Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

26.10.2003 16:59 | Правда | Администратор

ПРЕДВЫБОРНАЯ БУРЯ В ПРОЛИВЕ

Мнение обозревателя

Чем жарче разгорается конфликт в Керченском проливе, тем яснее становится, что он не имеет никакого отношения к коренным интересам России и Украины и народов этих стран. Более того, он явно срежиссирован, причем весьма топорно. Об этом говорят многие факты политической жизни. Но сначала о том, что послужило материальным поводом для конфликта.

Прямо поперек соединяющего Черное море с Азовским Керченского пролива лежит принадлежащий Украине островок Тузла длиной около 7 километров и шириной не более 600 метров. Расстояние от него до крымского и кубанского берегов в обе стороны примерно одинаково: примерно по 4 километра. Но при этом судоходна только акватория, прилегающая к крымскому берегу. Таким образом, оба берега судоходной части Керченского пролива контролируются Украиной. Здесь пролегают три искусственных фарватера: один глубоководный (8 метров), управляемый украинским Керченским портом, и два мелководных (3 метра), управляемых российским портом «Кавказ». Фарватеры очень сложные, и потому проход судов разрешен только с портовыми лоцманами, за что взимается канальный лоцманский сбор. В итоге деньги набегают немалые, хотя относительно точной их суммы высказываются самые разные оценки — от нескольких сотен тысяч до нескольких сотен миллионов долларов в год.

Каким же образом Тузла, являясь естественным продолжением кубанского берега, оказалась в другом государстве? Сначала в рамках РСФСР Тузла была изъята в 1941 году из Темрюкского района Кубани и приписана к Керченскому горсовету. Аргумент — паромное сообщение с Керчью быстрее и надежнее, чем с Таманью по плавням и мелководью. Затем, уже в рамках СССР, Тузла вместе с Крымской областью вошла в состав Украинской ССР. Беловежский сговор довершил дело.

Постоянных жителей на Тузле почти нет, но летом наезжают дачники и туристы. Собственно, это даже не остров, а часть илистой косы, тянущейся от кубанского берега. Коса эта постоянно меняла свою конфигурацию. В начале 19-го столетия это была просто цепочка отмелей. Со временем морские течения намыли сплошную косу, соединив ее с сушей. Затем процесс пошел в обратном направлении, чему поспособствовала и хозяйственная деятельность человека: в 1925 году рыбаки прорыли для своего удобства через косу небольшой канал, на месте которого вскоре образовалась изрядная промоина. В итоге накануне строительства дамбы от косы остались четыре надводных участка, самый обширный из которых и называется островом Тузла. Средняя глубина пролива между Тузлой и одноименным мысом на Таманском полуострове Кубани не превышает 30—60 сантиметров. То есть его можно без всякого труда перейти вброд. Вот этот четырехкилометровый брод и решено ныне засыпать, возведя на его месте дамбу шириной около 30 метров.

Не будучи специалистами в экологии и гидрографии, не станем рассматривать здесь вопрос о том, зачем все это нужно. Спросим о другом: можно ли было сделать это без публичных скандалов и конфликтов? Ответ очевиден: конечно, можно! Но... никому из властей предержащих по обе стороны Керченского пролива не нужно. В самом деле, к чему заниматься всякими там согласованиями, обычными не то что в отношениях между странами, но между соседями по дачному поселку, когда требуется именно скандал и конфликт? А продиктована подобная «потребность» не чем иным, как откровенно конъюнктурными, политиканскими соображениями. Так, лидер украинских коммунистов П. Симоненко прямо назвал все происходящее провокацией, затеянной одновременно и со стороны России, и со стороны Украины. Петру Николаевичу украинские дела виднее, а мы посмотрим со своей стороны.

Хронология и взаимосвязь российских политических событий, приведших к нынешней ситуации, на наш взгляд, такова.

6 сентября съезд КПРФ включил в свой общефедеральный предвыборный список под вторым номером бывшего краснодарского губернатора Н. Кондратенко. О том, каким авторитетом и влиянием пользуется «батька» на Кубани и вообще на Юге России, говорить долго не приходится. Это, естественно, крайне озаботило кремлевских политтехнологов. Нападать непосредственно на «батьку» они не рискнули, но решили создать ему противовес.

Для начала 16 сентября в Новороссийск на новой шикарной яхте прибыл президент Путин, общался с народом, встречался с краевым руководством и посетил бывший пионерлагерь «Орленок». На другой день он имел в Крыму приватную встречу с украинским президентом Кучмой. После чего перелетел на авиабазу в Ейск, где совещался с силовыми министрами «по военно-дипломатическим вопросам присутствия России в черноморско-азовском регионе». Сразу же после этого совещания Путин выпустил указ «О создании пункта базирования Черноморского флота РФ в Новороссийске». Тем самым общественному мнению был послан недвусмысленный намек на то, что у Черноморского флота есть проблемы, в которых повинна Украина. Следующие два дня Путин опять провел в Крыму на саммите СНГ, где постоянно общался с Кучмой.

20 сентября Путин возвратился в Москву, чтобы выступить на съезде «Единой России» в поддержку этой партии. При этом съезд включил в предвыборный список нынешнего кубанского губернатора Ткачева под первым номером в Краснодарской региональной группе. Опять-таки явно в противовес Кондратенко. Но чтобы стать реальным противовесом, Ткачеву нужно было срочно прослыть еще более крутым патриотом, чем «батька».

И вот 29 сентября началась отсыпка дамбы. Причем это строительство было представлено в качестве исключительно внутреннего краснодарского мероприятия, о котором в Москве будто бы и слыхом не слыхивали. Все комментарии давал лично Ткачев. Он разъяснил, что дамба послужит сохранению и восстановлению рыбных запасов, защитит береговую линию, сельхозугодия, пляжи и объекты коммунального хозяйства. При этом, подчеркнул губернатор, «у нас нет намерения выходить за пределы административно-хозяйственного разграничения между Крымом и Краснодарским краем, зафиксированного в 1972—1973 годах на уровне зампредседателей Крымского облисполкома и Краснодарского крайисполкома».

Работы велись ударными темпами. Как сообщала газета «Новороссийский рабочий», «ежедневно в море вываливается около 100 тысяч тонн скального грунта» (Явная описка! Скорее 10 тысяч, но все равно впечатляет. — А. Ф.). «За 10 дней от полуострова до Тузлы 1300 метров прошли, я по спидометру заметил, — рассказал один из новороссийских водителей, — осталось еще два с половиной километра. Вообще-то все работы планировалось закончить уже к 4 октября, ко времени второго визита президента Путина на Кубань, но помешали природные обстоятельства. Между островками течение очень сильное».

Таким образом, планировался некий «блицкриг«, призванный поставить украинскую сторону перед свершившимся фактом. И хотя «блицкрига» не получилось, Путин все же еще раз приехал на Кубань 3 октября. Но «стройку века» не посетил, как будто ее и не было. Общение с народом и руководством ограничилось обсуждением проблем рисоводства и коневодства. О природоохранных мероприятиях и дамбах было лишь вскользь упомянуто в абстрактно-безличной форме. С этого момента занятый зарубежными поездками Путин молчал о дамбе почти три недели — вплоть до 23 октября, когда он вслед за Касьяновым «попросил» (!) Ткачева приостановить строительство.

Зато не молчали другие — все те, кто торопился снять политический «навар» со стремительно обостряющихся российско-украинских отношений. Был создан соответствующий информационный фон. Украинские СМИ распространили слухи о том, что ФСБ намерена установить на острове российскую погранзаставу, а Волошин грозится просто разбомбить Тузлу. Не меньше усердствовали и российские СМИ, предрекая скорый вооруженный конфликт в проливе. Украинская сторона вывела в район острова военно-морские корабли, начала учения ВВС, высадила на остров своих пограничников и омоновцев, отгородилась от наступающей дамбы противотанковыми ежами, земснарядом и понтонами. Наконец, на косу прилетел сам Кучма, посмотрел на дамбу в стереотрубу и пообещал защищать территориальную целостность любыми средствами. Рост рейтинга на пару процентов обеспечен.

Ну а что с российской стороны? Действительно ли она покусилась на украинский суверенитет?

Поверить в то, что отсыпка дамбы началась за спиной у Кремля, без консультаций с российским МИДом, без уведомлений и согласований с украинской стороной, абсолютно невозможно. Так не бывает. А если бы такое и случилось, то Ткачева ни о чем бы не «просили», а просто отстранили бы от должности. Это, безусловно, свидетельствует о том, что некая договоренность, причем на высшем государственном уровне, все же существовала. Но не гласная, а закулисная. Договоренность о взаимной игре мускулами с целью их политической накачки в преддверии двух важных событий — думских выборов в России и похода Кучмы на третий президентский срок.

Словом, милые бранятся — только тешатся. Так бранился и тешился в свое время Лужков, требуя передачи Крыма в состав России. Так тешится сегодня Ткачев. Начав три недели назад с природоохранных аргументов, он продолжает сегодня тем, что украинский суверенитет над Тузлой не имеет законных оснований и должен быть пересмотрен. При этом он настаивает на том, что дамба будет обязательно достроена. В ту же дуду дует и вездесущий «защитник» российских интересов Рогозин. А пресса уже вовсю муссирует тезис о том, что даже незаконченная дамба все равно будет весомым аргументом, который заставит Украину согласиться на государственную границу по судоходной части пролива.

Ничего этого, конечно, не будет. Просто предвыборный пиар — в самом разгаре. Приемы его отнюдь не новы. Столкнуть два братских народа, нагнать волну взаимной неприязни и выплыть на ней в «большие патриоты» — на большее не хватает ни фантазии, ни ответственности.

А тем, кто не замечает пиара, кто верит в искренность ткачевых и рогозиных и сочувствует их риторике, не хватает реализма. Потому что реально существующую проблему (а она на самом деле реальна!) предлагают решать заведомо провальными методами. В современных условиях есть только одно реальное средство ликвидации всех уродств и нелепостей, нагороженных в результате развала Советского Союза. И это вовсе не присоединение Крыма к России, а Тузлы к Краснодарскому краю. Это воссоединение России, Украины, Белоруссии и других бывших союзных республик в обновленное единое союзное государство. Но для такого решения проблемы требуются совсем другие политики по обе стороны пролива.

Александр ФРОЛОВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList