17.07.2001 02:28 | Правда | Администратор
ПУТИН ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ ПЕРЕД "СЕМЕРКОЙ"
Даже ежу должно быть ясно, почему прокремлевские фракции в Государственной думе
проявляли такой натиск в проталкивании всеми правдами и неправдами в нарушение
закона и правил работы нижней палаты законопроекты о земле, Трудовом кодексе
и пенсионном обеспечении. Им надо было выполнить заказ президента, во что бы
то ни стало провести эти антинародные законопроекты до 20 - 21 июля, то есть
до встречи так называемой "большой восьмерки" в Генуе. Как одобрение
Думой в первом чтении земельного кодекса было платой Бушу за его согласие встретиться
с Путным в Любляне, так принятие Думой упомянутых законопроектов является своеобразной
"предоплатой" за участие российского президента в этом форуме.
Ведь на самом деле "восьмерка" до сих пор остается "семеркой", ее подлинными членами по-прежнему являются США, Япония, Германия, Франция, Англия, Италия и Канада. Россию вот уже десятый раз приглашают на встречи этих самых крупных капиталистических стран, но не в качестве равного партнера, а как пристяжную лошадку. Встреча в Генуе будет 29-й встречей членов этого элитного клуба крупнейших держав и второй встречей такого рода для Путина. В прошлом году он участвовал во встрече "семерки" на японском острове Окинава. Его тогда допустили нa обсуждение мировых финансовых проблем, как до этого не допускали на обсуждение таких проблем Ельцина. А Горбачев в Лондоне вообще просидел в прихожей саммита. Очевидно, что и в Генуе будет соблюден вариант Окинавы.
Дело в том, что хотя президента России и приглашают на встречи "семерки", она все еще считается страной второго сорта, то есть государством с не вполне рыночной экономикой. Да и по своему экономическому потенциалу -- 67-е место в мире -- Россия явно "не тянет" на членство в "семерке". Почему же российских президентов приглашают на этот не формальный форум? Их приглашают для того,
чтобы попрочнее привязать Россию к западной экономике и сделать необратимым процесс реставрации капитализма в стране, обеспечить так называемый "политический плюрализм", то есть политическое господство крупного капитала и финансовой олигархии. Путин, очевидно. рассчитывает, что, доказав свою приверженность "рыночным реформам", обеспечив самые благоприятные условия для проникновения иностранного капитала в Россию и укрепив "вертикаль власти" новой российской буржуазии, он, наконец-то добьется благосклонности капитанов капиталистического мира и будет говорить с ними на равных. Именно поэтому он так торопился с проталкиванием через Думу Земельного кодекса, пенсионной реформы и КЗоТа. Не случайно, параллельно с этим Кремль принимает меры к усилению своего контроля над Государственной думой путем объединения т.н. "центристских партий" -- "Единства" и "Отечества". На самом деле этот пресловутый "центризм" является лишь ширмой, маскирующей господство крупного капитала. Напрасны потуги Шойгу и Лужкова изобразить своего медвежонка в кепке правящей партией России! Подлинной партией власти в России является СПС Гайдара -- Чубайса -- Немцова, а не "центристы". Придет время, и акулы крупного капитала сожрут медвежонка без соли.
Анализируя изменения в расстановке политических сил в России за год правления Путина, ведущий программы "Подробности" на третьем канале сделал 7 июля интересное наблюдение. Пока "Единство", "Народный депутат" и "Отечество" спорили, какая из этих партий является партией власти, реальной партией власти стал СПС. Е.Гайдар -- идейный вождь СПС -- регулярно направляет экономические записки в Кремль и во многом определяет экономическую политику правительства. А Чубайс -- другой сопредседатель СПС -- возглавляет вторую по величине естественную монополию в стране, ногой открывает дверь в любой правительственный кабинет. Ключевые фигуры в правительстве -- Кудрин и Греф -- являются "птенцами гнезда чубайсова".
Старый друг лучше новых двух
15 июля в Москву с официальным визитом прибыл Председатель КНР Цзянь Цзэминь. Надо сказать, что Китай, являясь одной из самых экономически мощных держав мира, никогда не рвался в "семерку", и его туда никогда не приглашали, хотя он является одной самых экономически мощных держав мира. Дело в том, что Китай был и остается социалистической страной, хотя и использует рыночные рычаги в целях ускорения своего экономического развития. Власть в Китае принадлежит народу, а руководящей и направляющей силой общества является Коммунистическая партия Китая, которая недавно отметила свое 80-летие. Китай дорожит своей независимостью, избранным им путем развития и не намерен, в отличие от России, следовать советам западных доброхотов. Китай поэтому испытывает на себе постоянное давление со стороны США и других западных стран, которые пытаются вмешиваться в его внутренние дела, поощряют сепаратизм в Тибете, препятствуют воссоединению с Тайванем.
Темпы развития экономики Китая очень высоки, его людские ресурсы неисчерпаемы, и он своим экономическим, политическим и военным весом будет очень быстро менчть политический ландшафт Азии в XXI веке. Вот почему для России столь важно развивать с Китаем дружественные отношения и сотрудничество во всех областях. В последние годы отношения между нашими странами заметно нормализовались, и наметились основные направления стратегического партнерства в XXI веке. Правда, они еще далеки от тех поистине братских, союзнических отношений, которые были между Советским Союзом и Китаем в течение пятнадцати лет после образования КНР. Надо думать, что пока в России идет откат к капитализму, вернуться к тому уровню отношений мы не сможем.
Тем не менее при всем различии социально-экономического строя наших двух стран, существуют широкие возможности для двухстороннего взаимовыгодного сотрудничества и плодотворного взаимодействия на международной арене. Недоброжелатели Москвы и Пекина на Западе и в России не без злорадства отмечают небольшие объемы торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем. Действительно, взаимный торговый оборот между нашими странами, включая приграничный бартер, составил в 2000 году около 13 млрд. долларов, в то время как объем торговли Китая с США составил 116 млрд., а Китая и Японии -- 80 млрд. долларов.
Между тем Китай заинтересован не только в закупках российского оружия, но и нефти, газа, леса, цветных металлов, энергетического и другого промышленного оборудования и других товаров. В последние годы на различных уровнях было немало разговоров о совместных проектах в области газовой и нефтяной промышленности, электроэнергетики, сотрудничестве в области высоких технологий, атомной энергетики, космоса и т.д. К сожалению, дальше разговоров дело не идет. Дело в том, что наша деловая элита, российские олигархи ориентированы на Запад, а государство не способно заниматься крупными экономическими проектами. Будем надеяться, что подписанный 16 июля ДОГОВОР О ДРУЖБЕ, ДОБРОСОседстве и сотрудничестве между Россией и КНР создаст более благоприятные возможности, как для развития двухсторонних отношений, так и для взаимодействия на международной арене.
У Москвы и Пекина совпадают или очень близки позиции по основным международным вопросам: положению на Балканах, ближневосточному урегулированию, необходимости отмены санкций против Ирака и другим. Россия поддерживает позицию Китая по Тибету и Тайваню, а Китай поддерживает действия России в Чечне. Мы совместно выступаем против гегемонии США на международной арене, против попыток Вашингтона сломать Договор по ПРО от 1972 года, создать свою национальную систему ПРО и тем самым нарушить существующую стратегическую стабильность. Подтверждая эту позицию, Цзянь Цзэминь в интервью одному из российских телеканалов заявил: "Безопасность в современном мире -- это вещь взаимная и неразделимая. США, делая упор на обеспечении своей собственной безопасности, должны подумать над тем, что подобные меры будут иметь негативные последствия для международного мира и стабильности". Лидер КНР выразил надежду, что США проявят осторожность и осмотрительность и начнут серьезный диалог с другими странами по этой проблеме.
Буш наносит упреждающий удар Путину
Однако, несмотря на возражения Москвы и Пекина, Вашингтон решил приступить к созданию национальной системы противоракетной обороны (НПРО). 12 июля замминистра обороны США Пол Вулфовиц, выступая в сенатском комитете по военным делам, изложил в деталях первый этап плана создания так называемого "противоракетного щита". В качестве первого шага, по словам Вулфовица, предполагается создать испытательный полигон на Аляске, которой в случае удачных испытаний может быть оборудован к 2004 году в станцию перехвата ракет. В настоящее время испытательные запуски ракет-целей производится с базы в Калифорнии, а ракет-перехватчиков -- с атолла Каджолайн в Тихом океане. На Аляске, в форте Грили планируется разместить 10 ракет-перехватчиков. Это будет началом более широкого плана размещения наземных ракет-перехватчиков, ракет на подводных лодках и лазерных установок на широкофюзеляжных самолетах. Американские СМИ стали по-разному толковать эти планы Пентагона с точки зрения того, нарушаются ли ими положения Договора по ПРО от 1972 года. Эти толкования, а также противоречивые заявления официальных лиц, по выражению московского корреспондента газеты "Нью-Йорк таймс" Патрика Тайлера, "сбили с толку российское руководство". Действительно, министр обороны России С.Иванов 13 июля заявил: "Одни говорят, что выходим из договора, другие, что нет, не выходим, но нарушать его не будем, третьи говорят, что нарушать мы будем, но должны договориться с Россией". С.Иванов заверил, что Москва настроена на "терпеливые консультации по этим вопросам". Он выразил надежду, что после встречи двух президентов в Генуе появится какая-то большая определенность на этот счет, и в частности по срокам консультаций.
Однозначно понял американские планы бывший министр обороны, а ныне советник президента маршал Сергеев, который заявил, что американские планы означают нарушение Договора 1972 года. А газета "Нью-Йорк таймс", ссылаясь на американского эксперта, участвовавшего в разработке этого договора, писала, что 10 перехватчиков, которые Пентагон намерен разместить на Аляске, не способны противостоять российским ядерным силам, насчитывающим 6000 ядерных зарядов "10 перехватчиков -- это мелочь, -- писала газета, -- русские вначале заартачатся, но можно надеяться, чтo согласятся с этой идеей, и тогда споры останутся позади. Договор по ПРО в принципе сохранится с одной маленькой морщинкой". Но газета тут же задала себе вопрос: согласятся ли русские с тем, что десять ракет - это мелочь?
Примерно в таком же духе рассуждал и Вулфовиц, выступая в сенатском комите. Как сообщала газета "Крисчиан сайенс монитор", он высказал мнение, что "Буш, в конечном счете, договорится с российским президентом Путиным о проведении испытаний, которые ограничиваются договором по ПРО". "Если же Россия все еще будет возражать, -- продолжает газета, -- то у нас останутся две возможности: сохранить в неприкосновенности устаревший договор, который мешает нам осуществить НПРО, или выйти из договора, на что мы имеем право".
Некоторую ясность в позицию администрации Буша по этому вопросу внес государственный секретарь США Колим Пауэлл. В интервью газете "Вашингтон пост" 14 июля он заявил: "Нам необходимо понимание, соглашение, договор с русскими, называете это, как хотите, что позволило бы нам развивать нашу программу противоракетной обороны. Я сам и президент Буш заинтересованы в договоренностях с русскими, с президентом Путиным по стратегическим наступательным системам, стратегическим оборонительным системам, ограниченным оборонительным системам. Но, убаюкивая Кремль разговорами о намерении добиваться договоренностей с Россией, администрация Буша форсирует реализацию планов НПРО. 15 июля Пентагон провел успешные испытания элементов этой системы. Ракета-мишень, запущенная из Калифорнии, была уничтожена ракетой-перехватчиком, выпущенной с атолла Каджолайн в Тихом океане, на высоте 240 километров. Два предыдущих испытания были неудачными. Правда, эксперты отмечают, что испытания были проведены "в щадящих условиях", весьма далеких от реальной боевой обстановки: операторы знали, на какой ракете была запущена мишень, куда она будет нацелена, они были осведомлены о мощности двигателя ракеты-носителя и о том, откуда она летела, и когда именно она стартовала. Один из комментаторов назвал испытания "потемкинским представлением". Пентагон объявил о намерении испытывать противоракеты каждый месяц. Каждый запуск будет обходиться в 100 млн. долларов.
blog comments powered by Disqus