13.03.2002 02:27 | Правда | Администратор
КРЕМЛЕВСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ СИРОТ
В преддверии Международного женского дня Кремль и правительство не могли обойти такой острый вопрос, как положение детей в семье и обществе, а в более конкретном плане — проблему беспризорности и безнадзорности детей. У г-жи Матвиенко, которая, как известно, отвечает в правительстве за социальный блок вопросов, есть элементарно простое объяснение проблемы детской беспризорности и безнадзорности: во всем виноваты родители. Вместо того чтобы заниматься детьми, родители, по ее словам, пьянствуют, предаются наркомании и прочим порокам, терроризируют детей в семье. Детям не остается ничего другого, как бежать из дома. Несколько иначе к этой проблеме подошел президент. Его объяснение причин детской беспризорности и безнадзорности является более близким к истине. В своем выступлении перед деятелями культуры 5 марта он, в частности, оказал: «Ребенок оказался один на один с очень непростым миром. Мир и так тяжелый, а в условиях переходного периода для них, для детей, — в особенности. Одиночество детей, их безнадзорность, даже в семье, девальвация культурных ценностей и образцов, плохое питание — все это база для роста детской преступности, наркомании и безнадзорности». Президент попытался объяснить все эти беды дороговизной детской и научной литературы и примитивными сюжетами телепередач и детских мультипликаций. «Задача творческой интеллигенции, — наставлял он деятелей культуры, — создать такие образцы, которые смогут вытеснить из средств массовой информации убогие персонажи и сюжеты. Надо прямо сказать — просветительная политика сегодня исключена из эфирной политики». (Обратите внимание на стиль.)
Слов нет, нынешним сочинителям литературы для детей и юношества очень далеко до писателей и поэтов, которые творили для советских детей: Агнии Барто и Корнея Чуковского, Самуила Маршака и Сергея Михалкова, Валентина Катаева и Аркадия Гайдара и многих других. Ими двигала искренняя забота о воспитании детей. Свои идеи, примеры и образы они черпали из советской действительности. В их произведениях отражались героическая эпопея гражданской войны, пафос первых пятилеток, полеты Чкалова, сага о спасении челюскинцев, интернациональная помощь республиканской Испании и многие другие примеры борьбы и труда их отцов и дедов. А каких «героев» нынешнего смутного времени можно взять детским писателям в качестве примеров для подражания: бандитов, рэкетиров, сутенеров, чиновников-взяточников, олигархов-прихватизаторов?
Да, мы жили скромно в то время. Советская власть экономила на всем, чтобы создать тяжелую промышленность и на ее основе — оборонную индустрию. Но она не экономила на детях. Дети имели все: хорошие школы, даже в самых отдаленных районах, практически бесплатные учебники, богатую детскую литературу, доступную детям даже из семей с самым скромным достатком. В их распоряжении были дворцы пионеров с их разнообразными кружками для детского творчества, детские библиотеки, специальные детские стадионы, детские поликлиники и больницы. Летом для детей открывались лагеря отдыха и санатории. Один западный писатель до войны справедливо заметил, что в Советском Союзе есть один привилегированный класс — это дети.
Вспоминаю свое довоенное детство. Я рос в семье рабочего-железнодорожника. Заработка родителей хватало на содержание семьи из шести человек. Дома я только делал уроки и спал. Остальное время проводил в школе, в детской библиотеке и городском дворце пионеров, где занимался в стрелковом кружке. Директор детской библиотеки им. Белинского Ольга Васильевна Костикова часто устраивала встречи актива библиотеки с интересными людьми:
писателями, поэтами, учеными. Ставились любительские спектакли. Скромная районная библиотека
имела полный набор не только советской детской литературы и классиков русской литературы. В ней имелись и книги лучших западных писателей для детей и юношества: Александра Дюма, Даниеля Дефо, Роберта Стивенсона, Фенимора Купера, Вальтера Скотта и других. Книжный фонд библиотеки непрерывно пополнялся. Времени шататься по улицам просто не было. Если в школе тот или иной ученик отставал в учебе, учителя, не жалея своего личного времени, помогали ему, посещали семью, проверяли, есть ли дома условия для выполнения заданий, и т.п. Огромную роль в воспитании детей и юношества имели пионерская и комсомольская организации. Но это отдельная тема.
Разве нынешняя школа уделяет такое внимание детям? Все поставлено в сугубо коммерческие рамки. Если у родителей есть деньги, то еще можно получить образование. А семья? Разве может семья, живущая на грани нищеты, прокормить, одеть, обуть детей, снабдить их учебниками и т.п.? Именно наша нынешняя подлая, квазирыночная действительность обрекает детей на беспризорность и безнадзорность. Совершенно прав писатель-сатирик Инин, который недавно в телепрограмме 3-го канала «Ночной полет» сказал примерно следующее: «Сколько бы мне ни говорили о «преимуществах» существующего строя, но, когда я на чашу весов ставлю эти т.н. «преимущества» и судьбу обездоленных детей, все они превращаются в прах». Ясно, что ни бюрократические новации Матвиенко, ни драконовские меры, предложенные Починком в программе «Времена» 10 марта, не помогут беспризорным детям. Чтобы решить эту проблему, надо менять власть.
Американская ««Анаконда» в Афганистане подавилась
Президент Путин явно поторопился, заявив после саммита стран СНГ в Алма-Ате 1 марта, что военный этап операции в Афганистане завершается. Он к тому же заявил, что эта операция была эффективной и сни-зила угрозу безопасности стран СНГ. Как выразился шолоховский дед Щукарь, после этого все «пошло насупротив этих слов». Началось крупномасштабное сражение в провинции Пактия между афганскими правительственными войсками и поддерживающими их американскими спецназовцами, с одной стороны, и объединенными силами талибов и аль-каидовцев — с другой. Американское командование вот уже две недели проводит операцию «Анаконда» по уничтожению крупной группировки талибов и «Аль-Каиды», окопавшейся в горах южнее гор Гардез. Впервые после начала т.н. «антитеррористической операции» американские войска начали нести ощутимые потери в живой силе и технике. 5 марта американцы потеряли два боевых вертолета «Апачи» и 9 солдат, 40 американцев были ранены. По данным американского ко-мандования, противник потерял за время проведения операции более 500 бойцов. Американцам приходится вести боевые действия в непривычных для них условиях — в горах, на высоте 3000 метров, в условиях разреженного воздуха. Афганцы же в этих условиях чувствуют себя вполне комфортно.
В прошлом году, после первых победных реляций американского командования в Афганистане, нами отмечалось, что сообщения о разгроме отрядов талибов и формирований «Аль-Каиды» могут оказаться преждевременными. Они могли уйти в горы, на заранее подготовленные базы, выждать там некоторое время, перегруппироваться и возобновить военные действия. Так оно и получилось. Дело в том, что американское военное командование в Афганистанье допустило крупный просчет. Опираясь на свое полное военно-техническое превосходство и безраздельное господство в воздухе, оно посчитало войну законченной, после того как сровняло с землей комп-лекс горных укреплений талибов и «Аль-Каиды» Тора-Бора. Операцию по зачистке пещер и добиванию аль-каидовцев и талибов они доверили своим афганским союзникам — местным полевым командирам. А те за определенную мзду выпустили несколько тысяч талибов и аль-каидовцев из мешка в Тора-Бора. Последние перегруппировались и сосредоточились в горных укреплениях в провинции Пактия, к югу от гор Гардез. Американцам пришлось начать все сначала. На сей раз они не стали полагаться на своих афганских союзников и взяли на себя основную ответственность в проведении операции «Анаконда». В бой были брошены 1200 солдат 10-й горной дивизии и 101-й авиадесантной дивизии США. Дополнительные подразделения этих дивизий были переброшены из Кандагара в Баграм. Одновременно в Пактию были стянуты войска, верные правительству Карзая. Но у Карзая нет пока надежной регулярной армии. Он опирается лишь на отряды лояльных ему полевых командиров. А лояльность их весьма относительна. Захватив контроль в тех или других районах страны, они теряют интерес к Кабулу и занимаются укреплением своей собственной власти. Карзай предпринимает лихорадочные усилия по созданию регулярной армии. На той неделе он собрал в Кабуле 200 полевых командиров для обсуждения этой проблемы, В их числе был и генерал Дустум, контролирующий узбекские отряды, входящие в Северный альянс. Американские военные специалисты полагают, что на создание национальной армии понадобится несколько лет. А пока что они взялись лишь за обучение национальной гвардии в составе 500 человек, которая должна обеспечивать личную безопасность членов переходного правительства.
Вчера Хамид Карзай прибыл в Москву. Надо полагать, что он будет просить помощь в деле создания национальной армии, ее вооружения и обучения офицерского состава. Москву уже посетили министр обороны Афганистана Фахим и министр внутренних дел Юнус Кануни, которые вели переговоры по этим вопросам. Как сообщалось, Кануни заручился обещанием Грызлова оказать содействие Афганистану в восстановлении органов внутренних дел и подготовки для них кадров в учебных заведениях МВД России. Представляется, что нам не следует форсировать военное сотрудничество с нынешним переходным правительством Кабула. Как минимум, следует подождать до тех пор, когда соберется Лоя Джирга и сформирует правительство на более устойчивой политической базе. Во всяком случае, пока продолжается оккупация Афганистана американскими войсками, оказывать военную помощь Кабулу было бы неразумным.
Эскалация на Ближнем Востоке
Прошедшая неделя отмечена небывалым обострением обстановки в Израиле и на палестинских территориях. На государственный террор Израиля палестинцы отвечают своим террором. Сопротивление палестинцев отличается высокой степенью самопожертвования. Теракты совершают юноши, готовые отдать жизни за свой народ и его правое дело. В ответ правительство Израиля бросает против палестинцев авиацию, танки, военные суда, наземные войска и артиллерию. Военные действия вдут на земле, в воздухе и на море. В результате гибнут невинные люди, мирное население с обеих сторон, но с палестинской стороны их гибнет в четыре раза больше, чем с израильской. По имеющимся оценкам, за 18 месяцев, прошедших с начала палестинского восстания, погибло 1200 палестинцев и 300 израильтян. На прошлой неделе число ежедневных жертв с обеих сторон исчислялось уже десятками, а раненых — сотнями. Израильские танки каждый день вводятся в палестинские города Рамаллах, Вифлеем, Набатия, Туль-карем, Газа и др. Под их прикрытием бульдозеры сносят жилые дома палестинцев. С воздуха вертолеты «Апачи» ракетами уничтожают административные здания и разрушают инфраструктуру автономии. 7 марта ракета попала в резиденцию Ясира Арафата в Рамаллахе, она упала в 20 метрах от кабинета, где он вел переговоры с представителем Европейского Сою-за Мигелем Мартинесом. Собеседники чудом уцеле-ли. 10 марта израильскими ракетами была полностью разрушена резиденция палестинского лидера в Газе.
Есть очень простой способ прекратить кровопролитие — израильская армия должна уйти с палестинских территорий, незаконно оккупированных ею в 1967 году, прекратить строительство израильских поселений на этих территориях, разрешить палестинским беженцам вернуться в их родные места. Но правительство Израиля не хочет уходить с палестинских земель, хотя этого требуют многочисленные резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. На той неделе активизировались дипломатические усилия, направленные на прекращение насилия над палестинским народом. Общеизвестно, что есть только одна сила, которая может заставить Израиль
прекратить террор против палестинцев и заставить его возобновить переговоры с Палестинской Автономией. Это Соединенные Штаты Америки. Но до последних дней Вашингтон проявлял полную пассивность.
Наконец, Буш объявил, что направляет своего специального посланника на Ближнем Востоке генерала Энтони Зини в регион с заданием добиться прекращения огня. Одновременно государственный секретарь США Колин Пауэлл, выступая в одном из подкомитетов конгресса, призвал премьер-министра Израиля Ариеля Шарона и лидера Палестинской Автономии Ясира Арафата прекратить кровопролитие. Шарон, который до последних дней упорно отказывался прекратить террор против палестинцев, 9 марта выразил готовность начать переговоры о прекращении огня. Чем же вызвана эта неожиданная вспышка дипломатической активности? Наблюдатели полагают, что она объясняется стремлением Вашингтона заручиться поддержкой или хотя бы нейтралитетом арабских стран в случае, если Соединенные Штаты начнут военные действия против Ирака и попытаются свергнуть правительство Саддама Хусейна. Не случайно в конце прошлой недели в поездку на Ближний Восток отправился вице-президент Дик Чейни. Он должен посетить Иорданию, Саудовскую Аравию и Кувейт — страны, которые имеют общую границу с Ираком.
В этих же целях Вашингтон поспешил поддержать так называемую «саудовскую инициативу» — предложение наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы о признании арабскими странами Израиля в обмен на его уход с оккупированных арабских территорий. В принципе это предложение не содержит ничего нового. Его идея заложена в известной резолюции Совета Безопасности ООН № 242. Новизна состоит лишь в предлагаемом согласии арабских стран на признание Израиля. До сих пор Израиль признают лишь Египет и Иордания. Детали этого предложения обсуждались министрами иностранных дел арабских стран на встрече в Каире и будут вынесены на рассмотрение Лиги арабских государств, которая должна собраться в Бейруте. Российскую позицию по вопросу о последних событиях изложил 9 марта министр иностранных дел Иванов: «Руководство Израиля, которое осуществляет нынешнюю линию с опорой на силовые методы, неоднократно подчеркивало, что главной задачей этой политики является обеспечить безопасность Израилю и израильтянам. Как показывают события, происходит обратное. В результате последних событий конфликт разрастается. Он влечет за собой множество жертв среди мирного населения. И поэтому совершенно очевидно, что необходимо предпринять новые шаги и израильскому руководству, и палестинскому руководству при поддержке международного сообщества». Как мы видим, министр не определил своего отношения к предложению саудовского наследного принца. Он не высказал и своих конкретных предложений. С учетом нынешних весьма слабых позиций России на Ближнем Востоке, может быть, это и правильно. Лучше подождать деталей саудовского плана и итогов совещания Лиги арабских стран.
blog comments powered by Disqus