Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

05.02.2002 20:01 | Правда | Администратор

США ВБИВАЮТ

Послание Буша - вызов человечеству

Удивительно, что послание президента Дж.Буша <О состоянии нации>, с которым он выступил в обеих палатах американского конгресса 30 января, не получило достаточно широкого отклика ни в мировых, ни в российских СМИ. Между тем оно заслуживает тщательного внимания и анализа, поскольку содержит слегка завуалированную программу завоевания мирового господства Соединенными Штатами. Послание 93-го президента США по этой части превосходит все, что миру приходилось слышать от его 92 предшественников. Известный американский сенатор-демократ Джеймс Фулбрайт, характеризуя политику Соединенных Штатов в первые послевоенные годы, применил выражение, ставшее крылатым, - <высокомерие силы>. Оно невольно приходит на ум, когда читаешь послание Буша. <Мы живем в уникальное время, - заявил Буш, - наша страна находится в Состоянии войны, наша страна переживает спад, и мир во всем мире стоит перед беспрецедентной угрозой. И тем не менее Соединенные Штаты сейчас сильнее, чем когда бы то ни было>.

Президент далее сказал, что <война только начинается, и Афганистан - только первое поле сражения>. Он дал понять, что врагов у Америки несть числа, их десятки. Одна из главных задач Соединенных Штатов, по словам Буша, <не допустить, чтобы режимы, стремящиеся заполучить химическое, бактериологическое и ядерное оружие, представляли угрозу для Соединенных Штатов и всего остального мира>. Он утверждал, что лагеря подготовки террористов существуют в десятках других стран, кроме Афганистана. Буш обозначил три страны, которые, по его мнению, представляют наибольшую угрозу для Соединенных Штатов. Это КНДР, Иран и Ирак. Он назвал их <осью мирового зла>.

Защитить американцев от этих государств призвана новая система НПРО. Однако президент США дал понять, что этими странами военные планы США не ограничиваются. <Хотя наиболее очевидные военные действия предприняты в Афганистане, - заявил он, - Америка действует повсюду. У нас теперь есть войска и на Филиппинах, которые помогают обучению вооруженных сил этой страны для борьбы с террористическими ячейками, убивающими американцев и удерживающими заложников. Наши солдаты взаимодействуют с правительством Боснии, наши корабли патрулируют побережье Африки, блокируя поставки оружия и создание лагерей террористов в Сомали>.

Далее Буш пояснил, что война, которую Америка якобы ведет против терроризма, обходится ей дорого - один миллиард долларов в месяц или более тридцати миллионов долларов в день. Для этой войны, по его словам, потребуется еще большее количество высокоточного оружия. Буш сообщил, что намерен запросить у конгресса значительного увеличения военных расходов - на 48 млрд. долларов в год. В ближайшие пять лет военные расходы США предполагается увеличить на 120 млрд. долларов, с тем чтобы довести их в 2007 году до 451 млрд. долларов. Вместе с тем в целях выхода из кризиса президент обещал дальнейшее снижение налогов. В результате дефицит бюджета только в текущем году увеличится на 106 млрд. долларов.

Некоторые наблюдатели склонны усматривать в обращении Буша к конгрессу его новую геополитическую доктрину. Какая же роль в этой доктрине отводится России? Надо сказать, что Буш в своем выступлении упомянул Россию лишь мимоходом. Он заявил, что <новые опасности создают уникальную возможность забыть о старых распрях>. <Америка сегодня сотрудничает с Россией, Китаем и Индией, как никогда ранее>, - добавил он. Однако сразу же возникает вопрос: на каких основах Буш предлагает России сотрудничать?

Россия, как известно, стремится поддерживать дружественные отношения с КНДР, Ираном и Ираком и развивать взаимовыгодное сотрудничество с ними. Должна ли Россия поступиться этими отношениями, чтобы добиться благосклонности Вашингтона? Должны ли мы отказаться от выгодных нам контрактов с Ираном, чтобы угодить Соединенным Штатам? У нас много взаимовыгодных контрактов с Ираком. Должны ли мы расторгнуть их ради сомнительных преимуществ быть пристяжной в военной колеснице США? КНДР является нашим соседом на Востоке. Должны ли мы портить отношения с ней ради того, чтобы умилостивить Вашингтон? Надо сказать, что некоторые американские газеты советуют администрации Буша добиваться от России, чтобы она следовала именно таким курсом.

Газета <Бостон глоуб>, например, пишет, что она должна сочетать тайные операции с экономическими санкциями и дипломатическим нажимом, чтобы заставить КНДР, Иран и Ирак отказаться от планов, которые им приписывает Белый дом. <Россия и Китай, видимо, сыграют большую роль в экономических и политических усилиях Соединенных Штатов, направленных на сдерживание программ создания оружия массового поражения, которые осуществляют эти страны (Иран и КНДР - B.C.)>. Газета цитирует следующее высказывание одного из не названных ею высокопоставленных чиновников Пентагона: <России и Китаю придется присоединиться к этой кампании, если они хотят оставаться в антитеррористической коалиции во главе с США> (31.01.2002). Этот чиновник с удовлетворением отметил, что в последние годы Россия предприняла шаги по сокращению экспорта в Иран ракет и технологий т.н. двойного назначения, которые потенциально могут быть использованы для разработки оружия массового поражения. Итак, Буш предлагает России присоединиться к войне, которую он фактически объявил всему миру.

Кремль пока хранит молчание

Мировые СМИ отмечают, что Москва пока не отреагировала на достаточно высоком официальном уровне на <доктрину Буша>. Отмечено лишь заявление Путина на церемонии вручения верительных грамот в Кремле послами иностранных государств 31 января. Президент, в частности, сказал, что в мире должна быть создана система международных отношений, которая уважала бы интересы каждого государства и обеспечивала равную для всех стран безопасность. Он назвал бесперспективной модель международных отношений, <основанную на доминировании линии, исходящей из единого центра силы>. Поскольку эти слова были произнесены на следующий день после выступления Буша в конгрессе, их посчитали реакцией на это выступление. Если это и была реакция, то она весьма слабая.

По мнению многих западных наблюдателей, Путин занял крайне осторожную позицию. Обращают внимание на то, что он даже отказался принять заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза, который должен был передать ему личное послание Саддама Хуссейна, и разочарованный Тарик Азиз покинул Москву, отказавшись от встречи с И.Ивановым. Последний тоже реагировал на выступление Буша весьма туманно, заявив, что терроризм нельзя отождествлять с отдельными государствами.

Между тем в связи с <доктриной Буша> возникает вопрос: как теперь России строить отношения с Ираном, Ираком и КНДР? Сами эти страны весьма резко реагировали на угрозы Буша. Пекин категорически не согласился с бушевским определением <мировой оси зла>.

Весьма настороженно отнеслись к <доктрине Буша> и в европейских столицах, кроме Лондона. Руководство Евросоюза дало понять, что теперь между Европой и США могут возникнуть разногласия в некоторых вопросах борьбы с терроризмом. Их настораживает, например, отношение США к Ирану, с которым ЕС намерен подписать договор о сотрудничестве. Даже генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон посчитал нужным дистанцироваться от позиции Буша. Выступая на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке, он заявил, что НАТО не обязательно поддержит распространение войны с терроризмом на Иран, Ирак и Северную Корею, если Соединенные Штаты не представят веских доказательств их причастности к сентябрьским терактам. Он подтвердил эту позицию и на международной конференции в Мюнхене по вопросам международной безопасности.

На конференции в Мюнхене выступил также министр обороны России С.Иванов. Он заявил, что терроризм невозможно победить только военной силой и предложил выработать более четкие юридические определения того, что является терроризмом. Министр также призывал к отказу от существующего двойного политического стандарта, применяемого к терроризму. <Если те, кто взрывал дома в Москве и Буйнакске, объявляются борцами за свободу, в то время как в других странах таких людей считают террористами, - посетовал С.Иванов, - то нечего и думать о едином антиеррористическом фронте>.

Отвечая на вопросы из зала и как бы полемизируя с Бушем, министр заявил, что Россия отрицательно относится к распространению антитеррористической операции на другие страны, в частности на Ирак. А в беседе с журналистами С.Иванов заметил, что понятие <страны-изгоя> также требует четкого юридического определения. У России, по его словам, есть собственный список государств, откуда исходит угроза соседним государствам и целым континентам. К сожалению, он не назвал эти государства, и его заявление повисло в воздухе. Совершенно очевидно, что С.Иванов как бы прикрывал Кремль и взял на себя задачу ответить на угрозы Буша. Но у него это явно не получилось. Гораздо более мощным было выступление антиглобалистов, которые за стенами гостиницы <Байериш Хоф> мощно протестовали против милитаристской политики США и НАТО. Они пытались если не сорвать, то по меньшей мере затруднить работу конференции. Полиция с трудом сдерживала натиск демонстрантов. 800 участников акции протеста были арестованы.

Касьянов кормит нас обещаниями и предается иллюзиям

Параллельно с конференцией в Мюнхене в Нью-Йорке проходил очередной ежегодный экономический форум, который до сих пор проводился в курортном местечке Давос в Швейцарии. Его так и назвали - <нью-йоркский Давос>. Причиной переноса места проведения форума, как пояснили его организаторы, было стремление оградить его от протестов антиглобалистов. Они надеялись, что нью-йоркская полиция будет более надежной гарантией безопасности форума. Место, где проходил форум - гостиница Уолдорф - Астория - за несколько кварталов было оцеплено мощными кордонами полиции. Тем не менее без ожесточенных столкновений демонстрантов с полицией и арестов дело не обошлось. На конференции выступил и российский премьер М.Касьянов. Выступление на форуме не было основной причиной поездки Касьянова в США. Его основной целью были переговоры в Вашингтоне по проблемам двухсторонних российско-американских отношений.

Надо сказать, что в протокольном плане визит Касьянова был связан с некоторыми трудностями. Дело в том, что предшественники Касьянова посещали США в рамках т.н. комиссии Гор - Черномырдин, и принимающей стороной был вице-президент США - один из сопредседателей комиссии. Эта комиссия была одной из самых излюбленных мишеней республиканцев для критики в ходе его предвыборной кампании. Буш обвинил Гора и комиссию чуть ли не в предательстве национальных интересов Америки. Естественно, что сразу же после прихода к власти Буш закрыл эту комиссию. Никакого другого органа для обсуждения проблем торгового и экономического сотрудничеств создано не было. Администрация Буша считает, что такая бюрократическая настройка никому не нужна. Было неясно, кто и где должен принимать Касьянова. В последний момент было решено, что встречи Касьянова с американскими должностными лицами будут проходить в российском посольстве в Вашингтоне, хотя с протокольной точки зрения это не совсем правильно.

Касьянов встречался с госсекретарем Колином Пауэллом, министром финансов Полем 0`Нилом, министром торговли Дональдом Эвансом и вице-президентом Ричардом Чейни. Обсуждались как международные проблемы с упором на борьбу с международным терроризмом, так и вопросы двухсторонних отношений с упором на торгово-экономические проблемы. Касьянов также встретился в посольстве с американскими бизнесменами. В интервью первому каналу 1 февраля Касьянов, в свойственной ему самоуверенной манере казенного оптимизма, весьма высоко оценил итоги своих бесед. Говоря о политических проблемах, в которых он мало компетентен, премьер, например, выразил уверенность, что в короткий срок будет достигнута договоренность с НАТО о создании т.н. двадцатки, а во время предстоящего визита Буша в Россию будет решен вопрос о сокращении стратегических вооружений. Между тем, даже судя по итогам консультаций и переговоров, которые проводили в последнее время представители МИД и Министерства обороны РФ со своими американскими коллегами по этим вопросам, видно, что до соглашений по этим проблемам еще очень далеко.

Касаясь торгово-экономических отношений, Касьянов признал, что они пока не дотягивают до уровня политических отношений. Вместе с тем он утверждал, что в ближайшее время, а именно в 2 - 4 месяца, будет отменена дискриминационная поправка Джексона - Веника к закону о торговле, что Соединенные Штаты признают Россию как страну с рыночной экономикой. Он также заявил, что наша сталь и некоторые другие товары не будут облагаться антидемпинговыми пошлинами, что США окажут содействие России в деле вступления в ВТО и т.д и т.п. Перечисляя эти свои <достижения>, премьер явно выдавал желаемое за действительное.

До достижения соглашений по всем этим вопросам еще очень и очень далеко, а по некоторым из них, таким, как дискриминационные пошлины на нашу сталь, соглашения вряд ли возможны вообще. Этого никогда не допустят американские сталелитейные компании. А вступление России в ВТО вообще не зависит от Вашингтона. Для этого надо провести переговоры со всеми 140 членами этой организации. Необходимо договориться о таких условиях вступления в ВТО, которые позволили бы защитить нашу отечественную промышленность. На это могут уйти годы. Пока, сохраняется наш бандитский капитализм, американцы не признают Россию страной с рыночной экономикой. Китай, кстати, тоже не признается страной с рыночной экономикой, он не добивается такого признания и не скрывает, что его экономика плановая. Но это нисколько не мешает его торговле с США и притоку иностранных инвестиций. Когда смотришь на деяния нашего премьера и других наших рыночников, становится совершенно ясно, что при них Россия обречена на роль сырьевого придатка Запада.

Василий Сафрончук


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList