По прибытие в Вашингтон С.Иванов делал воинственные и оскорбительные по форме заявления в адрес Грузии. Но в Вашингтоне не принимали их всерьез, ибо понимали, что в ее нынешнем жалком состоянии Российская армия вряд ли может осуществить успешную операцию против чеченских боевиков, окопавшихся в Грузии

Темы Ирака и Грузии, судя по всему, доминировали в получасовой беседе российских министров с президентом Бушем в Овальной комнате Белого дома 20 сентября. Что касается Ирака, то основной целью Вашингтона было убедить российских министров не препятствовать замышляемой Соединенными Штатами военной операции против Ирака. А российские министры, со своей стороны, пытались заручиться поддержкой Вашингтона возможной военной операции России против чеченских боевиков, нашедших убежище в Грузии. С.Иванов и И.Иванов, выступая перед журналистами, были весьма немногословны и туманны, говоря об итогах своих бесед с Бушем. Они якобы призвали США к обеспечению скорейшего возвращения в Ирак инспекторов ООН. Более того, по словам И.Иванова, они «договорились о том, что инспектора ООН по вооружениям должны как можно скорее начать работу в Ираке». Он также подчеркнул, что именно благодаря усилиям России Багдад согласился допустить военных инспекторов в страну. Вместе с тем они, по сообщениям американских СМИ, признали, что, «возможно, потребуются дальнейшие меры для обеспечения более эффективных инспекций». Что это, как не намек на возможность применения силовых мер в отношении Ирака?

Западные СМИ сообщали, что Буш и американские министры убеждали наших министров, что, независимо от того, поддержит ли Россия США в вопросе о нанесении удара по Багдаду, американцы все равно этот удар нанесут. Буш ознакомил российских министров с содержанием проекта резолюции по Ираку, который он направил в конгресс, и дал понять, что он не сомневается в поддержке законодателей. Перед встречей с Ивановыми Буш по своей инициативе беседовал по телефону с Путиным. Как сообщила газета «Нью-Йорк тайме», высокопоставленные представители Белого дома были удовлетворены этим разговором. Несмотря на то, что официально Москва выступает против военной операции против Ирака, в неофициальных беседах российские представители, по мнению газеты, менее решительно возражают против войны с Ираком. «По мере развития ситуации, — пишет газета, — становится ясным, что проблемы с русскими не будет и они предпочитают занимать стороннюю позицию. Складывается впечатление, что они смирились с вероятностью военной конфронтации и более озабочены своими политическими и экономическими перспективами в Ираке после свержения Саддама Хусейна» (21.09.2002). Сообщается, что Буш намерен продолжить консультации с Путиным по Ираку во время саммита АТЭС в Мексике в октябре месяце.

Что касается Грузии, то российские и западные СМИ пытаются создать впечатление, что произошло некоторое сближение позиций Москвы и Вашингтона. Они обращают внимание на то, что заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц, выступая 19 сентября на слушаниях в объединенном комитете палаты представителей и сената по разведке, во-первых, признал присутствие в Грузии «активно действующих» чеченских террористов. Во-вторых, он заявил, что «если США получат данные, на основании которых они смогут действовать, и если правительство Грузии не будет готово решить эту проблему, то соединенным штатам придется принимать решение самим”.Некоторые наблюдатели высказывают предположение о возможности российско-американско-грузинской операции против чеченских боевиков в Панкисском ущелье. Но другие считают, что Вулфовиц имел в виду не совместную российско-американскую или трехстороннюю операцию, а именно чисто американскую операцию. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что президент Буш 20 сентября направил Шеварднадзе теплое послание, в котором говорится, что «американский народ благодарен грузинскому народу и лично президенту Грузии за неоценимый вклад в дело освобождение мира от терроризма». Это послание Буша и вызывающее поведение Шеварднадзе в последние дни говорит об иллюзорности надежд на сближение позиций России и Грузии. На самом деле идет весьма быстрый процесс сближения Тбилиси и Вашингтона. А Соединенные Штаты ищут лишь удобный предлог для военного вмешательства в Грузии, и Шеварднадзе, судя по всему, такой предлог им готов предоставить.

Как нельзя кстати пришлось и опубликование на той неделе доктрины национальной безопасности США. Этот 33-страничный документ начинается с успокоительных слов о том, что СЩА не намерены использовать свое положение единственной сверхдержавы мира, чтобы «извлечь из этого односторонние выгоды и навязать свою волю окружающим странам». Они лишь намерены оказывать помощь «в развитии демократии и строительстве свободных и открытых обществ». Но далее в документе провозглашается, что Соединенные Штаты отказываются от доктрин сдерживания, устрашения и нераспространения времен «холодной войны», ибо появились силы, «которые нельзя ни сдержать, ни устрашить». Они заменяют их доктриной «противораспространения» и в этой связи отказываются от соглашений по разоружению. США также присваивают себе право нанесения превентивных ударов, как только почувствуют, что та или иная страна начинает приближаться помощи к Соединенным Штатам. Что это. как не наглый вызов всему остальному человечеству и открытая заявка на мировое господство?

Нельзя недооценивать мудрость Ким Чен Ира

Последняя неделя была ознаменована рядом интересных событий на Дальнем Востоке, которые могут иметь далеко идущие последствия для геополитического положения России. 17 сентября в Пхеньяне с беспрецедентным, первым в истории японско-северокорейских отношений визитом побывал премьер-министр Японии Дзюинътиро Коидзуми. Он провел интенсивные переговоры с председателем КНДР Ким Чен Иром о восстановлении дипломатических отношений между двумя странами. Нормализации отношений между Токио и Пхеньяном до сих пор мешали некоторые неурегулированные претензии КНДР и Японии друг к другу. Пхеньян настаивает на компенсации за оккупацию Кореи, когда она была колонией Японии (1910—1945 гг.) Токио, в свою очередь, озабочен ракетной и ядерной программой Пхеньяна и пытается выяснить судьбу японцев, якобы похищенных северокорейскими спецслужбами в 70-е и 80-е годы. В результате встречи лидеров двух стран по ряду вопросов удалось договориться. В ближайшее время начнутся переговоры о восстановлении дипломатических отношений. В порядке компенсации за колониальное прошлое Токио согласился предоставлять КНДР экономическую помощь в форме грантов и льготных кредитов. Общая сумма компенсации может составить до 5 млрд. долларов. В свою очередь. Пхеньян в совместной декларации заявил о готовности продлить мораторий на испытания ракет после 2003 года. Ким Чен Ир признал факт похищения своими спецслужбами японских граждан и в достойной форме принес извинения за это.

Имело место и другое заметное событие. 18 сентября начались работы по прокладке коридоров для восстановления транскорейских железнодорожной и шоссейной магистралей. Эти работы будут вестись при финансовом участии Японии. Впоследствии имеется в виду соединить транскорейскую железнодорожную магистраль с Транссибирской, что создаст возможность прямого железнодорожного сообщения между Азией и Европой. Это сулит немалую выгоду не только двум Кореям, но и России, которые будут получать доходы от транзита. Прошла также очередная встреча т.н. разделен-ных семей. Намечены и другие мероприятия по активизации межкорейского диалога и нормализации обстановки на Корейском полуострове. Основным тормозом на этом пути являются Соединенные Штаты.

Российские олигархические СМИ приписывают Путину основную заслугу в деле восстановления отношений между КНДР и Японией и активизации межкорейского диалога. Но справедливости ради надо сказать, что главным инициатором этих процессов является Ким Чен Ир. Он умело использует противоречия между США, Японией, Китаем и Россией, борющимися за влияние на Корейском полуострове, чтобы обеспечить самостоятельный курс своей страны в интересах корейского народа и мира на Корейском полуострове. Северокорейский лидер трезво учитывает обстановку в регионе и, судя по всему, не намерен быть марионеткой держав, которые добиваются гегемонии в Дальневосточном регионе. В этой игре России явно ничего не светит.

Лишним подтверждением слабости позиций России в Дальневосточном регионе явился щелчок по носу, который получил на той неделе председатель комитета СФ по международным делам М.Маргелов от американского посла в Москве Вершбоу. Напомним, что Маргелов две недели назад инициировал вопрос о необходимости пересмотра соглашения Шеварднадзе—Бейкер о разграничении экономической зоны в Беринговом и Чукотском морях. 20 сентября должно было начаться рассмотрение этого вопроса в СФ. Но накануне Вершбоу заявил, что Вашингтон не намерен пересматривать упомянутое соглашение и считает его сбалансированным и экономически выгод-ным как для США, так и для России. Маргелов был вынужден проглотить эту пилюлю. Он сказал, что максимум того, что может добиваться Россия, — это компенсации потерь, которые она понесла от этого соглашения за последние 12 лет. Можно заранее сказать, что Маргелов и те, кто дирижирует им, этого не добьются.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList