28.11.2001 05:03 | Правда | Администратор
КРЕМЛЬ ЗАГЛОТНУЛ НАЖИВКУ
Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон на прошлой неделе побывал с трехдневным визитом в России. Первый день визита - 21 ноября - именитый натовский гость провел в Сталинграде. Этот его жест не мог не вызвать недоумения и даже шока у ветеранов Великой Отечественной войны, особенно у героических защитников Сталинграда. Какое, собственно, отношение имеет Робертсон и НАТО к великой битве на Волге, изменившей ход Второй мировой войны? Да, Советский Союз и Великобритания были союзниками в войне против фашистской Германии. Да, английский король Георг VI подарил защитникам Сталинграда меч в знак признательности за их огромный вклад в разгром фашизма. Меч был вручен Черчиллем Сталину во время конференции трех держав в Тегеране в декабре 1943 года. В своем выступлении в городе-герое генсек Североатлантического альянса проводил мысль, что, дескать, мы опять союзники, как во время Второй мировой войны, на сей раз - в борьбе с международным терроризмом. Надо быть круглым идиотом, чтобы приравнивать великую битву с фашизмом к варварской войне трусливых натовских вояк из т.н. антиталибской коалиции против Афганистана. Попытки поставить на одну доску эти два несоизмеримых явления не могут не вызвать ничего, кроме гнева. Удивляет, как Кремль мог согласиться включить Сталинград в программу визита Робертсона! Это же плевок в лицо ветеранам.
Жест Робертсона, естественно, вызвал восторг олигархических СМИ. А его пребывание в Москве, встречи с министрами обороны и иностранньгх дел, с секретарем Совета Безопасности и, наконец, прием его в Кремле Путиным получили более подробное освещение, чем визит любого главы государства, даже самого дружественного. Ведущие газеты олигархов - <НГ> и <Известия> - опубликовали простран-ные интервью с генсеком альянса. Правда, освещение на ТВ пребывания Робертсона в России было серым, однообразным: прокручивались одни и те же видеоролики, которыми пресс-служба президента снабжала основные каналы телевидения, комментарии были на редкость синхронизированными и благосклонными к высокому натовскому чиновнику.
Вообще наметилась такая особенность освещения событий в стране и за рубежом в российских СМИ: они подаются только через фильтр президентской пресс-службы. Газеты и телеви-дение кормят с ложечки представители президентской администрации. Какое-либо инакомыслие или различие в трактовках тех или иных событий не допускается. Всегда на первом плане президент, и только президент. Он вещает тоном оракула о всех событиях, произносит суждения по бумажке о вещах, в которых он, по-видимому, мало смыслит, а все окружающие подобострастно внимают ему. Создается впечат-ление, что мы находимся в разгаре предвыборной кампании. Такой жесткой цензуры мы не знали даже во времена агитпропа.
Вернемся, однако, к визиту Робертсона.Еще до приезда в Россию его пресс-служба сообщила, что генсек не намерен решать какие-либо вопросы или подписывать какие-либо документы. Основное внимание он уделит контактам с общественностью. Таких контактов действительно было предостаточно: он выступил перед студентами Политехнического университета в Сталинграде, побывал в пресс-центре <Известий>, провел несколько пресс-конференций, побеседовал со школьниками в Москве и т.п. Вместе с тем он довольно туманно говорил о том, какими будут новые формы сотрудничества между Россией и НАТО. Генсек намекнул, что возможно участие российских представителей в обсуждении некоторых вопросов с правом голоса. Он не исключил возможность создания нового Совета <Россия - НАТО>, хотя и не сказал, какими именно будут его полномочия. На таком Совете, по его словам, могли бы обсуждаться такие вопросы, как борьба с глобальным терроризмом, нераспространение оружия массового поражения, нестратегическая ПРО театра военных действий. Но Робертсон ясно дал понять, что участие России в принятии альянсом решений о приеме новых членов или о применении военной силы полностью исключается.
Со своей стороны, Путин, принимая генсека в Кремле, повторил высказанное им ранее заявление на встрече с членами Комитетов по иностранным делам Госдумы и СФ: Россия не намерена становиться в очередь на прием в НАТО, она не намерена входить в Североат-лантический альянс ни с черного, ни с парадного входа. Эту же мысль после встречи с Робертсоном развил и министр иностранных дел И.Иванов. <Речь не идет о полномасштабном вступлении России в НАТО, речь идет о повышении качества нашего партнерского взаимо-действия>, - заявил он.
<Советская Россия> несколько раз писала об иллюзорности надежд Путина втянуть Россию в Североатлантический альянс. Наконец-то эта истина, кажется, дошла. Но ясно, что Кремль заглотнул уже наживку НАТО и намерен втянуться в дискуссию о <повышении качества> наших отношений с альянсом. Однако очевидно, что чем выше будет это <качество>, то есть чем больше Россия будет сотрудничать с альянсом, тем хуже будут ее отношения с Китаем и Индией. Спрашивается: соответствует ли это национальным интересам России?
Будет ли в Афганистане правительство на широкой основе?
Среди тем, обсуждавшихся Робертсоном в Москве с Путиным, С.Ивановым и И.Ивановым, был и вопрос о положении в Афганистане. В Москве и Брюсселе исходят из того, что победа антиталибской коалиции в Афганистане обеспечена, и теперь главная задача состоит в том, чтобы привести к власти правительство, устраивающее коалицию и Запад в целом. Разумеется, говорится о том, что такое правительство должно быть создано на широкой политической, религиозной и этнической основе, то есть включать в себя представителей пущтунав, таджиков, узбеков и другие афганские этносы. Автор этих строк достаточно долго проработал в Афганистане и в ООН, принимал непосредственное участие в работе по политическому урегулированию ситуации в Афганистане и вокруг него. Могу засвидетельствовать, что эта задача является чрезвычайно трудной. Во всяком случае последние 25 лет это никому не удавалось сделать. 27 ноября в пригороде Бонна, в резиденции Петерсберг, под эгидой ООН должны собраться представители нескольких афганских группировок для решения этой проблемы. Среди них: делегация из окружения бывшего короля Афганистана Захир Шаха; делегаты от группировок, входящих в Северный альянс; представители т.н. независимых групп; делегаты т.н. Пешаварской конференции, которую поддерживает Пакистан; представители т.н. кипрской конференции. Последняя группа представляет проживающую за рубежом афганскую интеллигенцию и полевых командиров, которые пользуются поддержкой Ирана.
Споры по поводу состава участников совещания в Петерсберге, которое должно сформировать переходное правительство, продолжаются по сей день, начало его работы из-за этого откладывалось несколько раз. Так называемый Объединенный антиталибский фронт, который объединяет Северный альянс и его союзников, согласился участвовать в конфе-ренции только при условии, что на ней не будет наблюдателей от соседних с Афганистаном государств. Спорили также из-за числа участников. В конце концов согласились, что участников будет всего 18 человек: от правительства Раббани, то есть Северного альянса, семь человек таджиков, узбеков и хазарейцев, от делегации экс-короля тоже семь человек, пешаварская и кипрская группировки будут представлены двумя делегатами каждая. Раббани заявил, что он уйдет от власти, как только основные афганские группировки договорятся о составе переходного прави-тельства. Но при этом он считает себя глав-ным кандидатом на пост главы временной администрации, ибо Северный альянс, кото-рый он возглавляет, будет иметь большинст-во на конференции в Петерсберге. Организа >ры конференции неправильно подсчитали вело пуштунов, представленных на ней. говорят, что численность пуштунов в зганистане от общего числа населения аны составляет 40 процентов, а на долю стальных народностей приходится 60 про-ентов. На самом деле пуштунов более 50 роцентов, но два миллиона пуштунов про-шают в лагерях беженцев в приграничных айонах Пакистана.
Нам представляется, что разногласия по по-оду состава участников будут продолжаться и тыне. Министр иностранных дел Англии астаивал на включении в состав участников конференции представителей талибов, но отив этого возразила Москва. А ь Зашинг-эне и Исламабаде выражают озабоченность ю поводу слишком сильного представитель-гва правительства Раббани на конференции в 1етерсберге. Оно, дескать, слишком зависимо Москвы, поскольку только Россия в пос-едние годы поставляла оружие Северному 1льянсу. Тревогу США по поводу возможной _чрезмерной> роли России озвучила 22 нояб-ря газета <Вашингтон тайме>. Она советует Москве <умерить> амбиции Раббани и вну-шить ему, что он не может монополизировать масть.
Между тем военная кампания в Афганиста-не еще далека от завершения. Продолжает оказывать сопротивление кандагарская груп-пировка талибов. США и Англия решили провести в Кандагаре наземную операцию. Сообщалось, что Пентагон намерен задейст-вовать там отборные подразделения 101-й и >2-й десантных дивизий, а Лондон собирает-.я ввести в бой своих спецназовиев. Даже ес-ли Кандагар падет, кампания может перейти в стадию затяжной партизанской войны. Не случайно США продолжают привлекать воен-ный потенциал своих союзников В Индий-ский океан вышло три военных корабля Япо-нии с 1200 военнослужащими на борту. То-кио уверяет, что они не будут участвовать в боевых действиях, а будут заниматься тыло-вым обеспечением. Германский бундестаг под давлением США одобрил закон о направле-нии 3600 немецких военнослужащих. Это чуть не вызвало правительственный кризис. Канцлеру Шредеру пришлось выкрутить руки партнерам по правительственной коалиции - партии <зеленых> - традиционных пацифи-стов.
Нефть, политика и экономика
Вся прошлая неделя сильно пахла нефтью. Правительство России не скрывало своей озабоченности перспективой дальнейшего падения мировых цен на нефть. 20 ноября цена на этот энергоноситель упала до самого низкого уровня за последние два с полови-ной года и достигла отметки в 18 долларов за баррель (бочку). Дальнейшее падение цен приведет к необходимости секвестра бюдже-та и даже может потребовать сокращения расходов на социальные нужды, все приня-тые до сих пор в рамках нефтяного картеля ОПЕК меры по стабилизации цен не дали ре-зультатов. Картель, на который приходится примерно 35 процентов мировой добычи нефти, в этом году уже четыре раза повышал цены. Он выразил готовность сократить в первом квартале будущего года добычу еще на полтора миллиона баррелей в день. Но они выдвинули условие: страны, не члены ОПЕК, - Россия, Мексика и Норвегия - должны сократить добычу на полмиллиона баррелей в день.
Однако нефтяные бароны России не хотят лишаться своей доли мирового нефтяного рынка, и Российское правительство согласи-лось сократить добычу и экспорт лишь на 50 тыс. баррелей в день, втрое меньше того, что просила ОПЕК.
Норвегия и Мексика обещали большие со-кращения. Проблема цен на нефть была ос-новной темой обсуждения 23 ноября на чет-вертой встрече президента с 23 членами Рос-сийского союза промышленников и предпри-нимателей (РСПП). За день до этого данный вопрос обсуждался на встрече премьера Кась-янова с нефтяными баронами. Тон на обеих встречах задавали Алекперов и Ходорковский - владельцы первой и второй по величине нефтяных компаний России - <Лукойл> и <Юкос>. На их долю приходится 120 из 300 миллионов добываемой в нынешней России нефти. Напомним, что в Советском Союзе до-бывалось в два раза больше нефти. СССР был крупнейшим в мире экспортером нефти после Саудовской Аравии - до 200 млн. тонн в год. Оставшихся 400 с лишним миллионов тонн вполне хватало для энерго- и электроснабже-ния, для обогрева домов и предприятий и для нефтехимической промышленности. Сейчас мы добываем, как отмечено выше, 300 млн. тонн, из них экспортируем 120 млн. тонн и, естественно, испытываем острый энергетиче-ский голод. А США потребляют более 900 млн. тонн в год! Причем, заметьте, большая часть этой нефти ввозится из-за границы, в основном с Ближнего Востока, Венесуэлы и Мексики. Свою нефть США не расходуют, они оставляют ее на черный день для будущих поколений.
Ответственность за такое плачевное поло-жение несут наши нефтяные бароны. Быв-ший зам. министра нефтяной промышленно-сти Алекперов, пользуясь своим служебным положением, в свое время <приватизировал> самые прибыльные нефтепромыслы и нефте-перерабатывающие заводы. На их базе он со-здал концерн <Лукойл>. Оставшуюся их часть отдал другим <прихватизаторам>. Немалый кусок нефтяной промышленности достался бывшему комсомольскому работнику Ходор-ковскому, который на этой базе создал ком-панию <Юкос>. Алекперов и Ходорковский владеют не только нефтяными промыслами. В их империю входит множество других пред-приятий, они являются совладельцами газет и телеканалов. На днях Алекперов заявил, что ему <очень нравится> 6-й канал. Им принад-лежат целые пароходства, и никакого секрета они из этого не делают. Как-то при посещении Мурманска Путин вскользь поинтересовался, кому принадлежит местное пароходство. Оказавшийся рядом Алекперов ответил: <Мне>. Он мог бы добавить, что ему принад-лежит еще Енисейское речное пароходство. А Ходорковский владеет <Волготанкером>. Как тут не вспомнить Маршака и его мистера Твистера - <бывшего министра, владельца заводов, газет, пароходов>.
Президент - слуга алекперовых, ходорковских, Фридманов и им подобных - явно озабочен ослаблением своей политической базы. Как ни суетятся лидеры <Единства> и <Отече-ства>, пытаясь создать объединенную партию, им не удается завоевать симпатии народа, ибо на них лежит клеймо <партии власти>. К тому же репутация некоторых отцов - основателей <Единого Отечества> - оказалась подмоченной в связи с заведением Генпрокуратурой уголовных дел на высоких чиновников их ведомств. А один из столпов партии про-глядел, что на его <стройке века> - москов-ском <Сити> - различные подставные фирмы умудрились уворовать сотни миллионов долларов. Чтобы подправить имидж президента, его администрация организовала за казенный счет в БКД <гражданский форум>. В связи с давкой у Кутафьей башни <НГ> обозвала форум <гражданской Ходынкой>. Хотя на форуме были представлены сотни общественных организаций, начиная от общества любителей собак и кончая любителями пива, никто так и не понял, что такое <гражданское общество>. Никакого <гражданского общества> в природе не существовало и не существует. Всякий грамотный человек знает, что общество распадается на классы, интересы которых представляют и защищают политические партии через своих представителей в парламентах. Болтовня о <гражданском обществе> призвана лишь затушевать классовый характер рос-сийского общества. Президенту, как Луи Наполеону Бонапарту, хотелось бы с помощью таких затей встать над классами. Не выйдет! Алекперовых и ходорковских не поставить на одну доску с рядовыми тружениками или пенсионерами. Известно, чем кончил Луи Бонапарт, он сдался в плен пруссакам после разгрома его армии под Седаном.
blog comments powered by Disqus