Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

17.05.2001 01:30 | Правда | Администратор

ОБЛУЧЕНИЕ ЖЕСТОКОСТЬЮ

Заявление главы администрации Брянской области по "Чернобыльскому закону"

В минувшую пятницу 11 мая 2001 года в Правительстве Российской Федерации прошло обсуждение проекта Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Проект данного Закона обсуждался без приглашения и учета мнения руководителей регионов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.

Ранее, при знакомстве с представленным проектом мною было официально заявлено, что Закон в представленном виде неприемлем, он направлен не на усиление работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а на сворачивание этой работы, ущемлении прав граждан, пострадавших от радиационной катастрофы. Согласно представленному проекту Закона количество населения, получающего льготы и компенсации в 14 регионах России, будет сокращено с 1,7 миллиона до 200 тысяч человек.

И это предлагается осуществить при том, что Государственная программа ликвидации последствий чернобыльской катастрофы не выполнена. На её реализацию за 1991-2000 годы направлено всего лишь 8,4 процента от предусмотренных средств.

Населению, проживающему на загрязненной территории, не созданы условия для нормальной жизнедеятельности. Оно продолжает не в меньшей степени, чем в первые годы после аварии, употреблять продукты с содержанием радионуклидов и тем самым рискует своим здоровьем, в том числе и при проживании в населенных пунктах, где дозовая нагрузка менее 1м3в.

Население этих территорий имеет низкие доходы и лишено возможности в должной мере уделять внимание своему здоровью. Попавшим в беду людям должны быть гарантированы существенные меры государственной поддержки. Полагаем, что эта поддержка должна осуществляться комплексом мер по их социальной защите не только на основании дозовой концепции, но и по степени загрязненности территории. В сложившейся ситуации реализация дозовой концепции возможна лишь после выполнения в полном объеме реабилитационных мероприятий, намеченных на период до 2010 года, и обеспечивающих улучшение качества жизни пострадавшего населения выше среднего уровня.

Перевод "чернобыльского" Закона на дозовую концепцию противоречит статьям 42 и 55 (ч.2) Конституции Российской Федерации, которые гласят, что в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека, в том числе на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

Каким он оказался для жителей Брянской области можно судить лишь по одному примеру. Общеизвестно, что в первые дни после катастрофы в атмосферу были выброшены в огромных количествах изотопы йода. Через два дня они начали выпадать в Брянской области. А распоряжение об экстренной йодной профилактике населения поступило на места только 9 мая 1986 года. (Инструкция Минздрава РСФСР от 07.05.86 г. № 0513-03). И только после 20 мая из загрязненных районов стали вывозить в "чистые" беременных женщин и детей раннего возраста.

Однако "чистыми" их можно назвать условно, поскольку йодному удару подверглась вся территория Брянской области. И сегодня случаи заболевания щитовидной железы у нас наблюдается везде и исчисляются сотнями.

Интересы этих людей, получивших 85 процентов дозы облучения в начальный период после катастрофы, не учитывает предлагаемый законопроект. Его принятие приведет к лишению ранее установленных льгот и компенсаций более 200 тыс. человек только по Брянской области, а для остальных пострадавших предоставление льгот сводится к минимуму, что повлечет за собой не только значительное ухудшение экономического положения граждан, но и подорвет авторитет Правительства. Кроме того, повторится ситуация, когда Конституционный Суд Российской Федерации признает эти изменения и дополнения неконституционными, на основании массовых обращений граждан в суды.

Общественное мнение к принятию нового закона не подготовлено. У жителей загрязненных населенных пунктов существует мнение, что рассчитанные дозы облучения не объективны и это подтверждает дополнительная проверка радиационной обстановки в населенных пунктах, чей льготный статус понижен.

Социально-экономическая обстановка на загрязненной территории остается сложной. Уровень заболеваемости населения, проживающего в радиоактивных зонах области, по многим видам заболеваний значительно выше среднероссийских.

Растет смертность и снижается рождаемость. По семи юго-западным районам области, наиболее пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС, потери, связанные с естественной убылью населения, на 13-15 процентов выше областного уровня.

Распространенность заболеваний среди населения юго-западных районов Брянской области по основным классам превышает средние по области показатели на 10-60 процентов у взрослых и в 1,2-3,3 раза - у детей. необходимо отметить, что превышение заболеваемости по сравнению со среднеобластными показателями также отмечается на территории, где доза облучения меньше 1м3в.

В течение последних лет (с 1995 года), т.е. в прогностические сроки реализации онкогенного эффекта ионизирующей радиации показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями населения Брянской области превалируют над средними показателями по России на 10-15 процентов. Стабильно преобладают над республиканскими показателями заболеваемости злокачественными новообразованиями желудка, легкого, кроветворной и лимфатической ткани, гортани, мочевого пузыря, прямой кишки. Показатель заболеваемости раком щитовидной железы в течение последних 10 лет превышает таковой по России более чем в два раза.

До настоящего момента нет утвержденной государственной методики расчета индивидуальных накоплений эффективных дох облучения с 1986 года, которая бы учитывала весь спектр переоблучения населения, проживающего на территориях, загрязненных в результате катастрофы на ЧАЭС.

Центры госсанэпиднадзора не обеспечены в полном объеме специальным оборудованием для проведения индивидуального дозиметрического контроля.

Требует дополнительного научного обоснования установленный допустимый предел среднегодовой дозы облучения населения в 1м3в, выше которого предусматривается проведение защитных мероприятий. Та же практика работы в сельском хозяйстве показывает, что на территориях населенных пунктов, где среднегодовая эффективная доза облучения жителей находится в пределах от 0,1 до 1 м3в, без проведения комплекса специальных мер невозможно получение сельскохозяйственной продукции, соответствующей СанПину.

Понимая это, федеральные органы находят самый легкий путь решения этой острейшей проблемы. В Брянской и Калужской областях устанавливаются контрольные уровни загрязнения продуктов питания местного производства, разумеется, весьма отличные от принятых в Российской Федерации. Проще говоря, проблема решена путем создания чернобыльской экономической резервации. Нам предлагают производить "грязную" продукцию, не соответствующую СанПину и самим ее потреблять, получая дополнительное облучение.

Администрация Брянской области категорически возражает против перевода мер социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС, на дозовый критерий. Это закон, который разрушит всю систему защиты чернобыльцев.

Я, как глава администрации области, предприму все меры вплоть до обращения к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию с призывом не допустить принятия этого разрушительного закона. Я надеюсь, что эти мои действия найдут поддержку у всех жителей Брянщины.

Глава администрации Брянской области,
член Госсовета
Ю.Е.ЛОДКИН.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList