24.11.2002 16:27 | Правда | Администратор
ПИАР ВМЕСТО ПОЛИТИКИ
Не было бы у нас ни Дня артиллерии, ни Победы, ни России, если бы в конце первой половины XX века страной правил какой-нибудь Путин, а не великий Сталин. Потому что День артиллеристов отметил финал, увенчал великую работу великих людей — 19 ноября 1942-го те самые, воспетые «сотни тысяч батарей» обрушили на врага мощь, создаваемую годами,— и переломили ему хребет. Но, чтобы случилось это, нужен был Сталин.
Из 190 тысяч полевых орудий, громивших тогдашнее НАТО — объединенный Гитлером военный и промышленный потенциал Запада,— 90 тысяч было сделано на заводе Главного конструктора, генерал-полковника технических войск, доктора технических наук, профессора, Героя Социалистического Труда, четырежды лауреата Сталинской премии, кавалера четырех орденов Ленина Василия Гавриловича Грабина, человека, навсегда вошедшего в историю артиллерии.
В своей книге «Оружие победы» он рассказывает и о своей работе, и о людях, которые работали рядом с ним, и о Сталине, о его роли в создании непобедимой советской артиллерии.
Вот первая встреча с руководителем страны — на полигоне, во время испытания новых типов орудий. Решаются принципиальные, стратегические вопросы — по какому пути следует идти артиллерии, делать пушки универсальными или специализированными. В мире еще нет ответа на этот вопрос. Универсальную пушку своей конструкции представляет конструктор Маханов, специализированную — Грабин. Прошли испытания, каждая пушка показала свои преимущества и недостатки. И вот Сталин подходит к Маханову и Грабину (они давно работали вместе) и говорит: «Познакомьтесь...» Оба конструктора в один голос говорят, что давно знают друг друга. «Это я знаю,— говорит Сталин,— а вы при мне познакомьтесь». Конструкторы включаются в деловую игру и жмут друг другу руки. После этого Сталин подводит их к их пушкам и говорит: «Товарищ Маханов, покритикуйте пушку товарища Грабина». «О пушках Грабина ничего плохого сказать не могу»,— уклоняется Маханов.
— А теперь вы покритикуйте пушки товарища Маханова,— говорит Грабину Сталин.
Грабин ясно и четко излагает три органических недостатка, присущих универсальным пушкам. Сталин делает паузу и говорит:
— А теперь так же принципиально покритикуйте свои пушки.
И Грабин рассказывает о недостатках своих пушек, но это недостатки не концептуальные, над пушками надо работать и улучшать их.
— Выходит, что нашли, за что критиковать свои пушки. Это похвально. Хорошо, что, создав пушки, вы видите, как их улучшить. Это значит, ваш коллектив имеет перспективы. А какую из ваших пушек вы рекомендуете принять на вооружение?
И Грабин рекомендует Ф-22, «желтенькую». Индекс Ф присвоили ей конструкторы, т.к. ни у одного из них фамилия на эту букву не начиналась — подчеркивали, что это результат общей работы. А «желтенькой» эту изящную пушку назвали за то, что выкрашена она была в необычный для пушек желтый цвет. «Я правильно понял вас: в этой пушке действительно нет ничего заграничного?» — интересуется Сталин.
— Да, товарищ Сталин, она создана нашим КБ по своей схеме из отечественных материалов, да и на нашем оборудовании.
И Сталин вопреки всем традициям приказывает передать пушку на испытания военным, минуя этап испытаний в КБ.
Только позже Грабин — умница Грабин, сам Грабин! — понимает глубочайший смысл сталинского решения: нужно было экономить время, чтобы не опоздать.
Вторая встреча была в Кремле. На большом совещании возник жаркий спор. Все военные авторитеты, все специалисты, ссылаясь на американские разработки, доказывали необходимость принятия на вооружение универсальной пушки. И только четыре человека — Грабин, Радкевич, Артамонов и Сталин — выступили за специальную пушку. Но слово и выбор Сталина были решающими. Он отвечал за страну.
И тяжелый военный опыт показал, что грабинская концепция пушки оказалась самой верной. Его пушками вооружались «тридцатьчетверки» и KB, его 100-миллиметровки раскалывали броню «тигров» и «пантер», его САУ подавляли вражеские доты. Непревзойденный рекорд: во Время войны, через 77 дней после получения заказа, грабинское КБ выдало серийный образец танковой пушки! А возможным это стало только потому, что еще в 1935 году на полигоне Сталин выбрал единственно верное решение из всех возможных.
Через всю книгу Грабина проходит имя Сталина — гений артиллерии воздает должное гению руководителя, который глубоко и тонко понимал все стратегические вопросы артиллерии.
Да и только ли артиллерии! О глубочайшем понимании Сталиным стратегических вопросов авиации писал великий авиаконструктор Яковлев — и писал в те годы, когда имя Сталина было под запретом. (Кстати, именно поэтому был уничтожен первый набор книги Грабина — «демократам» нужна была ложь об «ошибках Сталина»), Директор крупнейшего танкового завода, вспоминая о своем назначении, писал о разговоре в Кремле, когда Сталин задавал ему такие вопросы, что он, опытный уже танкостроитель, поражался их точности и принципиальной важности...
«Кока-колу в этих корпусах разливать не будут» (В.Путия)
В День артиллерии Путин посетил НПО машиностроения в подмосковном Реутове, где делаются крылатые ракеты,— жест, направленный на то, чтобы показать, что он, дескать, заботится о безопасности страны.
О том, что Сталин был на полигоне, знали только те, кто там был, знали только те, кого это непосредственно касается,— конструкторы и производственники, военные и руководители. Здесь же по принципу «пиар вместо политики» рептильная демпресса ловила каждое высказывание наследника Ельцина и доносила его до широких масс электората.
Нет, я, конечно, не Королев, не Грабин, не Бартини. Я — рядовой инженер ВПК, старательно делавший дело, которое я знал. Но я представляю —вот я работаю на своем месте, и вдруг ко мне под руку заглядывает какой-то человек с юридическим образованием и начинает что-то изрекать... Впрочем, ознакомимся, как воспроизводит сюжет «демократическая» пресса, и задумаемся, что на самом деле за этим кроется.
«Президент России Владимир Путин начал посещение НПО машиностроения, где осмотрел ряд цехов, в частности сборочную площадку российско-индийского совместного предприятия «БраМос». Как рассказал паве государства гендиректор НПО машиностроения Герберт Ефремов, это совместное предприятие занимается «совместной разработкой ракет а не купей-продажей».
Простите, а при чем здесь вообще «купля-продажа»? Разве для этого создавалось мощное предприятие, научная и техническая школа, формировались кадры специалистов? Представьте, что Путин заходит в магазин, а ему с гордостью сообщают, что они не занимаются ракето-строением, а только куплей-продажей. Что за театр абсурда? Каждый и должен заниматься своим прямым делом — разве не так? И при чем здесь Индия? Грабин тоже начинал свой путь в КБ-2, где работали выписанные из Германии спецы по артиллерийским системам, но выписал-то их Сталин как раз для того, чтобы они учили наши кадры, передавали свои знания, технологии, культуру проектирования. И они все это передали. Что, Индия уже стала страной такой технологической культуры, что нам надо учиться у них? Или мы — страна Королева и Гагарина — уже настолько деградировали? А почему деградировали? Кто за это ответит?
«По его словам, «БраМос» изготавливает противокорабельные крылатые ракеты «Яхонт» («Оникс») с дальностью полета 300 километров. По оценкам специалистов, еще минимум 10 лет они не будут иметь аналогов в мире. Россия вложила в совместное предприятие 122 млн. долларов,. Индия — 127 млн. долларов, и уже начался возврат вложенных средств».
Насчет 10 лет — очень сомневаюсь. Во-первых, хоть это и добротнейшая советская разработка, но прогресс не стоит на месте — об этом отдельно скажу ниже. А во-вторых: почему нельзя было обойтись без иностранцев? Ежегодно «демократы» вывозят из страны 20—30 миллиардов долларов, а на безопасность страны они не могут выделить жалкие 127 миллионов. Может быть, лучше будет вернуть народу и стране награбленное и тогда деньги на все найдутся?
«Гендиректор предприятия также отметил, что совместное предприятие позволило улучшить кадровую ситуацию в НПО машиностроения. Так, в последние четыре года на предприятие ежегодно приходят на работу 80—90 молодых специалистов»,— передает ИТАР-ТАСС.
Простите, а зачем было ухудшать кадровую ситуацию? Зачем было выдавливать из страны 200 тысяч ученых, большая часть которых укрепляет сейчас военный потенциал США и НАТО? При Советской власти наши оборонные предприятия брали на работу не 80—90 молодых специалистов, а ровно столько, сколько нужно: хоть 43, хоть 259. И это были лучшие из лучших. А кто приходит в ВПК при «демократии»? Это ребята, которые поступали в ставшие «непрестижными» технические вузы при конкурсе менее 1 человека на место. Это те, кого уже на старших курсах не заприметили за способности крупные инофирмы и не купили их высокими зарплатами и работой за рубежом. Смогут ли они создавать что-то, сравнимое с тем, что создавали их отцы, — это «поколение пепси-колы»?
«Президент России Владимир Путин заявляет, что будущее России — в высоких технологиях. «Россия очень богатая страна, прежде всего минеральными ресурсами, полезными ископаемыми, пока. Будущее России — безусловно, в высоких технологиях», — сказал глава государства журналистам в НПО машиностроения. Он назвал высокие технологии той сферой, которой по праву гордится Россия. «Поэтому кока-колу в этих корпусах разливать не будут», — подчеркнул он, передает ИТАР-ТАСС.
Интересно, как представляет себе шутливый юрист Путин «высокие технологии»? Как шутливый поручик Ржевский «высокую любовь»,— «это на колокольне»? Недавно один молодой специалист из «пепсикольного поколения» всерьез убеждал меня, что они превзошли советский (он говорил «совковый») уровень, проектируя на американских компьютерах печатные платы по заказу американских фирм. А 10 лет назад в Институте им. Курчатова мне показывали статью из американского журнала — американцы сокрушались, что если бы у них была технология зеленоградского НИИМП, они бы делали свои компьютеры в 400 раз меньше по объему. Сейчас НИИМП уничтожен, специалисты разогнаны, научные и технологические школы исчезли. И это сделано руками «демократов» — и Путина в том числе. Кока-колу в гермозоне НИИМЭ не разливают: в мертвом здании — лужи на полу и бегают одичавшие собаки. А ведь именно там создавались высочайшие технологии — и несколько раз в день лаборатория брала пробы воздуха, чтобы число пылинок в литре воздуха не превысило нормы...
«Как показала практика, не ориентированные на конкретную отдачу финансовые вливания в ВПК оказались малоэффективны»,— такое заявление, как передает корреспондент РИА «Новости», сделал, открывая во вторник совещание по вопросам военно-технического сотрудничества и омоложения кадров ВПК, президент России Владимир Путин.
Простите, а зачем делать эти «финансовые вливания, не ориентированные на конкретную отдачу»? Ох, как умел Сталин считать каждую копеечку — почитайте, что пишет об этом авиаконструктор Яковлев! Как боролись конструкторы за удешевление каждой детали, каждого винтика — не в ущерб качеству, понятно. И отдачу с них спрашивали полной мерой. И проблем с омоложением кадров не было — честью для молодого специалиста было приглашение на работу в ВПК. Зачем же было ломать эту систему, а потом на «совещаниях» толочь воду в ступе и имитировать кипучую деятельность?
Владимир Путин заверил, что финансирование государством ракетно-космической отрасли будет достаточным не только для ее удержания на плаву, но и для развития. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новости», президент заявил во вторник по окончании совещания по вопросам военно-технического сотрудничества и омоложения кадров военно-промышленного комплекса.
«Будет достаточным» — это как? Неужто снова. как при Советах, будет ставится задача полета человека — уже не просто в космос, а на Марс - и под эту задачу создаваться НИИ и заводы, города и космодромы? Или — поддерживать вялотекущий процесс разложения, организованный «демократами»? «Осторожный и непонятный юридический язык», как определил И. Ильф.
Вполне ожиданный финал
А на следующий день после того как Путина заверили, что ракеты советской разработки еще 10 лет будут непревзойденными, в Интернете появилось сообщение: «Китайские военные провели испытание новой крылатой ракеты, дальность полета которой оказалась в два раза большей, чем предполагала американская разведка, сообщается на сайте газеты The Washington Times.
Ракета YJ-83, предназначенная для уничтожения боевых кораблей противника, была запущена с 6орта штурмовика JH-7 китайских ВВС.
-Американские спецслужбы предполагали, что ракеты этого класса обладают предиьной дальностью полета в 75 миль, однако на последних испытаниях YJ-83 преодолела расстояние в 155 миль.
Эксперты ВМС США крайне обеспокоены этим фактом, так как сверхзвуковая ракета YJ-83 многократно превосходит по своим показателям американские ракеты подобного класса. которые вскоре поступят на вооружение тайваньского флота.
Эти испытания доказывают, что недалек тот чаc когда у китайской армии будут крылатые ракеты большой дальности, способные поражать и наземные цели», — прокомментировал результаты испытаний специалист по китайским вооружениям Института Джеймстауна Ричард Фишер (Richard Fisher)».
Как известно, 1 миля = 1,6093 км. Перемножим — получим, что китайская крылатая ракета летит на 249,4415 км — не так уж далеко от 300 км советских ракет. А если американцы считали в морских милях — ракета ведь морская — то дальность полета составляет 287,06 км: почти что 300. Вот вам и «еще минимум 10 лет они не будут иметь аналогов в мире».
Может быть, все дело в том, что китайские коммунисты занимаются делом, а не пиаром?
А. ТРУБИЦЫН,
инженер.
blog comments powered by Disqus