Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

21.05.2003 09:34 | Правда | Администратор

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПЕСНЬ ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА

Нам обещают молочные реки и кисельные берега

В центре внимания российской и мировой печати в последние дни было послание президента Путина Федеральному собранию. Как и ожидалось, послание носило на себе отпечаток того обстоятельства, что оно произносилось в год выборов в Думу и за год до президентских выборов. Почти единодушным является мнение российских и иностранных наблюдателей, что послание носит предвыборный характер и призвано подвести итоги первого срока правления Путина. Рефреном звучат слова «за последние три года...». Поскольку это последнее обращение президента к ФС до выборов, вся приводимая статистика—о росте ВВП, повышении реальных доходов населения и т. п. — призвана создать максимально выгодный пиаровский фон для предвыборной кампании Путина. Той же цели служат и выдвигаемые им основные задачи — удвоение за 10 лет ВВП, преодоление бедности и модернизация Вооруженных сил. Обращает на себя внимание, что .поставленные задачи по времени выходят за рамки двух президентских сроков. Это свидетельствует либо об амбициозных планах Путина (то есть о тайной мечте быть избранным на 3-й срок), либо о том, что эти планы обречены на провал.

О предвыборном характере обращения Путина свидетельствует также его политическая ангажированность. Возьмем, например, следующий пассаж из его обращения. Приведя цифру завышенных социальных обязательств, Путин возложил ответственность за это на политиков, которые обманывают население популистскими лозунгами. Далее он сказал буквально следующее: «Подчас депутаты, слывущие либералами и сторонниками прогрессивных экономических теорий, на практике голосуют за законопроекты, разорительные для бюджета, и понимают, что делают. А те, кто не стесняется публично называть предпринимателей не иначе как грабителями и кровопийцами, беззастенчиво лоббируют интересы крупных компаний». Ясно, что под первыми президент имеет в виду СПС и «Яблоко», а под вторыми -фракцию КПРФ. Уже одно это голословное заявление показывает, что симпатии Путина — на стороне его ручной партии единороссов, и его попытки говорить от имени всего народа являются всего лишь позой.

Почти фурор произвело заявление президента о том, что он считает возможным создание в результате парламентских выборов правительства, опирающегося на парламентское большинство. Однако фурор этот вряд ли оправдан, ибо решение об этом будет в руках президента. Нардеповец Райков в программе Шустера по Первому каналу 16 мая дал ясно понять, что президент создаст такое правительство только в том случае, если парламентское большинство ему понравится, то есть если оно будет устраивать олигархов. Мы прекрасно помним, как Ельцин назначил коалиционное правительство во главе с Примаковым на время кризиса, вызванного дефолтом в 1998 году, и сменил его по требованию олигархов ровно через восемь месяцев.

Небольшой по объему внешнеполитический раздел послания повторяет схему прошлогоднего послания. В нем говорится, что укрепление отношений со странами СНГ остается для России безусловным внешнеполитическим приоритетом, а пространство СНГ рассматривается, как сфера наших стратегических интересов. Это звучит мало убедительно, если учесть, что США уже объявили регион Средней Азии и Закавказья сферой своих стратегических интересов и разместили там свои военные базы.. Вторым приоритетом обозначена в послании Западная Европа. Сказано, что интеграция с Европой - - наш исторический выбор. Ободряюще звучит заявление, что «ООН является универсальным международным механизмом, который надо беречь». Правда, мы видим, что Кремль мало что делает, чтобы уберечь ООН от произвола Вашингтона и его попыток превратить ООН в филиал Госдепартамента.

Планы американо-английской оккупации Ирака

Соединенные Штаты вообще не упоминаются в послании Путина. Не упоминаются также Китай и Индия — наши основные партнеры в Азии. Правда, в послании есть пассаж, который некоторые аналитики трактуют, как замаскированную робкую критику политики Вашингтона. «Сильные, хорошо вооруженные национальные армии, -сказал Путин. — подчас используются не для борьбы с этим злом (терроризмом. -B.C.), а для расширения зон стратегического влияния отдельно взятых государств». Явно имеются в виду США там, где говорится о государствах с высокоразвитой экономикой, которые «оттесняют Россию там, где можно, с перспективных мировых рынков». В этих намеках Путина сквозит явная обида на Буша, который переиграл его в Ираке. Тем не менее он не осмеливается назвать его по имени.

Прошло уже около месяца после заявления Буша об окончании военной фазы операции в Ираке, а конца проблем, с которыми пришлось столкнуться оккупантам в этой стране, не видно. Они явно не справляются с положением в стране. Там царит анархия и продолжаются стихийные акты сопротивления. Органы местного самоуправления пока созданы лишь в двух городах — Умм Касре и Мосуле. Вашингтон пытается выйти из положения с помощью административных мер. Снят с должности, как не справившийся, военный правитель Ирака, отставной генерал Джей Гарнер. Вместо него назначен бывший помощник экс-госсекретарей Роджерса и Киссинжера Пол Бремер. Это расценивается, как победа Пауэлла в аппаратной борьбе над министром обороны Рамсфелдом, протеже которого был Гарнер.

Вместе с тем предпринимаются попытки переложить часть ответственности за положение в Ираке на Совет Безопасности ООН. 9 мая США и Англия представили в Совет Безопасности ООН проект резолюции о послевоенном режиме управления Ираком. Им предусматривается снятие санкций с Ирака и создание специального «фонда помощи», в который будут поступать доходы от экспорта иракской нефти. Фонд будет управляться Центральным банком Ирака, которым руководит бывший зам. министра США Питер Макферсон. Этим фондом целиком и полностью будут распоряжаться оккупационные власти США и Англии. Но фонд будет иметь постоянный наблюдательный совет, в который будут допущены представители ООН, МВФ и Всемирного банка.

Резолюция также предусматривает свертывание в течение четырех месяцев программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», срок которой истекает 3 июня. Ею не исключается, что некоторые контракты в рамках этой программы могут быть продлены. Российские контракты по этой программе оцениваются в 1,6 млрд. долларов. Но будут ли они продлены — еле вопрос. Это будет зависеть от благорасположения оккупационных властей. Вопрос о возвращении в Ирак инспекторов ООН для поиска ОМУ, на чем настаивали до сих пор Россия, Франция и Германия, в резолюции даже не упоминается. В настоящее время этот проект активно обсуждается в СБ. По мнению российского МИДа он нуждается в серьезной доработке, в ходе которой, как надеются в Москве, удастся защитить интересы России.

В Кремле рассчитывали, что в ходе визита в Москву 14—15 мая государственного секретаря Колина Пауэлла удастся добиться

от Вашингтона хоть каких-то уступок в этом плане. Но, судя по имеющейся скудной информации, эти надежды не оправдались. Пауэлл отделался туманным обещанием, что будущее иракское правительство может учесть пожелания России относительно решения проблемы задолженности Ирака путем ее реструктуризации и рассрочки платежей. Очевидно, что 8 млрд. долларов, причитающихся нам с Ирака, мы так никогда и не получим. Пауэлл ничего не обещал относительно контрактов, заключенных «ЛУКойлом» и другими российскими нефтяными компаниями, стоимость которых оценивается в 6 млрд. долларов. Между тем представитель МИД РФ заявил, что поддержка Россией американо-английского проекта резолюции будет зависеть от того, насколько будут учтены существующие контракты России с Ираком. Не помогло и то, что госсекретарю США во время его визита был сделан лакейский подарок — Госдума ратифицировала Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДССНП). Против ратификации этого договора, серьезно подрывающего безопасность России, голосовали только фракция КПРФ и Агропромышленная депутатская группа в Думе.

Даже такая выходящая в Москве прозападная газета, как «Москоу тайме», отметила беспринципность торга, который велся Кремлем с Пауэллом. «Публичный торг (с Пауэллом. — B.C.), писала она 16 мая. -превращает в посмешище позу США, что вся американская операция предназначалась для разоружения опасного режима, который обладал оружием массового уничтожения. Он также превращает в посмешише претензии России, будто ее спор с Соединенными Штатами идет не о деньгах, а об использовании силы против суверенной нации и принципах глобального правительства вообще». А газета «КоммерсантЪ» писала, что Пауэлл «сумел сыграть на повышении имиджа Вашингтона в глазах российских партнеров, не обременив себя никакими конкретными обязательствами» (16.05.2003).

Соединенные Штаты и Англия между тем активно сколачивают коалицию государств, которые будут допущены к участию в оккупации Ирака, а следовательно, и к дележу ее нефтяного пирога и многомиллионным контрактам. Еще 3 мая в Лондоне состоялось совещание представителей государств, которые будут допущены к участию в т. н. «силах стабилизации» в Ираке. В нем участвовали представители 14 государств, которые либо непосредственно участвовали в войне с Ираком, либо поддержали ее материально и морально. В их числе Польша, Италия, Болгария, Румыния, Азербайджан и некоторые другие. Польше при этом отводится особая роль: ей одной будет выделен отдельный сектор оккупации Ирака наряду с секторами, которые берут себе США и Англия. Гонористые поляки не придумали ничего лучше, как любезно пригласили Германию направить ее миротворцев в польский сектор! Берлин не мог стерпеть такого унижения и оскорблениями дал Варшаве гневную отповедь. «Нью-Йорк тайме», приветствуя создание «сил стабилизации», писала 15 мая: «Вполне резонно способствовать укреплению тех государств, которым мы доверяем. А пока мы будем вознаграждать друзей свободы, Берлин, Париж и Москва поймут, что близорукие политические действия имеют далеко идущие последствия».

Куда ведет «Дорожная карта» ближневосточного «квартета»?

Еще в конце апреля т. н. «ближневосточный квартет» — США, Россия, Евросоюз и ООН — передал руководству Израиля и Палестинской автономии обновленный план мирного урегулирования между ними. Помимо прочего, план предусматривает создание Палестинского государства к 2005 году. Обе стороны в целом положительно реагировали на этот план, каждая трактуя его по-своему. Неделю назад, перед поездкой в Москву, на Ближнем Востоке побывал госсекретарь США Колин Пауэлл. Он вначале встретился с премьер-министром Шароном и убеждал его проявить максимум гибкости в переговорах по этому плану. С лидером Палестинской автономии Ясиром Арафатом он встречаться не стал, а предпочел встретиться с недавно избранным премьер-министром автономии Махмудом Аббасом (Аббу Мазеном), причем не в Раммалахе, где находится резиденция Арафата, а в Иерехоне.

Особых успехов Пауэлл не достиг. Ему лишь удалось уговорить Шарона и Мазена встретиться и обсудить «Дорожную карту». Но ему не удалось сблизить позиции Израиля и палестинцев на базе этого документа. Это неудивительно. Позиции сторон остаются диаметрально противоположными. Палестинцы требуют полного вывода израильских войск с палестинских территорий, ликвидации израильских поселений на палестинских территориях и возвращения миллионов палестинских беженцев. А Израиль не только не согласен выполнить два последних требования, но в обмен на вывод войск требует не только полного разоружения боевиков, что предусмотрено “дорожной картой», но и их полной ликвидации.

Делая ставку на Мазена и стараясь отстранить от власти Арафата, Вашингтон и Тель-Авив, сами того не сознавая, углубляют раскол в рядах Палестинского движения сопротивления и усиливают позиции экстремистских организаций, таких, как «Хамас» и «Исламский джихад». Это было подтверждено последним развитием событий. Шарон и Мазен встретились 17 мая, чтобы обсудить пути прекращения насилия. А спустя всего несколько часов, рано утром следующего дня, в Иерусалиме прогремел очередной взрыв подрывника-самоубийцы. В результате погибли 8 человек, в том числе сам шахид. Руководство автономии осудило этот акт, однако группировка «Хамас» приветствовала его. Она объявила, что никогда не смириться с соглашением между Палестиной и Израилем и ответит на него боевыми действиями. Следует иметь в виду, что руководство Палестинской автономии просто не в состоянии прекратить сопротивление Израилю радикальных организаций, которые поддерживаются из-за границы, в частности из Сирии, Ливана и Ирана. Эту проблему можно решить только в контексте вывода израильских войск со всех оккупированных арабских территорий, в том числе с сирийских Голанских высот. А на это Израиль и поддерживающие его сионистские круги в США, интересы которых выражает администрация Буша, ослепленная эйфорией «победы» в Ираке, вряд ли пойдут.

Я до сих пор игнорировал программу Караул ова на 3-м канале, исходя из правила «Не трогай дерьмо, оно и не воняет». Но прослышав, что в его программе 18 мая намерен принять участие А.Проханов, которого я уважаю, как талантливого писателя, страстного полемиста и превосходного оратора, я решил посмотреть на его полемику с Карауловым. Наблюдая, как безразлично реагирует этот, с позволения сказать, тележурналист, а вернее, телелакей президента, на острые, временами даже обидные, но точные ремарки А. Проханова, мне пришла в голову другая поговорка: «Ему хоть плюй в глаза, для него все божья роса». Хотя было видно, что Караулов нагло вырубает из эфира некоторые замечания собеседника, он выглядел, как побитая дворняжка.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList