Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

17.07.2002 07:12 | Правда | Администратор

ОПЯТЬ ОТКРЫВАЮТ АМЕРИКУ

Внешнеполитическая показуха

На той неделе произошло заметное событие в политической жизни России. 11—12 июля в здании МИДа на Смоленской площади состоялось совещание послов и постоянных представителей России при международных организациях. Такого рода совещаний, которые в советское время созывались ежегодно, не было 16 лет. Столь длительный перерыв в такого рода совещаниях с участием ответственных сотрудников МИДа и руководителей других ведомств является свидетельством того, что все эти годы внешняя политика России была келейным делом президентов Горбачева, Ельцина и Путина и их администраций. К выработке стратегических направлений внешней политики страны, ее долгосрочных приоритетов, определению наиболее эффективных методов и приемов этой работы не привлекались профессионалы — послы России в зарубежных странах и международных организациях, опытные сотрудники центрального аппарата МИДа, представители других ведомств, участвующих во внешнеполитической работе. Они были простыми исполнителями воли президентов, а те, В свою очередь, при определении внешнеполитического курса прислушивались больше к тому, что им говорили в Вашингтоне и Лондоне, Париже и Бонне, а не к советам российского МИДа.

Министр иностранных дел И. Иванов в своем интервью газете «Известия» 10 июля утверждал:

«Знаете, когда была двухполярная система, все было просто: Политбюро принимало решения, твоя задача была — реализовать. Сегодня для диплома-тии простор огромный, возможностей масса...». Министр в данном случае грешит против истины. Он проработал в МИДе достаточно долго, чтобы знать. что не «все было так просто», что Политбюро не принимало ни одного мало-мальски важного решения в сфере внешней политики, не посоветовавшись с МИДом. А на Смоленской площади, прежде чем входить в ЦК с тем или иным предложением, согласовывали его со всеми заинтересованными ведомствами: Минобороны, КГБ, Минвнешторгом, ГКЭС и т.п. Для проработки предложений для ЦК по важным вопросам создавались межведомственные комиссии, которые не только готовили предложения по тем или иным вопросам, но и следили за выполнением принятых по ним решений. Крупные просчеты во внешней политике Советского Союза случались как раз тогда, когда мнение МИДа по тем или иным вопросам не учитывалось. Пример тому — ввод советских войск в Афганистан..

12 июля на совещании послов в МИДе выступил президент Путин. Законно было бы ожидать от президента аргументированного изложения основных направлений внешней политики страны, обоснованной критики МИДа и других ведомств за те или иные недочеты в работе на международной арене. Вместо этого президент нарисовал довольно розовую картину положения России в мире. По его словам. Россия в международных отношениях смогла выйти из периода длительной конфронтации, и в ее лице уже видят «не противника и не врага, а все больше видят предсказуемого, действительно надежного и равноправного делового партнера». Пожурив МИД за «сбои» в межведомственном взаимодействии и за недочеты в анализе прогнозировании событий, Путин бегло коснулся приоритетов внешней политики. «Базовой темой» в этой области, по его словам, является борьба с терроризмом. Она является центральной темой в отношениях с партнерами России по Совету Безопасности ООН, по СНГ, Договору о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

Есть ли у России альтернатива?

Президент считает, что позитивные изменения в международной обстановке во многом являются результатом изменений в двухсторонних отношениях России и США. «В основе наших сегодняшних отношений, — заявил он, — новое прочтение национальных интересов двух стран, а также схожее представление о самом характере новых мировых угроз. Еще раз хочу подчеркнуть: доверительное партнерство России и США не только в интересах наших народов. Оно оказывает позитивное воздействие на всю систему международных отношений и потому остается одним из наших безусловных приоритетов».

Президент Путин буквально открывает Америку, причем во второй раз. Со времени установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами это направление было од-ним из наиболее важных. В своем докладе на XVII съезде партии в 1934 году И. В. Сталин назвал восстановление дипломатических отношений с США, как крупный успех мирной политики Советского Союза, который «имеет серьезнейшее значение во всей системе международных отношений». Техническое содействие со стороны США в сооружении важных объектов первых пятилеток было важным компонен-том наших отношений в довоенный период. В годы Великой Отечественной войны военный союз наших двух стран сыграл важную роль в разгроме фашизма. В первые послевоенные годы Советский Союз делал все, что в его силах, чтобы сохранить хорошие отношения с Вашингтоном, сорвать попытки Черчилля посеять недоверие в правящих кругах США к Советскому Союзу. После установления ядерного паритета между нашими странами Советский Союз настойчиво добивался снижения порога ракетно-ядерного противостояния. С начала 70-х годов вошли в практику регулярные встречи на высшем уровне, был подписан ряд важных договоров и соглашений о мерах по ограничению опасности возникновения ядерной войны, об ограничении гонки ядерных вооружений. Были заключены соглашения, и успешно развивалось сотрудничество в таких областях, как исследование и использование космического пространства в мирных целях, наука и техника, медицинская наука и здравоохранение, предотвращение инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, исследования Мирового океана, сельское хозяйство, жилищное и другие виды строительства, и во многих других сферах. На американском направлении у нас работа-ли наиболее опытные дипломатические кадры. Послами в Вашингтоне в разное время были Уманский, Литвинов, Громыко, Зарубин, Добрынин. На этом фоне первый посол РФ в США В.Лукин выглядел довольно бледно.

Большое значение в развитии отношений между нашими странами имели встречи на высшем уровне: Сталина с Рузвельтом, Хрущева с Кеннеди, Брежнева с Никсоном и Фордом. Результатом таких встреч являлись, как правило, важные соглашения, направленные на укрепление международной безопасности и сдерживание гонки вооружений. Путин за год встретился с Дж. Бушем пять раз, однако в результате Соединенные Штаты вышли из Договора по ПРО. Взамен был заключен никчемный договор о сокращении стратегических ядерных потенциалов, который в конечном счете приведет к одностороннему разоружению России. Вашингтон завладел военными базами в постсоветской Средней Азии, проник в Закавказье. Военный блок НАТО неумолимо приближается к границам России. О своем желании вступить в НАТО заявила Украина. Даже президент Белоруссии А.Лукашенко объявил о намерении Минска пересмотреть отношение к Североатлантическому альянсу. А ведь именно Путин своими безответственными заявлениями вызвал заметную трещину в отношениях с Белоруссией и толкнул ее в сторону альянса. В результате НАТО может со временем оказаться у Смоленска. Всего лишь три года назад это не могло нам присниться даже в страшном сне! И после всего этого Путин в своем выступлении в высотке на Смоленской площади заявляет, что в последний год произошло «укрепление позиций России в мире и расширение круга наших союзников».

На всех этапах отношений СССР и США, даже в годы «холодной войны», они строились на основе полного равенства, взаимной выгоды, уважения суверенитета сторон и равной безопасности. Только в последние полтора десятилетия это равенство было утрачено. Россия шаг за шагом превратилась в младшего партнера США в их борьбе за установление мирового господства, прикрываемой ширмой борьбы с международным терроризмом. А ведь у России была другая альтернатива. В союзе с Китаем, Индией, другими странами, противостоящими диктату США, Россия могла бы успешно противодействовать установлению безраздельной американской гегемонии в мире, проводить самостоятельную внешнюю политику.

Когда Америка чихает, Европа и Азия подхватывают грипп

Корпоративный скандал в США на той неделе получил свое продолжение и имел негативные последствия не только для экономики США, но и для других развитых капстран. Скандалы с амери-канскими корпорациями «Энрон», «Уолдком», «Ксерокс», «Халлибертон» и другими компаниями приобрели настолько одиозный характер, что президент Буш был вынужден в течение прошлой недели трижды выступить с разъяснением позиции своей администрации в отношении этих скандалов: на пресс-конференции в Белом доме, на Уолл-стрит перед биржевыми воротилами и в традиционном еженедельном выступлении по радио. На пресс-конференции он заявил, что в принципе он поддерживает бизнес, но не намерен покрывать виновных в нарушениях. «Абсолютное большинство руководителей корпораций — хорошие, честные люди, которым нечего скрывать и которые готовы отвечать за свои действия, — заявил он. — Но существует горстка обманщиков, замаравших репутацию всего делового сообщества. С ними мы и должны разобраться». На Уолл-стрит Буш пояснил, как он намерен «разобраться» с обманщиками. Он обещал усилить полномочия правительственной комиссии по биржам и ценным бумагам и создать специальное подразделение в своей администрации по расследованию экономических преступлений во главе с заместителем министра юстиции. «Моя администрация будет делать все, что в ее силах, чтобы не было больше подтасовок и приписок в бухгалтерских книгах, чтобы не было ута-ивания правды и нарушений закона», — заявил Буш. Понимая, что одних призывов к деловой нравственности может оказаться недостаточно, президент пригрозил, что будет увеличен срок тюремного заключения за такие преступления с пяти до десяти лет.

Однако увещевания и угрозы Буша не возымели действия и не успокоили биржи и валютные рынки. Всю прошлую неделю индекс Доу — Джонса, основной показатель деловой активности США, продолжал катиться вниз. Снижался и индекс на бирже Насдак, где котируются акции высокотехнологичных компаний. За один день 10 июля индекс Доу — Джонса упал на 3 процента — до уровня, который был три года назад. Падение курсов на биржах Уолл-стрит аукнулось на биржах Лондона, Парижа, Франкфурта, Токио, Сеула, Гонконга и Сингапура. Индекс на Московской бирже упал более чем на два процента. Раньше было принято говорить, что если США чихают, то Европа заболевает гриппом. Сейчас американским гриппом заболевает весь капиталистический мир. Только Шанхайская биржа отреагировала на события в Америке повышением курсов на 4 процента. Как выяснилось, социалистиче-ская экономика Китая обладает иммунитетом против американской заразы. Оно и понятно: инвесторы, бегущие из Соединенных Штатов, Европы, капстран Азии, считают экономику Китая

Более надежным местом для помещения своих капиталов. Сейчас экономисты гадают: являются ли события на мировых биржах эмоциональной реакцией на корпоративные скандалы в США или показателем неустойчивости экономики США, началом структурного кризиса в отраслях высоких технологий.

Разъяснения Буша не успокоили и его политических противников из Демократической партии. Осенью этого года предстоят промежуточные выборы в конгресс. Демократы постараются использовать репутацию Буша и Республиканской партии как защитника интересов большого бизнеса для того, чтобы потеснить республиканцев в конгрессе. Они будут продолжать раскручивать судебное дело против вице-президента Дика Чейни по обвинению в финансовых злоупотреблениях. На него подан многомиллионный иск за то, что, будучи в 1995—2000 годах главой консалтинговой фирмы «Халлибертон», он искусственно раздувал прибыль фирмы, включая в нее плату за проекты еще до того, как ее вносили заказчики. Не оставляют демократы в покое и самого президента Буша, раскручивая историю с его бывшей компанией «Харкен Энерджи корпорейшн». Оказывается, он не только занимался незаконными сделками с акциями этой компании, используя внутреннюю информацию фирмы, но и получал от нее ссуды на приобретение акций.

США временно стали неподсудными

Всю прошлую неделю Соединенные Штаты выкручивали руки членам Совета Безопасности. Они добивались нужного им решения об исключении американских военнослужащих, занятых в миротворческих операциях ООН, из-под юрисдикции Международного уголовного суда (МУС). К концу недели при посредничестве постоянного представителя Англии в ООН Иеремии Гринстока был найден компромисс. К концу дня 12 июля Совет Безопасности единогласно принял резолюцию по этому вопросу. Согласно этой резолюции, любые обвинения военнослужащих из стран, не ратифицировавших Римский статут МУС и занятых в миротворческих операциях ООН, будут отложены на один год и будут рассмотрены Советом Безопасности дополнительно. Напомним, что в юрисдикцию МУС входят военные преступления, преступления против человечности и геноцид. Формально это решение касается всех стран, не ратифицировавших Римский статут. Среди них — Китай, Россия, Индия и ряд других стран, но на нем настаивал только Вашингтон.

США не без основания полагают, что в военных преступлениях могут обвинить прежде всего американских военнослужащих. Они могли бы просто наложить вето на все 15 миротворческих операций ООН и прекратить их финансирование. Ведь на долю США приходится более 30 процентов бюджета миротворческих операций ООН. Но в этом случае пострадал бы международный престиж США и были бы ограничены их возможности в деле использования механизмов ООН для укрепления их позиций в странах, где проводятся миротворческие операции ООН. Остальные западные страны — члены СБ, хотя и проголосовали в конце концов за резолюцию, предложенную представителем Англии, подвергли позицию США резкой критике. Так, посол Канады Пол Хемберг заявил: «Когда мы создаем новое международное законодательство по такой важной проблеме, как преступления против человечности, военные преступления и геноцид, мы должны понимать, что здесь нет места исключениям. Я считаю, что это негативно отразится на репутации Совета Безопасности и ООН в целом». Еще более резко высказался по адресу Вашингтона глава правозащитной организации «Хьюман райтс уотч» Ричард Дикер:

«Я не думаю, что здесь дело в миротворцах... Правительство США, движимое неправильной, односторонней политикой, хотело нанести удар по Международному уголовному суду. К этому новому суду у американцев навязчивая, иррациональная враждебность. Они проводят в жизнь двойные стандарты. То, чему подчиняется весь остальной мир, должно относиться и к американским гражданам». Вашингтон не приемлет МУС не только из-за опасения, что американские военные могут быть привлечены к суду за военные преступления. МУС самим фактом своего существования доказывает незаконность детища НАТО — т.н. Международного трибунала по бывшей Югославии — судилища над Слободаном Милошевичем.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList