18.10.2001 02:00 | Правда | Администратор
ПОЛЕ БОЯ - КЗоТ
Вспоминаю последние выборы в Совет. В школу, где я работал, вереницей шли рыжие и лысые, волосатые и не очень, в галстуках и даже золотых цепях кандидаты в народные избранники. Очень понравился многим моим коллегам один "промышленник", как называли себя гендиректора крупных предприятий. Тогда он, как и другие носящие это прозвище, говорил о возрождении России через возрождение отечественной промышленности, что законотворческая деятельность по возрождению промышленности в интересах каждого из нас, хвалил советские времена... Избрали. А что имелось в виду под словами "каждого из нас", выяснилось воочию на 17-й сессии крайсовета.
Кто есть кто на "поле боя"
В краевой Совет народных депутатов нынешнего созыва прошло большое количество гендиректоров крупных предприятий, таких как ЗАО "Комбинат химических волокон (И.Волдачинский), ЗАО "Водоканал Барнаула" (А.Кротов), ОАО "Барнаульский шинный завод" (Ю.Бобков), ОАО "Барнаульский завод АТИ" (Ю.Шамков), Бийский олеумный завод (А.Ананьин), ОАО "Алтайкровля" (Н.Рыжак) и многие другие. Они создали депутатскую группу "За возрождение промышленности". Объединение с кpaйсоветовским "Единством" позволило создать фракцию "Единство--Союз промышленников", в которой состоят 26 человек из 50 депутатов, то есть большинство.
Однако после объединения изменений в руководстве краевым Советом не произошло, Александр Назарчук остался председателем. Да и голосования не говорили о серьезных разногласиях с левой фракцией "За народовластие". До последнего времени шла нормальная, даже в чем-то рутинная работа: кто бывал на сессиях, знают, как "отскакивают" принятые законы и постановления. Но 17-я сессия как лакмусовая бумага показала, кто есть кто и сбросила маски со многих известных "защитников народных".
В постановлении о проекте согласованного Трудового кодекса, принятого 5 июля Госдумой в первом чтении, законодатели-регионалы должны были дать поправки федералам. Но, зная, как нынешнее большинство Думы рассматривает поправки, и учитывая, что она проигнорировала мнение региональных законодателей по Земельному кодексу, депутатам из "ЕдинСПра" стоило бы не "показывать личико", а затаиться до лучших времен. Но они "смело" пошли в атаку на несуществующем поле боя и поспешили прогнуться перед московскими кypaторами из кремлевской администрации в ситуации, когда сам по себе прогиб не стоил даже выеденного яйца.
"Бунт" против пьяниц и лентяев
Постановление "О Трудовом кодексе РФ" подготовил комитет крайсовета по социальной политике. В первоначальном варианте оно предполагало 10 поправок, учитывавших мнение краевого Совета профсоюзов. "Если Кодекс принять, то мы должны дать свои поправки, которые должны защитить работника", -- примерно так звучала мысль докладчика, председателя комитета Нины Даниловой.
Валерий Регер, сопредседатель "ЕдинСПра", сделал заявление: "Мы считаем, что Трудовой кодекс в целом отвечает требованиям и реалиям рыночной экономики...". Затем ом перечислил его достоинства: ответственность работодателя за задержку зарплаты, усиление мер по охране труда и т.п. "Мы однозначно считаем, что Трудовой кодекс нужно поддержать". Причем не просто поддержать, а записать в постановление, что крайсовет поддерживает его. Иными словами засвидетельствовать свое почтение разработчикам! Началась дискуссия.
От фракции "За народовластие" выступил Сергей Серов, член Аграрной партии России. "Трудовой кодекс не прошел обсуждение в трудовых коллективах, поэтому мы не можем записывать "поддержать" или "одобрить". Наша фракция считает, что он ущемляет права работников и профсоюзов".
И тут гендиректора себя показали. Аргументы в защиту согласованного Кодекса сводились к двум тезисам, повторяемым чуть ли не каждым его сторонником: 1. КЗоТ 1972 года устарел, поэтому необходимо быстрее принимать новый; 2. Что мы всегда защищаем бездельников, лодырей и пьяниц, дайте нам (!) возможность увольнять их.
"Нам..." Но еще более красноречиво сказал упомянутый выше господин Кротов: "Для того чтобы поднять экономику, нам нужен "новый человек" с высокими навыками труда. Нужно поставить барьер неквалифицированным кадрам на производстве". Ну и как "сотоварищи" по фракции вставил: "Нечего защищать пьяниц и лентяев!".
Полно вам, господа, а что, сегодня лентяя и пьяницу уволить нельзя? И старый КЗоТ их поощрял? Если, по-вашему, все работники таковы, то дураков в народе не так уж много, разбираются что к чему! Признаться, чего-чего, но такого примитивного уровня мышления от "командиров производства" не ожидал.
Прогиб удался
Что же предполагалось в проекте постановления комитета по социальной политике? Поправки, среди прочего, касались следующих принципиальных вещей:
1. Исключить из списка случаев работы по срочному трудовому договору работников малых предприятий, которых в крае около 50 тысяч человек.
2. Исключить статьи, дающие работодателю право выплаты заработной платы в натуральной форме.
3. Увольнение работника по инициативе администрации производить с предварительного согласия профсоюзного органа.
4. Включить дополнительно главу, регулирующую обязательное государственное социальное страхование работников.
5. Исключить главу, где работодателю предоставляется право создавать банки данных в отношении своих работников, по сути затрагивающие их политические, религиозные и иные убеждения.
Думаю, всякий согласится, что срочный трудовой договор дает работодателю возможность держать своего работника в постоянном страхе перед угрозой увольнения, лишая человека уверенности в стабильности своего положения. Читатель не будет отрицать также, что согласие профсоюза на увольнение работника усиливает его защищенность от произвола работодателя и повышает значимость профсоюза в выполнении своей главной функции -- защиты прав трудящихся. Ну а тот факт, что в новом Кодексе, в отличие от советского, нет даже упоминания о государственном социальном страховании, позволяет сказать, что это создает возможность не оплачивать больничные листы и не производить другие выплаты из средств соцстраха. А зарплата тазиками вас устроит? Вас-то не устроит, а вот работодателя и его ставленника во власти еще как устраивает!
Именно об этом свидетельствовали результаты голосования по каждой из предложенных поправок. Стараниями "Единства-Союза промышленников" все пять перечисленных поправок комитета по социальной политике, защищающих права рабочих и служащих, не прошли. Но зато прошло одобрение правительственного проекта Трудового кодекса в целом. Так и записали: "Поддержать". А от здравого постановления оставили рожки да ножки. Браво, "народные" защитники, прогиб удался! Расскажу для них и лично для Валерия Регера одну интересную историю.
История для Регера "сотоварищи"
Когда Наполеон подходил к Москве, он приказал маршалу Мюрату: "Когда я буду входить в город, должны звонить колокола!" Однако, войдя в Москву, император нe услышал колокольного звона. "В чем дело, мой верный Мюрат?" -- взорвался Наполеон. "Колокола, мой император, не звонили, -- сказал маршал, -- и тому есть двенадцать причин. Причина первая: не было колоколов".
В любом событии, явлении есть то главное, основное, без чего все разговоры о нем теряют всякий смысл. Вот депутат Регер, к примеру, неоднократно защищал в прессе и с трибуны согласованный Трудовой кодекс, приводя свои аргументы об ответственности работодателя за задержку зарплаты и прочие нарушения Трудового законодательства. Но он почему-то всегда "забывал" о срочных трудовых договорах. Почему-то все сторонники Кодекса предпочитают не говорить о расширении возможностей увольнения работников по инициативе администрации. А под увольнение по Кодексу можно легко подвести любого, если он не пришелся "по вкусу". Без коренного изменения этих положений все "блага" закона о труде абсолютно ничего не стоят. И конечно совершеннейшим бредом выглядит ситуация, когда профбосс Регер выступает за фактическое сведение роли профсоюзов к нулю. Где здесь логика?
А логика в единстве... то есть в "Единстве". Наблюдая, как руководитель "партии власти" местного розлива браво командует своими единомышленниками: "Голосуем "за", а здесь голосуем "против", -- невольно приходишь к мысли: это маленький клон того, думского "Единства", где так же ловко и безотказно приказывают "своим" думским депутатам чиновники из президентской администрации. Такая же послушно агрессивная, выражающая интересы крупного капитала масса и, как в случае с нашим краевым Советом, непосредственно представляющая этот капитал! "Партия власти, однако!" Кстати, в зале дирижирование "командарма" вызывало самый настоящий смех. Презрительный смех!
Я не трус, но я боюсь
Только несмелая какая-то эта "партия". Прежде чем голосовать по каждой поправке постановлении, от депутата фракции "За народовластие" Николая Зеленькова поступило предложение о поименном голосовании. Вопрос о Трудовом кодексе принципиальный, политический, и избиратель должен видеть, как голосует избранный им депутат - за него или против. Иначе говоря, народ должен знать своих героев. Председатель крайсовета поставил вопрос на голосование. Итог: "за" -- 22 депутата, "против" -- 22, не голосовал - 1, решение не принято. Да, "герои" испугались поименного голосования и воспрепятствовали ему. Но ведь народ должен знать их! А как же он узнает, если поименного голосования не было? Очень просто! Это -- фракция "Единство-Союз промышленников". За этим они и пришли во власть.
Рядом со мной на сессии сидел председатель краевого Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Александр Иванович Пахомов. "Они сейчас очень довольны", -- вырвалось из груди убеленного сединами ветерана, когда поправки, защищавшие труженика, одна за другой уходили в небытие под команды Регера. Мне, как представителю молодого поколения, стало больно и стыдно перед этим уважаемым человеком. Стыдно за систему, созданную реформаторами, за избирателя, пускающего во власть своих же душегубов... Но ничего, Александр Иванович, "смеется тот, кто смеется последним"! И Наполеон это мог бы подтвердить.
Алексей ЭКАРТ.
Алтайский край.
blog comments powered by Disqus