11.05.2003 19:50 | Правда | Администратор
НЕПОБЕДИМЫЕ
Великая Отечественная: взгляд из-за рубежа
Кому восстанавливают памятники в Ржеве
Эдгар СНОУ, американский журналист и писатель: “Пятимесячная малышка была убита выстрелом в голову”.
Эдгар Сноу приехал через два-три дня, после того как Красная Армия освободила Ржев. В нем он обнаружил около двухсот человек, оставшихся из 65-тысячного города. За полтора года оккупации фашисты разрушили населенный пункт до основания. “С началом советского наступления, — сообщает писатель, — и приближением Красной Армии немцы угнали с собой почти всех русских...” Вместе с одним из офицеров он заглянул в ряд полуразрушенных домов и был потрясен зверствами гитлеровских вояк: “В комнате на диване лежал полуобнаженный труп светловолосого мальчика с красивым лицом и голубыми, широко раскрытыми глазами. Он был истощен болезнью, и его худенькая ручка была согнута, как будто он пытался отразить удар. Его голова и грудь были пробиты по меньшей мере семью пулями. За ним в маленькой кроватке лежали тела прижавшихся друг к другу малышей. В другой комнате мы увидели труп второй женщины, которую тоже не пощадили супермены...” На другой улице писатель увидел “убитое семейство Садовых. Мать и отец были расстреляны, дочь убита ударом ножа, сыну стреляли в правый глаз, другую дочь 18 лет изнасиловали, а потом задушили. Пятимесячная малышка была убита выстрелом в голову”.
Нет сил цитировать то, что увидел своими глазами Эдгар Сноу. Наверняка в Ржеве и Тверской области еще живут родственники тех, кого убивали и насиловали, морили голодом и угоняли, как скот, на работу в Германию. Но они забыли своих близких и согласились с тем, что в районе Ржева напротив воинского кладбища немцы из ФРГ создают кладбище фашистских убийц, которые пришли на нашу землю в 1941 году. Очнитесь, люди русские!
Мосты на дорогах к Победе
Генерал БЭРРОУЗ, глава Британской военной миссии в Москве: “...и блистательная новаторская стратегия Генерального штаба”.
Глава Британской военной миссии в Москве генерал Бэрроуз побывал в частях и соединениях Красной Армии. Там его ждала целая серия сюрпризов. Черняховский командовал большой армией и имел очень небольшой штаб. Штаб был расквартирован в деревянном крестьянском доме. В штабе не было машинисток, кабинетов для хранения документации и прочей обслуги, которая обычно обременяет штабы современной армии...
Еще одна рядовая армейская ситуация крайне поразила английского генерала. “По дороге на фронт джип задержался у переправы через реку. Длинная вереница усталых пехотинцев форсировала ее вброд. Генерал Красной Армии несколько минут наблюдал эту операцию. Затем вызвал к себе командира находившегося поблизости полка: “Вы должны отобрать человек тридцать или сорок людей наиболее опытных и привести их сюда. Скоро по этой дороге начнет двигаться тяжелое вооружение”. Затем генерал дал указания относительно размера и типа деревянного моста, который следовало возвести на данном месте. Командир полка принял это распоряжение к исполнению, после чего спросил: “Товарищ генерал, куда следует доложить, когда работа будет закончена?”
Бэрроуз, который понимал по-русски, с недоумением воспринимал происходящее. Подобные вещи, по его убеждению, были бы невозможны в английской или американской армиях. Десятки вопросов, возражений, всяческих “но” рождались в его голове, привыкшей к старовоенному мышлению. Не было никакой договоренности с квартирмейстером. А где приказы в письменном виде? Как насчет санитарных условий? Будут ли строители получать необходимое довольствие? Какую нагрузку способен выдерживать лесной материал данной породы? Была ли схема моста утверждена в инженерном корпусе? Примерно через неделю генерал Бэрроуз возвращался по той же дороге. Тяжелое вооружение с грохотом пересекало реку по отличному, прекрасно сложенному из бревен мосту.
В последующие дни Бэрроуз смог воочию убедиться в высоких боевых качествах воинов Красной Армии. Но этот мост, выстроенный наспех собранной бригадой, вооруженной лишь топорами и пользовавшейся оказавшимися под рукой материалами, раскрыл ему глаза больше, чем что-либо другое: “Случай с деревянным мостом — это лишь один из десятков аналогичных, раскрывающих “секрет” Красной Армии. Его раскрывают также и организация партизанской борьбы, и удивительно простой способ, которым осуществляется снабжение советских войск, и эта поразительная степень свободы и личной инициативы, которая предоставляется фронтовым командирам на местах, и подвиги советских летчиков, и блистательная, новаторская стратегия Генерального штаба”.
Нельзя не отметить умный, вдумчивый аналитический взгляд со стороны. И с горечью приходится констатировать, что нынешняя поросль журналистов и писателей, не нюхавших пороха, как правило, рисуют светлый образ победы черными красками.
Триумф Советской системы
Ричард ЛАУТЕНБАХ, американский журналист: “Партия призывала, закаляла, убеждала. Она цементировала крепость”.
“Всякий, кто видел как партия функционирует в России в военное время, — пишет американский журналист, — не может более придерживаться сентиментальной точки зрения, согласно которой мы являемся свидетелями триумфа России, — огромной, богатой, густонаселенной страны. Вместо этого следует говорить о триумфе Советского Союза, то есть советской системы. Без диктатуры пролетариата, без единства мысли и цели Россия никогда не могла бы осуществить того поистине поразительного прогресса, который был достигнут в двадцатилетие между мировыми войнами...
Коммунистическая партия Советского Союза — высокоорганизованная и централизованная партия. Когда Гитлер нанес удар, она сделалась тем цементом, который скрепил кирпичи сталинской твердыни. Решение, принятое наверху, становится руководством к действию во всех низовых звеньях, а призыв о помощи, идущий снизу, незамедлительно находит отзвук наверху.
Партия была повсеместно: в глухих белорусских лесах, организовывая партизанские отряды, на сибирских заводах, помогая поднимать выпуск продукции, в колхозах, в органах печати и на радио, в армии... Коммунисты осуществляли руководство, в их руках была программа борьбы и средства ее ведения. Когда нужны были лозунги, они формулировали их в броской, доходчивой форме. Когда нужна была песня, чтобы поднять боевой дух, они создавали песни нужные, бодрящие. Когда предприятию срочно требовался строительный материал, обращение по партийным каналам оказывалось самым кратчайшим способом преодоления канцелярских препон.
Каждый день она обращалась к миллионам через газету “Правда”. Она обращалась к массам через политработников в армии и на флоте. Ее голос был слышен в подполье в немецком тылу, куда направлялись самые испытанные члены партии”.
На Западе переняли у Советского Союза много хорошего и поучительного. А пятая колонна в России притащила оттуда весь мусор, все отходы как в социально-экономической жизни, так и культуры.
(В публикации использованы документы из книги “Дорога на Смоленск”. М. 1985).
blog comments powered by Disqus