14.04.2003 06:40 | Правда | Администратор
ОЛИГАРХ РАЗБУШЕВАЛСЯ
Вести дело о выдаче России “беглого российского олигарха” Бориса Березовского поручено лондонскому судье Тимоти Уоркмэну, имя которого уже знакомо московской читательской аудитории. Да-да, это именно тот “въедливый во все детали” Уоркмэн, который с декабря прошлого года занимается в том же магистратском суде на Боу-стрит рассмотрением процедуры выдачи российскому правосудию эмиссара чеченских боевиков Ахмеда Закаева.
СЛУЧАЙНОЕ совпадение? Все может быть. Но, как правило, на Темзе случайностей не бывает. Если еще недавно можно было с пафосом трактовать переезд Закаева на Темзу и его безбедное здешнее проживание как результат поддержки со стороны антикремлевски настроенного сегмента британской общественности, то теперь такое толкование пройдет вряд ли. Любой объективный собеседник отмахнется: о чем тут говорить, если экстрадиция Закаева рассматривается там же, тогда же и тем же судьей, который решает судьбу Березовского, биография которого столь плотно связана с феноменом чеченского сепаратизма.
Законы массового восприятия подобных вещей не дано изменить никому. Роковым зигзагом в колоритной биографии “крестного отца Кремля” отозвался нынче тот самый “дудаевско-масхадовский фактор”, который так долго и эффективно использовался новомосковской элитой, причем с выгоднейшим для нее “наваром”, для прессинга на ельцинскую администрацию. Использовался и в приснопамятный период деятельности Бориса Абрамовича на посту заместителя секретаря Совета безопасности РФ, и во времена нечеловеческих усилий по переизбранию одряхлевшего “гаранта” главой государства, и в годы легендарного путешествия героя нашего сюжета по лабиринтам бизнеса.
Собственно, более неприятного для Березовского (что бы он сам ни говорил!) соседства двух папок на рабочем столе одного и того же английского судьи и придумать нельзя. Ведь выходит, что и для английских компетентных органов подтекст этого сюжета — от начала до конца — не является секретом. Да и желания маскировать это у британской Фемиды нет, видимо, никакого. Всплыло на поверхность то, что годами либо затушевывалось, либо отрицалось любителями пользоваться северокавказским конфликтом в собственных целях.
Другое, конечно, дело, что экс-олигарх — на свободе. За Березовского и его в равной степени затребованного к выдаче России компаньона внесено в общей сложности 200 тысяч фунтов стерлингов залога. Причем половину этой суммы заплатил, по данным Би-Би-Си, бывший референт “железной леди” Маргарет Тэтчер — лорд Белл. Но свобода — свободой, а дальнейшая судьба “изгнанника”, сколько бы месяцев или лет ему ни было отмерено для жизни на Британских островах, вольно или невольно будет ассоциироваться читательской и телеаудиториями с судьбой Закаева. А ведь тому инкриминируется соучастие в вооруженном мятеже и прочих тяжких грехах. Стыд, да и только!
И потом: что это вообще за “жизнь за границей” (пусть даже самая комфортная), если еще за пять дней до состоявшихся 2 апреля предварительных судебных слушаний министерство внутренних дел Великобритании отказало именитому “переселенцу” в предоставлении политического убежища! Словом, теперь статус Бориса Абрамовича на Темзе еще более туманен. Адвокат “потерпевшего” Эндрю Стивенсон может сколько угодно оспаривать это решение, если пожелает. Но ведь даже сам он, по данным РИА “Новости” и сайта “Газета. ру”, признает, что мотивацией отказа стало для властей следующее обстоятельство: “Березовский мог иметь какое-либо отношение к уголовно наказуемой деятельности”. Как известно, еще 23 октября 2002 года Генпрокуратура РФ обвинила его в широкомасштабном мошенничестве.
В подготовленных по международным стандартам и переданных британской стороне документах говорится, что Березовский рука об руку с одним из руководителей “ЛогоВАЗа” Юлием Дубовым (находящимся ныне в Лондоне) и с неким Бадри Патркацишвили (живущим в Грузии) организовал в 1994 году хищение двух тысяч автомобилей. Ущерб от того преступления оценивался более чем в 60 миллиардов тогдашних неденоминированных рублей. Кстати сказать, именно на эти деньги, как утверждает следствие, была приобретена не только крупная недвижимость, но и акции телеканалов ОРТ и ТВ-6, а также издательство “Огонек”. Здорово формировалось в ту незабвенную эпоху “превосход-ство демократических СМИ в российском эфире”, не правда ли?!
Адвокатура Березовского отбивается изо всех сил: “Если все эти преступления действительно были совершены, то почему российские власти заговорили о них лишь сейчас, а не в конце 90-х?” Дескать, никакого дела о хищениях с “ЛогоВАЗа” не было бы и в помине, если бы у Генпрокуратуры РФ успешно “выгорел” предыдущий — развалившийся — иск: ничем не закончившееся дело “Аэрофлота”... Напрасные, судя по всему, посылы. По мнению экспертов, для английской правовой системы не столь уж важно: собираются ли в Москве вести кого-нибудь под суд сразу или через несколько лет после правонарушения.
Вызвав экс-олигарха в полицейский участок вместе с Дубовым еще 25 марта, представитель МВД вежливо спросил: что они думают, вообще-то говоря, о запросе на их выдачу России?
— Я ответил,— с уязвленной гордостью сообщил информационным агентствам Березовский,— что все вопросы у Генпрокуратуры РФ политически мотивированы.
Что же касается версии о хищениях, то это, мол,— “абсолютная чушь”.
На такой “декларативной волне” оба компаньона покинули в тот раз “казенный дом”. Но вот что характерно: удостоверяющие их личность документы пришлось оставить. Пришлось, понятно, дать и подписку о немедленной явке по первому же вызову стражей закона. И вот — “очередной звонок”: рассмотрение дела об экстрадиции назначено на 13 мая.
Сопротивляясь, Березовский всячески форсирует продвижение в СМИ версии якобы не уголовного, а сугубо политического преследования по приказу Кремля. В ход идет многое — от маски Владимира Путина, в которой Борис Абрамович выступил на пресс-конференции 2 апреля, до спонсирования антипутинского “крестового похода” на предвыборной российской авансцене. Об этом свидетельствует отнюдь не шуточное интервью 1 апреля(!) для агентства Рейтер. Прозвучала, в частности, цифра “100 миллионов долларов”, жертвуемых Березовским “на создание в РФ политического союза, который сможет противостоять президенту на предстоящих выборах”. Такой союз, доказывает спонсор, сможет получить в Госдуме более трети мест, что не позволит Кремлю автоматически проводить те или иные конституционные изменения.
Но если кто-нибудь на Темзе и ждал аплодисментов с левого фланга московского партийного спектра в адрес автора сей программы, то напрасно. Выступая 4 апреля в Лондоне на шестом ежегодном Российском экономическом форуме, парламентарий-коммунист Василий Шандыбин совсем не обрадовал находящегося в зале экс-олигарха. Рассказав об ужасающих итогах псевдоприватизационного разграбления экономики РФ, когда проводники реформ “продешевили” по меньшей мере 6-триллионные(!) активы страны в сотни раз, депутат Госдумы призвал Березовского вернуть нечестно нажитое, если таковое имеется, и “отправиться по России с посохом, прося прощения” у соотечественников. Я лично знаю, добавил Шандыбин, и Генерального прокурора РФ Устинова, и директора ФСБ Патрушева и потому заявляю со всей ответственностью: люди это порядочные, напрасно придираться ни к кому не станут, да и взяток они не берут.
Аудитория отозвалась аплодисментами. Конечно, были среди них и “ернические” — сродни патентованному улюлюканью “новых русских”. Но чувствовалось: есть и вполне искренняя, одобрительная реакция. Да и как иначе, если десятки небезразличных к судьбам России людей за считанные минуты убедились в том, что на старте парламентского марафона коммунисты не только не нуждаются в долларовых инъекциях от идейных противников, но и при всей критике кремлевского социально-экономического курса остаются непоколебимыми государственниками. Потому и не торпедируют силовые ведомства страны — опору ее безопасности — в столь тревожное время. Да, на сей раз об этом говорил Шандыбин. Но все отчетливо поняли: так же настроены и Зюганов, и миллионы других коммунистов и их сторонников. По наслоениям лжи был нанесен, иными словами, сильный удар.
Ждать ли после этого новых всплесков активности Бориса Абрамовича на Темзе?.. До сих пор они, что характерно, совпадали по времени с обострениями тех или иных разногласий между Кремлем и англо-американским альянсом. Вот и недавно: как только Москва поддержала незадолго до войны позицию Парижа и Берлина, Березовский сразу же был приглашен на главную вечерне-новостную передачу четвертого лондонского телеканала. В своем комментарии он дал понять, что в отличие от других, сознательных критиков назревавшей интервенции Россия, не имеющая-де осмысленно-последовательного курса, чуть ли не блуждает на международной арене по наитию. И ведь на целую неделю эта ложная трактовка пошла гулять по местным СМИ: дескать, московские возражения не надо брать в расчет. Стоит, мол, лишь поднажать по рекомендациям былого “кремлевского инсайдера” — и российская оппозиция антисаддамовской лихорадке тотчас рухнет. И ведь что обидно: в заданно-тенденциозном ключе РФ почти не упоминалась в те дни на Темзе в перечне держав, возражающих против подрыва Устава ООН, и лишь принципиальная позиция, высказанная Владимиром Путиным, покончила с этой аномалией.
Видимо, в тот момент влиятельные силы, находящиеся у британского государственного штурвала, все же осознали, что заигрывание здешнего информационного истеблишмента с амбициозным “антикремлевским дуэлянтом” может завести слишком далеко. В самом деле: каково было бы Тони Блэру, если бы из дачного особняка на Рублевском шоссе его регулярно обличал и пропагандировал планы по подрыву “лейбористского режима” какой-нибудь англичанин, нашедший почему-то приют в России?! Быть может, сама мысль об этом запоздало подсказала Уайтхоллу: дать с помощью МВД сигнал к потеплению отношений с уходящим все дальше Кремлем... Добавлю, что в своей “политобозревательской роли” Березовский пока исчез из большого английского эфира, пусть и считающегося независимым от правительства.
Но, похоже, даже будучи загнанным в угол, “мастер интриги” не унывает. Или делает вид, что не унывает. А иначе лондонская “Дейли телеграф” не откликнулась бы на его завидный оптимизм, продемонстрированный по выходе из сурового магистратского здания на Боу-стрит 2 апреля: “Сегодняшние события в суде и на пресс-конференции помогли мне в политическом отношении в России”.
Ну никак, иными словами, не хочется Борису Абрамовичу поверить в конечную, столь неприятную для него станцию начатого Фемидой пути. “Этого не может быть, потому что не может быть никогда,— публично заклинает он и Русскую службу
Би-Би-Си, и, видимо, сам себя.— То есть ни при каких обстоятельствах решение об экстрадиции со стороны английских властей состояться не может”. Какая, согласитесь, неуемная сила характера и вера в собственную невиновность... Уж не думает ли Березовский, что демонстрацией этих качеств можно повлиять на британскую юстицию?!
blog comments powered by Disqus