29.02.2004 21:09 | Правда | Администратор
КОБЗОН ВПРАВИЛ КРИВЛЯКАМ МОЗГИ
ДЕЛО В ТОМ, что к Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота, трусливо переименованному в День защитников Отечества, волей-неволей приходится заполнять вещательную сетку фильмами, созданными в советское время, память о котором идеологи “реформ” стараются либо выкорчевать из сознания народа, либо исказить до неузнаваемости.
До каких при этом глупостей доходит, свидетельствует, к примеру, недавнее освещение “демократическими” каналами юбилея создания первых студенческих стройотрядов. Если в памяти весьма уже постаревших стройотрядовцев эти трудовые каникулы сохранились как самые светлые страницы студенческой жизни, благотворно сказавшиеся на воспитании молодых граждан социалистического общества (не говоря уж о той пользе, которую они приносили народному хозяйству), что было очевидно из их простодушных телевоспоминаний, то комментарии корреспондентов и ведущих прямо-таки сочились злобной иронией, подпитываемой биологической ненавистью ко всему здоровому, позитивному, что было свойственно и органично советскому образу жизни. Запомнился, в частности, пассаж корреспондентки НТВ, заявившей, кривя губенки, что везло двоечникам, которых не брали в стройотряды, дабы готовились к переэкзаменовкам. Это при том, что ребята рвались в стройотряды, работа в которых, кстати, давала хороший приработок к не столь уж великой стипендии, и “отставка” по какой-либо причине считалась большим несчастьем, переживалась как позор. Завершение же этого сюжета оказалось прямо-таки сногсшибательным. Шустрая журналисточка, поливая помоями целинную эпопею, объявила ничтоже сумняшеся, что сам Брежнев посвятил этой кампании свою книгу... “Малая земля”, в которой на самом деле речь идет о Великой Отечественной войне — в отличие от “Целины” того же автора. Хоть плачь, хоть смейся, честное слово. Понятно, что безграмотность и невежество нынешней журналистской братии достойны Книги рекордов Гиннесса, но чтоб до такой степени...
Вот и в этот праздничный день каналы порадовали зрителей старыми знакомыми советскими кинолентами. “Первый канал” — “Максимом Перепелицей” и “Дачной поездкой сержанта Цибули”, “Россия” — “Подвигом разведчика”, “Горячим снегом” и “Ответным ходом”, ТВЦ — тем же “Подвигом разведчика” и фильмом “На войне как на войне”. “Культура” — “Боем после победы” и знаменитой лентой “Два бойца”, созданной в разгар войны — в 1943 году. Даже НТВ, известный лидер в поношении всего советского (эта заложенная Евгением Киселевым тональность до сих пор гнусавит во многих программах канала), не обошелся без популярнейшей некогда кинокомедии “Солдат Иван Бровкин”, показав также и сравнительно недавно (2001 г.) созданный Михаилом Пташуком по роману Владимира Богомолова фильм “В августе 44-го...”, где о деятельности контрразведки СМЕРШ (смерть шпионам) рассказывается без передержек и гнусных усмешечек.
Впрочем, попытки “преодолеть” так называемую советскую мифологию на темы войны и вообще Советской Армии все ощутимее дают о себе знать. Само слово “мифология” усилиями пропагандистов-перевертышей приобрело оттенок негативный, стало чуть ли не синонимом вранья. Между тем это совершенно не так. Всякая великая цивилизация, будь то древнегреческая, германская или иудейская, создавала свою мифологию, представлявшую собой не что иное, как беллетризованную национальную идею. Если говорить о современности, то своя мифология бытует в США — это пресловутая идея об “американской мечте”, согласно которой каждый работяга может выбиться в рокфеллеры, что в реальности случается редко, но мечта о возможности личного успеха многим помогает пережить свою неизбывную социальную второсортность. Есть она и у русской цивилизации с ее богатейшим сказочным фольклором, насквозь пронизанным идеями социальной справедливости и патриотизма. Именно эта традиция мифологизации отечественной истории была продолжена в культуре советской. Да, Павлик Морозов и Павка Корчагин, Василий Чапаев, Алексей Маресьев, Николай Гастелло, Константин Заслонов и Александр Матросов (список можно продолжать бесконечно) — эти реальные герои стали в значительной степени фигурами мифологическими, приподнятыми над уровнем обыденности. Причем сделали их такими не какие-то штатные крючкотворы из ЦК партии, а сам народ, наделивший своих подвижников чертами идеальных людей, которым хотелось бы подражать, на примере которых можно воспитывать поколения патриотов Родины, Советской Родины.
Именно это последнее обстоятельство наиболее бесит обосновавшихся при власти конъюнктурщиков, стремящихся любыми средствами разрушить “советские мифы”. То прямой ложью, то односторонней подачей материала, но всегда под соусом “восстановления исторической правды”. Именно этим вдохновлялись, по-видимому, создатели вышедшей в канун праздника на “Первом канале” программы “Версия для кино. “Майор Вихрь”, где предложенное авторами знакомство с положенной в основу фильма реальной историей предотвращения советскими разведчиками запланированного отступавшими фашистами взрыва Кракова должно было поколебать доверие зрителя к знаменитой игровой ленте, не лишенной, разумеется, художественного вымысла и элементов мифологизации, что вообще в природе искусства.
Что еще, кроме подобных фокусов, могут противопоставить великой советской культуре нынешние карлики от искусства, вроде писателя-матерщинника Виктора Ерофеева или косноязычного попрыгунчика Олега Газманова, благословленного в певцы режима Борисом Ельциным, вставшим в свое время при исполнении “Офицеров”, заставив весь зал последовать своему примеру.
Неожиданным защитником исторической памяти и, если хотите, мифологизации национальных героев выступил на днях Иосиф Кобзон, решительно вправивший мозги двум кривлякам, ведущим “Школы злословия” — Татьяне Толстой и Дуне Смирновой. Как же им хотелось смутить мэтра советской и отечественной эстрады, склонить его к покаянию в исполнении социальных заказов Советской власти! Не вышло. Мэтр совсем не устыдился того, что пел перед Сталиным, что одобрял действия Андропова, объявившего войну прогульщикам, и напротив — не одобрял горлопанов, снесших памятник Дзержинскому, так много сделавшему для восстановления страны после потрясшей ее революционной бури, в частности, для социализации детей, оставшихся без призора родителей.
И совсем уж сразил онемевших от такой “наглости” ведущих заявлением о том, что никогда бы не стал баллотироваться в Президенты России, поскольку, по его мнению, возглавлять Россию должен русский человек. Как бы ни старались после этого кухонные сплетницы, обосновавшиеся на канале “Культура”, приклеить певцу ярлык “символа непробиваемого советского официоза”, даже им пришлось признать не только свое полное поражение в этой словесной дуэли, но и причину убедительности Кобзона. Она, оказывается, в том, что Иосиф Давыдович “всегда говорит правду”.
Ценное признание. Не грех бы перенять эту особенность знаменитого певца другим фигурантам телевещания. Возможно, тогда не пришлось бы Савику Шустеру завершать очередную “Свободу слова”, где была сделана неудачная попытка реанимировать прежний “киселевский” подход к проблеме Чечни, грустной, но, увы, соответствующей действительности сентенцией: “Мы исчезнем, и зрители будут этому рады”. Ловим на слове.
Петр ВЛАДОВ.
blog comments powered by Disqus