Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

07.02.2004 19:38 | Правда | Администратор

МНОГОЗНАНИЕ НЕ НАУЧИЛО РЯЗАНОВА УМУ

В СВОЕ ВРЕМЯ Эльдар Александрович спас, можно сказать, “Кинопанораму”, придав этой программе, тронутой плесенью конъюнктурной казенщины, характер живого заинтересованного рассказа о происходивших в киномире событиях, о наиболее интересных экранных новинках. Известный кинорежиссер и поэт, Рязанов, безусловно, наделен и даром естественного общения с многомиллионной телеаудиторией, что так важно для телеведущего, и человеческой, личностной весомостью. Он признается, что все эти годы скучал без телевидения, искал повод, чтобы вернуться в эфир. Тем более что осуществлять кинематографические проекты в условиях, когда прокат не обеспечивает возврата вложенных в фильмопроизводство денег, становится все труднее даже для такого именитого режиссера, как Рязанов.

Тему восьмисерийного цикла “О странностях любви” подсказали во время отдыха в Ялте крымские места, многие из которых так или иначе связаны с именами великих людей — Достоевского, Герцена и Огарева, Саввы Морозова, Максима Горького... Причем не только с их творческой деятельностью, но прежде всего с интимной сферой их жизни, с тем “человеческим”, ничто из которого не чуждо даже титанам. Такой нехрестоматийный подход к знаковым фигурам русской и мировой культуры весьма характерен для постановщика “Служебного романа”, “Иронии судьбы, или С легким паром!”, “Вокзала для двоих”, “Забытой мелодии для флейты” с их причудливыми сюжетными зигзагами. Настолько причудливыми, что Рязанов не избежал в свое время упреков в вычурности, неправдоподобности своих лент, в основе большинства которых — любовные перипетии. В этой сфере человеческих взаимоотношений Рязанов считается большим знатоком. Жизнь, однако, богаче сценарных и режиссерских фантазий.

В “Поговорим о странностях любви...” ничего придумывать, сочинять Эльдару Александровичу и его коллегам не пришлось. Цикл строго документален. А вот в архивах поработали немало. Докапываясь, например, до подробностей любовного треугольника: прославленный скульптор Сергей Коненков, его жена Маргарита, красота и обаяние которой не давали спать многим знаменитостям из ее окружения, например, Шаляпину и Рахманинову, и открыватель теории относительности Альберт Эйнштейн. Что касается последнего, то интерес к нему пылкой Маргариты объяснялся не только романтическими устремлениями, но и... обязанностями разведчицы. Именно Маргарита не только познакомила ученого, причастного к разработке атомного оружия, с советским резидентом, но и сдружила их, что во многом способствовало созданию нашей атомной бомбы, а следовательно, и паритетного противостояния СССР и США, то есть мира в мире.

Проект очень трудоемкий, дорогой. Снимали в США, Италии, на Кипре. Зачастую именно в процессе съемок уточнялись намеченные в сценарии сюжетные линии, возникали новые повороты темы. Говорят, что, приступая к фильму о создателе “Алых парусов” Александре Грине, Рязанов перелопатил столько литературы об этом во многом загадочном писателе, что стал едва ли не самым большим знатоком его жизни и творчества.

Подобная дотошность подкупает, вызывает уважение. Недаром, однако, древние говаривали, что многознание уму не научает. В его, ума, состав непременно входят еще добросовестность, честность. Мудрость несовместима с предубежденностью, а тем более — с политиканством. К сожалению, во второй программе цикла, посвященной любовным метаниям Достоевского, Рязанов допускает явный ляп, причина которого, скорее всего, не в пробелах образования весьма осведомленного ведущего, а в его приверженности идеологическим штампам нынешнего российского псевдолиберализма, каноны которого предписывают его адептам нетерпимость ко всему, что связано с такими понятиями, как народность и революция. Слегка пожурив великого писателя за революционные “шалости” его молодости, за которые Достоевский, как известно, едва не поплатился жизнью, Рязанов без тени смущения заявляет, что пребывание на каторге среди воров и убийц круто изменило представления писателя... о народе. Прежде он-де его идеализировал, а теперь...

Эволюция взглядов Достоевского известна. Юношеские увлечения революционным радикализмом с возрастом и горьким жизненным опытом действительно сменились неприятием таких его крайностей, как, например, нечаевщина, нашедшим наиболее яркое выражение в романе “Бесы”. Говорить же о каких-то антинародных устремлениях создателя “почвенничества”, ставшего заметным, можно сказать, определяющим направлением развития русской мысли и литературы, может человек либо невежественный, либо недобросовестный, пытающийся убедить нас, что черное — это белое и наоборот.

Здесь уместно напомнить, что Эльдар Рязанов был одним из первых режиссеров, откликнувшихся на так называемую перестройку не дешевками на злобу дня, а крупной, остро драматичной и в то же время пронзительно лиричной картиной “Забытая мелодия для флейты”, показанной днями на канале “Культура”. При всей сиюминутной тогда, в 1987 году, актуальности (проблема борьбы с засильем чиновничества стояла очень остро) картина вовсе не была экстремистской и злой, чем грешат последовавшие фильмы Рязанова, художественный уровень которых именно по этой причине сильно уступает предыдущим его работам. Прискорбно, что крупный режиссер променял талант на репутацию “своего” среди ненавистников и хулителей России, по недоразумению называющих себя “правыми”, обреченных, по итогам думских выборов, на политическое небытие.

По этому пагубному пути пошли, к сожалению, многие творцы, в том числе и из первого эшелона художников. В дни, когда отмечалось 100-летие выдающегося советского писателя Аркадия Гайдара, общественности был представлен новый фильм Игоря Масленникова “Тимур энд его коммандос”. Нет, это не пародия на повесть советского классика и сделанный по ней советский фильм, убеждал режиссер представителей прессы. Просто хотелось-де потрепаться на эту тему, подурачиться. Вот и подурачились. Тимур здесь — сын богача из “новых русских”, полупредпринимателя-полубандита — проживает с матерью в Англии, а в Россию приезжает на лето отдохнуть в папином доме под охраной целого взвода вооруженных головорезов (они-то и есть “коммандос”), составивших его “команду”. Европейски воспитанный мальчик направляет их криминальную энергию на добрые дела — помощь бедным старушкам и спившемуся старику, оборудование площадки для гольфа на заросшем сорняками пустыре, превращение дряхлой пожарной каланчи в подобие лондонского Биг-Бена... Примечательно, что Тимур в фильме внешне и по манере держаться очень напоминает популярного среди детворы Гарри Поттера.

Пародия не пародия, но римейк налицо. Причем весь строй, дух и мораль картины прямо противоположны оригиналу. На пресс-конференции постановщик фильма уверял журналистов, что его выход на экран вовсе не приурочивался к 100-летию Аркадия Гайдара. Трудно, однако, поверить, что это случайное совпадение. Таких случайностей не бывает. Вернее, они закономерны.

В заключение несколько строк из коллективного письма, полученного “Правдой” от телезрителей, проживающих в городе Юбилейный Московской области. Речь в нем идет о приуроченной к Дню памяти В.И. Ленина клеветнической программе В. Познера “Времена” на “Первом канале”, отношение к которой “Правда” уже высказывала в предыдущих номерах. “Все та же застарелая, бессовестная ложь,— пишут авторы Ф.Б. Селюк, И.И. Аксенов, А.И. Саблина и другие.— Ядовитая клевета, наглая фальсификация истории... Как же это все мерзопакостно, противно и до чего надоело!.. Хватит заниматься преступным политическим хулиганством. Руки прочь от Ленина, от нашей российской и советской истории! Знайте, господа новоявленные: мы боролись и будем еще более стойко и последовательно бороться за осуществление ленинских идей социальной справедливости. Наше дело правое, и победа непременно в конечном счете будет за нами”.

Да будет так!

Петр ВЛАДОВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList