02.08.2001 01:45 | Правда | Администратор
ПОГУБИЛИ ЗА МЕТАЛЛ
Сашу убили в июле, в самый пик короткого сибирского лета. Хоронили его едва ли не всем городом: жестокость и кажущаяся беспричинность убийства юноши потрясали. В день похорон к четырехэтажному панельному дому на улице Комсомольской было не пробиться. Особенно много пришло молодежи, ровесников Саши, однокашников по школе, по техникуму, по машзаводу. Оплакивала потерю любимого невеста Ира. Безутешно плакала самая близкая бабушка Тася. Рыдал отец... Мать уже не плакала, она словно оцепенела от горя, видимо, все больше осознавая страшную нелепость. непоправимость потери единственного сына.
"За что?! За то?!.." Казалось, этот раздирающий душу вопль витал над оцепеневшим, как и Сашина мать, от ужаса городом и не находил ответа...
Александра Виноградова убили в полдень, среди белого дня, прямо на рабочем месте - в пункте по приему (скупке) металлолома, что на Лесной улице. Убили зверски: несколько ножевых ран в грудной клетке и пролом черепа. Убийцам (одного из них, видимо, знакомого, Саша назвал перед смертью) нужны были деньги. В кассе пункта, по словам его хозяина, на момент убийства было четыре тысячи рублей...
Смерть молодых всегда ужасна. Мы и десятилетия спустя скорбим по нашим неканонизированным святым, таким, как Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Юрий Гагарин... Юргинцы (и не только они) чтут память славных молодых земляков, погибших на острове Даманский, в Афганистане, в Чечне. Все они отдали жизни, выполняя свой долг перед Родиной. Боль их утраты невосполнима. Но образ героев всегда окружен ореолом их подвига - они погибли не зря!
А за что погиб мой земляк, гражданин России Александр Виноградов?
В январе ему исполнилось 23 года, и нынешней осенью они с Ирой собирались пожениться. Родные хлопотали, решая проблему жилья. Бабушка собиралась передать внуку семейную реликвию - обручальное кольцо Сашиного покойного деда. И жить бы им с Ирой да жить, детей растить да добра наживать! Он любил хорошую музыку, любил читать стихи. И хоть детство и отрочество не всегда были безоблачны (у родителей не сложилась супружеская жизнь, и они в конце концов расстались), вырос Саша оптимистом, с готовностью преодолел все жизненные невзгоды. Красивый, почти двухметрового роста, общителен, умен. Эти качества я знаю не понаслышке: незадолго до его гибели был случай нашего знакомства.
В свои двадцать с небольшим Саша успел поработать на главном предприятии города - юргинском машиностроительном и окончить механический техникум, для которого машзавод был базовым предприятием. И будь это "тогда", до проклятой нынешней катастройки, проблем для возвращения на завод Виноградова уже в качестве молодого специалиста не возникло бы. В восьмидесятые, накануне падения в бездну, предприятие строило новые современные цеха, которые оборудовались многопрофильными станками с программным управлением. Видел их своими глазами, хоть и давно уже не работал на заводе, и как бывший станочник восхищался необычной, завораживающей, "мыслящей" оснасткой! чтобы эксплуатировать подобные машины и станки, заводу постоянно требовались грамотные рабочие и инженерные кадры. Сегодня же выпускники юргинских школ, профтехучилищ, техникумов подолгу стоят в коридоре городского центра занятости населения, мечтая найти хоть какую-нибудь работу. И, не найдя ее у государства, идут "по миру". Так, девушки, если повезет, устраиваются работать в уличном или базарном киоске на какого-то хозяйчика, снося его прозрачные намеки, а то и откровенные домогательства и наживая при этом все виды простудных заболеваний, так как фанерно-палаточный киоск-скворечник - это не капитальный магазин и как следует (в сибирские-то зимы!) не отапливается. Другие - то ли от отчаяния, то ли в форме своеобразного протеста - дают в местной газете объявления наподобие вот такого:
"Молодая, красивая, стройная девушка, 170/57, Скорпион. познакомится с мужчиной материально и жилищно обеспеченным, не старше 50 лет, для встреч и материальной поддержки..."
(Господин Починок, министр труда! Вы бы уготовили своей дочери или сыну вот такую судьбу?)
Не смог найти работу по специальности и Саша. Чтобы как-то зарабатывать на жизнь, дипломированный электротехник устроился в частную пекарню грузчиком. А потом его соблазнили "легкой и непыльной" работой в открывшемся пункте по приему металлолома. И Саша освоил еще одну профессию, как оказалось, последнюю...
Когда я узнаю о сегодняшних подобных историях, связанных с никчемной, зряшной до тоски в груди гибелью людей, я сам себе задаю вопрос: "Могло бы такое произойти "вчера"? И сам себе отвечаю: "Нет, не могло". Не могло потому, что этот, ставший вдруг криминальным, металлический лом, например, его утилизация всегда была прерогативой государства. До "перестройки" в Юрге было всего два государственных приемных пункта металлолома - Вторчермет и Вторцветмет. Сдача лома предприятиями и организациями была плановой. Оформление сдачи металла, что называется, бюрократическим, то есть бумажным. А потому никакой тебе денежной наличности, никаких криминальных происшествий на этой почве. Скука... И "демократы", едва придя к власти, повели с этой металлической скукой непримиримую борьбу.
В Юрге, как и во всей нашей индустриальной области, во всей России, начался неслыханный в мировой практике "металлический бум". В городе с населением около 80 тысяч человек свои услуги сегодня предлагают аж тринадцать действующих приемных пунктов металлолома! Официально же зарегистрированных, но пока по разным причинам не открытых, по словам чиновника комитета промышленности горадминистрации М.М. Лобанова, еще больше. Сколько подпольных, ведущих скупку и переработку криминальных металлоизделий в лом, не знает никто.
Помните, как мы, несчастные "совки", "бедствуя" при "тоталитарном" социализме, выбрасывали на свалку тонны черного и цветного металла: кровати с панцирными сетками (морально устарели и уступили место деревянным, полированным), чуть поврежденные, отслужившие или просто надоевшие тазы, кастрюли, сковородки, утюги, чайники, самовары, фляги, холодильники?.. И, не моргнув глазом, приобретали новые. А дорогостоящие сейчас электропечи юргинцам при въезде в новую квартиру не нужно было и покупать - они были такой же принадлежностью, как дверная ручка. Бытовой металлический лом чаще всего уполномочивали собирать школьников.
Но пора бескорыстных сборщиков металла на пионерских и взрослых, ленинских, субботниках кончилась. Теперь каждый городской и деревенский пацан знает, что на металле, особенно цветном, можно заработать. пусть и нечестным путем. Пришло "веселое время" (да простит меня автор "Школы" "Голиков Аркадий из Арзамаса" за невольное заимствование этой фразы (!)
На приемные пункты потащили все, что только можно утащить - в прямом (подручном) и переносном (воровском) значении. И на складах перекупщиков стали расти горы не только естественного, собранного на сельских и городских свалках. металлолома, но в еще большей степени воровского, превращенного в лом оборудования заводских машин и станков, железнодорожных путей, линий электропередач... Кончилась враз скука вчерашней уверенности в сохранности материального фонда у директоров маш- и химзаводов, угольных шахт, электрических сетей, коммуникаций связи. Что ни день, местные СМИ сообщают: при попытке похитить электрокабель, погибли двое безработных; на опоре ЛЭП сгорел бомж, снимавший провода высокого напряжения; на железнодорожной станции злоумышленники раскурочили приборы сигнализации, выкрали детали из цветных металлов, тем самым создали аварийную ситуацию; на окраине поселка неизвестные сняли с опор электролинии два километра проводов, оставив его без электроэнергии...
Предприимчивые похитители не брезгуют ничем. В дом идут садовые парники и умывальники, мемориальные доски и таблички на кладбищенских памятниках.
Местное телевидение, делая акцент на морали и нравственности, тут же обвинило сдатчиков ритуального лома в вандализме...
"Коллеги! - хотелось крикнуть журналистам сквозь телеэкран, -- вы что, не читали Козьму Пруткова, который еще в позапрошлом веке гениально изрек: "Зри в корень!" Ведь эти несчастные кладбищенские вандалы - прямое порождение нынешних государственных вандалов, без согласия народа убивших и похоронивших уникальнейшее сообщество людей - Страну Советов. А чтобы она не воскресла, ринувшихся сначала сдирать с ее памятников всю ненавистную им атрибутику, а затем разрушать и сами памятники социализма. Именно они создали условия всероссийской растащиловки, в которой нередко принимают участие и жулики "высшей категории", как правило, представители начальствующего состава. Эти вывозят ворованный лом с предприятий автомашинами и вагонами. Бывает, их ловят за руку. Но и только... Информацию об их наказании люди не слышат. Видать, "орех" не по зубам!
Справедливости радио, скажем, что некоторые главы местных администраций, обеспокоенные выходом из строя систем жизнеобеспечения, связанным с хищением дорогостоящих материалов, на свой страх и риск запрещали принимать металл от частных лиц, а то вовсе закрывали пункты приема. Но российская прокуратура тут же усматривала нарушение закона о предпринимательстве и выражала протест. Закон же, запрещающий сбор металлолома частниками, в Думе, как известно, не прошел.
Поневоле остается сделать вывод, перефразируя Маяковского:
Послушайте!
Ведь если станки ломают,
если людей за металл убивают -
значит это кому-нибудь нужно?..
Впрочем, даже если бы такой закон Дума приняла, а президент его подписал, разве жизнь в Юрге, в Кузбассе, в России стала лучше? Уменьшилась бы безработица молодых? Меньше стало бы убийств и самоубийств, ограблений среди бела дня?
Да нет же, нет! Первоочередным нужен Закон о восстановлении Власти Советов, советской власти! Все остальное, доброе, однажды нами утраченное, возродится само собой.
Виктор ЧУРИЛОВ,
народный корреспондент.
Юрга, Кемеровская область.
blog comments powered by Disqus