24.09.2003 05:22 | Правда | Администратор
Письмецо в конверте, погоди, не рви
Осень жизни редко бывает золотой. Особенно у нас, в России, у наших стариков. Отдав свои силы, молодость, здоровье стране, создав могучую индустриальную державу, отстояв ее в смертельной схватке с врагом, ветераны сплошь и рядом влачат жалкое существование. Ведь их пенсии ведут отсчет не от реального трудового вклада, а от законспирированного всякими хитрыми коэффициентами прожиточного минимума. Короче, хлебной корки, подачки, чтобы только ноги не протянуть. При всем при том обставляется все шикарно: при каждом удобном случае рекламируется “забота” о старшем поколении, во все трубы трубят об очередном индексировании пенсий. А по сути что?
ВОТ ОБЪЯВИЛИ: с 1 августа пенсии возросли на 8%, средняя прибавка составила 131 рубль. Казалось бы, неплохо! Но вы забыли, насколько обманчивы могут быть цифры? Так и вертится на языке известный мотивчик: “Не лукавьте, не лукавьте, ваша песня не нова...” Старыми песнями развлекает доверчивую публику г-н Зурабов. А о главном умалчивает. Он не спешит сказать, что эта прибавка касается лишь номинального, выраженного в рубликах (стремительно обесценивающихся!), размера пенсионного обеспечения. Он, как красна девица, совсем забыл сообщить, как же реально выросли пенсионные доходы с учетом пожирающей их инфляции, ростом цен и тарифов на всё и вся.
А вот с этим дело — швах! Приведу суровые цифры бытия. Минимальная пенсия за последние полтора года возросла с 660 до 827 рублей. Реально же в первом полугодии 2003 г. она стала ниже на два процента, чем в 2002 г., и даже на пять процентов, чем в августе 2001 г.!
Теперь возьмем максимальную пенсию. По закону она в три раза больше минимальной и должна приближаться к уровню 1,5 от прожиточного минимума. Казалось бы, уж тут-то все должно быть в полном ажуре. Ан нет! Даже максимум трудовой пенсии не гарантирует человеку сносного существования. Реально же при среднем номинальном росте до 2138 рублей в 2002 г. и 2399 рублей в последнем полугодии размер ее снизился с 1,558 до 1,507 от прожиточного минимума. И это, напомним, верхняя планка.
Но будем справедливы: наши пенсионные ведомства не любят оперировать максимальными цифрами. Они предпочитают средние. Так сказать, всеобщие, более демократичные. Предполагается, что средняя цифра, ну совсем как средняя температура пациентов в больнице, самая объективная и заслуживающая доверия.
И что же имеем на этом поле? Среднюю пенсию в 2001 г. действительно подняли почти до прожиточного уровня. А вот после введения нового пенсионного закона в январе 2002 г. она также наглухо заморожена на том же самом уровне. Более 20 миллионов человек в течение последних полутора лет держат на голодном пайке — за чертой нищеты.
А что же наш многострадальный народ? Всё безмолвствует? Ни в одной стране мира такое издевательство не прошло бы бесследно. И у нас тоже. У всех свеж в памяти недавний скандал, когда десятки тысяч пенсионеров отослали президенту унизительные тридцать рублей, индексированные к пенсии. Правда, инцидент тут же замяли, запретив почтовикам принимать эти денежные переводы.
В апреле 2002 г. власти срочно провели индексацию пенсий в связи с ростом средней зарплаты, а уже в августе того же года гордо отрапортовали о победе над инфляцией аж на 0,001 процента. Реально же для каждого пенсионера подарок составил менее полутора рублей.
Теперь же они, мы имеем в виду пенсионеров, отрастили огромные уши: ждут сообщения об очередном повышении довольствия, которое по закону должно последовать в декабре этого года. Обычно такие акции декларируются заранее — надо же найти источник финансирования, возбудить соответствующую инициативу и т.д. Но пока — молчок. И объяснение тому найти нетрудно.
У правительства Касьянова и Пенсионного фонда, возглавляемого Зурабовым, голова болит о другом, о глобальном — как сдвинуть с мертвой точки очередной этап пенсионной реформы. Что для них уважаемые ветераны? Речь идет о молодых, энергичных, трудоспособных — тех, кому на 1 января 2002 г. (дата начала реформы) было до 45 лет. Вот на кого делается ставка! Вот на чей ум, интеллект и финансовые возможности нацелены сейчас пенсионные боссы. Именно от вклада активной части работающего населения зависит будущее не только Пенсионного фонда, но и всей страны. Ведь всякий раз, когда встает вопрос об увеличении окладов бюджетникам или размера пенсии, источник один — единый социальный налог. То есть то, что вычитают из нашего заработка. Деньги это громадные.
Применительно же к будущей пенсии потенциальных пенсионеров разговор несколько о другом — о перечислении работодателей и личном вкладе тех, кто понемногу стал копить себе на старость. Предполагалось, что к 1 августа 2003 г. Пенсионный фонд разошлет всем заинтересованным лицам уведомления о состоянии их персональных пенсионных счетов. В народе эти извещения быстренько окрестили “письмами счастья”. В самом деле, открываешь почтовый ящик, а там бумажка: на ваш счет натикало столько-то денег. Чем не счастье?
Но вот в чем загвоздка. Пенсионный фонд из предполагаемых 40 миллионов справок отпечатал лишь 11 миллионов, а разослал и того меньше — около 8. Реально дошло до граждан не более полутора миллионов писем.
А ведь это не просто извещение. Адресатам предлагается сделать кардинальный выбор: кому, государству или частным компаниям, они доверят в будущем управлять своими пенсионными накоплениями. Согласитесь, вопрос архиважный. Тут надо пораскинуть мозгами. Тем более что государство (чиновники) заведомо прикинулось наивным: из 59 претендентов управлять нашими денежками оно доверило 55, практически почти всем желающим. То есть 55 управляющих компаний будут иметь право инвестировать деньги с накопительных счетов будущих пенсионеров туда, куда посчитают нужным. Понятно, что они предложат более высокий, по сравнению с государственным, процент, чем и будут соблазнять самую бедную часть населения. На ней и будет отрабатываться реформа: ведь госгарантий на пенсионные вклады нет ни у Внешэкономбанка, ни у частных компаний.
Баталии вокруг “писем счастья” разворачиваются преднамеренно долго — сейчас их рассылку продлили до 1 ноября. Такая неспешность на руку ведомству Зурабова: чем меньше у людей времени на размышления, тем больше денежек останется в его распоряжении. А частные компании психуют: им не дают возможности вовсю развернуть рекламные акции. Все почуяли добычу и грызутся за финансовые потоки — кто у кого перехватит. И все якобы по закону, все право имеют. Что ждет неискушенный российский люд? Финансовые пирамиды с легкокрылыми бабочками Мавроди уже проходили. Кажется, обожглись и не попадемся в ту же ловушку. Но ведь если государство не отвечает за то, что будет через 20—30 лет, как можно ему верить? А оно не несет ответственности, насколько надежными окажутся выбранные правительством 55 компаний.
Мы стоим на пороге важнейшего события — выборов в Государственную думу.
Сегодня у миллионов людей возникла уникальная возможность заявить властям
предержащим о своем праве на достойную жизнь. Старшее поколение и то, кого
с чьей-то легкой руки окрестили выбирающим пепси, держат трудный экзамен.
Для одних пенсионный вопрос — суровая реальность, для других — туманная
будущность. Слово за ними.
Тамара СМИРНОВА.
blog comments powered by Disqus