22.09.2001 01:50 | Правда | Администратор
ПРОРОЧЕСТВО
Если какой-нибудь акт совершен в ущерб собственным эгоистическим интересам, не ради наживы, а ради некоторой идеи, пусть, с точки зрения современного обывателя и порочной, то можно ли его назвать подлой акцией? Например, Степан Разин ради товарищей, чтобы не отвлекаться от общей цели, выбрасывает за борт красавицу-княжну, наступая себе на горло. С точки зрения так называемых "общечеловеческих ценностей", он поступает как негодяй, преступник. Но у казачества были свои, другие ценности, и с их точки зрения он поступает как герой.
Флобер в "Прописных истинах" писал: "Дурак - всякий мыслящий иначе". Перефразируя, можно сказать: "Подлец - всякий, кто не придерживается моих моральных правил". Однако правила меняются. Вспомните, недавно спекуляцию называли подлостью, надувательством, а теперь - бизнесом. Поэтому, если мы не будем принимать во внимание чуждые нам правила другой морали и будем насильно и жестоко насаждать свои правила, это может вызвать обратную реакцию.
С другой стороны, давать полную свободу запрятанной в глубине инстинкта националистической или религиозной страсти - значит, выпускать джина из бутылки, что, как мы знаем, приводило к страшным кровопролитиям, как у нас в стране, так и за рубежом. Здесь нельзя перегибать палку ни в одном, ни в другом случае, особенно нельзя поддаваться первому порыву, ибо, как говорил Талейран, "он благороден". Казнишь одного -- прославишь его и породишь сотни таких же.
В 1878 году суд присяжных оправдал террористку Веру Засулич, стрелявшую в упор в московского градоначальника престарелого генерала Ф.Ф. Трепова и тяжело его ранившую. Это, как известно, в частности по воспоминаниям Кони, вызвало бурю восторга почти во всех слоях общества. Он писал, что один из крупных царских сановников говорил ему после суда: "...Счастливейший день моей жизни! Счастливейший день! "
В те времена почти все российское общества сочувствовало террористам. Вдова взорванного Каляевым великого князя Сергея Александровича, сестра императрицы, Елизавета Федоровна говорила убийце своего мужа в тюрьме: "Я прощаю Вас, подайте государю прошение и Вас помилуют". Каляев прошения не подал.
Терроризм уничтожить невозможно, если ему сочувствует часть общества, как невозможно уничтожить саму эту часть общества. Репрессии его только подпитывают.
Терроризм как явление, был связан с революцией, был предвестником революции и следствием революции. Его питала революционная идеология. И ради этой идеологии люди жертвовали своей жизнью.
Французская революция породила террор. Ее идеология, как идеология любой революции, выплеснулась наружу. Великая Октябрьская революция вызвала революцию в Китае, Албании и других странах.
А не так давнo мы стали свидетелями совершенно не предсказуемой исламской революции в Иране. С точки зрения теоретиков революций, это - регресс, и он не вписывается ни в одну теорию развития человеческого общества. Однако законы революции неизменны - она должна была выплеснуться наружу и, постепенно затухая в стране-источнике, давать пики в других странах. То, что сейчас набирает силу, это отнюдь не просто ислам, это "исламский фундаментализм", и он прежде всего опасен "умеренным" исламистам. Первым пострадал Шах-Масуд, а затем уже "неверные". Этот радикальный исламизм опасен более всего для лидеров Пакистана, для Арафата, для лидеров Таджикистана и Узбекистана, поскольку их он сметет не извне, а изнутри.
Кто может противостоять людям, которые ради идеи идут на смерть? "Стальные машины, где дышит интеграл"? С их помощью можно подавить идеологию, но только временно.
Идеологии может противостоять только другая идеология, ради которой люди также готовы жертвовать собой. А таковой в настоящее время нет ни у нас, ни у американцев. И как я говорил в предыдущем интервью в "Советской России", и мы, и американцы для борьбы друг с другом поддерживаем различные варианты этого мощного идеологического движения.
Когда в интервью я сказал "победное шествие мусульманского фундаментальна", я имел в виду, что это - грозная сила, и она, как мы видим, потрясла одновременно и дядю Сэма, и наш Генеральный штаб, что поставило нас по одну сторону баррикад. Если на Западе этого не понимают, пусть вспомнят пророческое обращение А.Блока к Западу от имени России:
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!
А если нет, -- нам нечего терять,
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Но сами мы - отныне - Вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами!
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами!..
("Скифы").
В.П. МАСЛОВ,
академик Российской академии наук
blog comments powered by Disqus