05.02.2002 20:01 | Правда | Администратор
США ВБИВАЮТ
Удивительно, что послание президента Дж.Буша <О состоянии нации>, с которым он выступил в обеих палатах американского конгресса 30 января, не получило достаточно широкого отклика ни в мировых, ни в российских СМИ. Между тем оно заслуживает тщательного внимания и анализа, поскольку содержит слегка завуалированную программу завоевания мирового господства Соединенными Штатами. Послание 93-го президента США по этой части превосходит все, что миру приходилось слышать от его 92 предшественников. Известный американский сенатор-демократ Джеймс Фулбрайт, характеризуя политику Соединенных Штатов в первые послевоенные годы, применил выражение, ставшее крылатым, - <высокомерие силы>. Оно невольно приходит на ум, когда читаешь послание Буша. <Мы живем в уникальное время, - заявил Буш, - наша страна находится в Состоянии войны, наша страна переживает спад, и мир во всем мире стоит перед беспрецедентной угрозой. И тем не менее Соединенные Штаты сейчас сильнее, чем когда бы то ни было>.
Президент далее сказал, что <война только начинается, и Афганистан - только первое поле сражения>. Он дал понять, что врагов у Америки несть числа, их десятки. Одна из главных задач Соединенных Штатов, по словам Буша, <не допустить, чтобы режимы, стремящиеся заполучить химическое, бактериологическое и ядерное оружие, представляли угрозу для Соединенных Штатов и всего остального мира>. Он утверждал, что лагеря подготовки террористов существуют в десятках других стран, кроме Афганистана. Буш обозначил три страны, которые, по его мнению, представляют наибольшую угрозу для Соединенных Штатов. Это КНДР, Иран и Ирак. Он назвал их <осью мирового зла>.
Защитить американцев от этих государств призвана новая система НПРО. Однако президент США дал понять, что этими странами военные планы США не ограничиваются. <Хотя наиболее очевидные военные действия предприняты в Афганистане, - заявил он, - Америка действует повсюду. У нас теперь есть войска и на Филиппинах, которые помогают обучению вооруженных сил этой страны для борьбы с террористическими ячейками, убивающими американцев и удерживающими заложников. Наши солдаты взаимодействуют с правительством Боснии, наши корабли патрулируют побережье Африки, блокируя поставки оружия и создание лагерей террористов в Сомали>.
Далее Буш пояснил, что война, которую Америка якобы ведет против терроризма, обходится ей дорого - один миллиард долларов в месяц или более тридцати миллионов долларов в день. Для этой войны, по его словам, потребуется еще большее количество высокоточного оружия. Буш сообщил, что намерен запросить у конгресса значительного увеличения военных расходов - на 48 млрд. долларов в год. В ближайшие пять лет военные расходы США предполагается увеличить на 120 млрд. долларов, с тем чтобы довести их в 2007 году до 451 млрд. долларов. Вместе с тем в целях выхода из кризиса президент обещал дальнейшее снижение налогов. В результате дефицит бюджета только в текущем году увеличится на 106 млрд. долларов.
Некоторые наблюдатели склонны усматривать в обращении Буша к конгрессу его новую геополитическую доктрину. Какая же роль в этой доктрине отводится России? Надо сказать, что Буш в своем выступлении упомянул Россию лишь мимоходом. Он заявил, что <новые опасности создают уникальную возможность забыть о старых распрях>. <Америка сегодня сотрудничает с Россией, Китаем и Индией, как никогда ранее>, - добавил он. Однако сразу же возникает вопрос: на каких основах Буш предлагает России сотрудничать?
Россия, как известно, стремится поддерживать дружественные отношения с КНДР, Ираном и Ираком и развивать взаимовыгодное сотрудничество с ними. Должна ли Россия поступиться этими отношениями, чтобы добиться благосклонности Вашингтона? Должны ли мы отказаться от выгодных нам контрактов с Ираном, чтобы угодить Соединенным Штатам? У нас много взаимовыгодных контрактов с Ираком. Должны ли мы расторгнуть их ради сомнительных преимуществ быть пристяжной в военной колеснице США? КНДР является нашим соседом на Востоке. Должны ли мы портить отношения с ней ради того, чтобы умилостивить Вашингтон? Надо сказать, что некоторые американские газеты советуют администрации Буша добиваться от России, чтобы она следовала именно таким курсом.
Газета <Бостон глоуб>, например, пишет, что она должна сочетать тайные операции с экономическими санкциями и дипломатическим нажимом, чтобы заставить КНДР, Иран и Ирак отказаться от планов, которые им приписывает Белый дом. <Россия и Китай, видимо, сыграют большую роль в экономических и политических усилиях Соединенных Штатов, направленных на сдерживание программ создания оружия массового поражения, которые осуществляют эти страны (Иран и КНДР - B.C.)>. Газета цитирует следующее высказывание одного из не названных ею высокопоставленных чиновников Пентагона: <России и Китаю придется присоединиться к этой кампании, если они хотят оставаться в антитеррористической коалиции во главе с США> (31.01.2002). Этот чиновник с удовлетворением отметил, что в последние годы Россия предприняла шаги по сокращению экспорта в Иран ракет и технологий т.н. двойного назначения, которые потенциально могут быть использованы для разработки оружия массового поражения. Итак, Буш предлагает России присоединиться к войне, которую он фактически объявил всему миру.
Кремль пока хранит молчание
Мировые СМИ отмечают, что Москва пока не отреагировала на достаточно высоком официальном уровне на <доктрину Буша>. Отмечено лишь заявление Путина на церемонии вручения верительных грамот в Кремле послами иностранных государств 31 января. Президент, в частности, сказал, что в мире должна быть создана система международных отношений, которая уважала бы интересы каждого государства и обеспечивала равную для всех стран безопасность. Он назвал бесперспективной модель международных отношений, <основанную на доминировании линии, исходящей из единого центра силы>. Поскольку эти слова были произнесены на следующий день после выступления Буша в конгрессе, их посчитали реакцией на это выступление. Если это и была реакция, то она весьма слабая.
По мнению многих западных наблюдателей, Путин занял крайне осторожную позицию. Обращают внимание на то, что он даже отказался принять заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза, который должен был передать ему личное послание Саддама Хуссейна, и разочарованный Тарик Азиз покинул Москву, отказавшись от встречи с И.Ивановым. Последний тоже реагировал на выступление Буша весьма туманно, заявив, что терроризм нельзя отождествлять с отдельными государствами.
Между тем в связи с <доктриной Буша> возникает вопрос: как теперь России строить отношения с Ираном, Ираком и КНДР? Сами эти страны весьма резко реагировали на угрозы Буша. Пекин категорически не согласился с бушевским определением <мировой оси зла>.
Весьма настороженно отнеслись к <доктрине Буша> и в европейских столицах, кроме Лондона. Руководство Евросоюза дало понять, что теперь между Европой и США могут возникнуть разногласия в некоторых вопросах борьбы с терроризмом. Их настораживает, например, отношение США к Ирану, с которым ЕС намерен подписать договор о сотрудничестве. Даже генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон посчитал нужным дистанцироваться от позиции Буша. Выступая на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке, он заявил, что НАТО не обязательно поддержит распространение войны с терроризмом на Иран, Ирак и Северную Корею, если Соединенные Штаты не представят веских доказательств их причастности к сентябрьским терактам. Он подтвердил эту позицию и на международной конференции в Мюнхене по вопросам международной безопасности.
На конференции в Мюнхене выступил также министр обороны России С.Иванов. Он заявил, что терроризм невозможно победить только военной силой и предложил выработать более четкие юридические определения того, что является терроризмом. Министр также призывал к отказу от существующего двойного политического стандарта, применяемого к терроризму. <Если те, кто взрывал дома в Москве и Буйнакске, объявляются борцами за свободу, в то время как в других странах таких людей считают террористами, - посетовал С.Иванов, - то нечего и думать о едином антиеррористическом фронте>.
Отвечая на вопросы из зала и как бы полемизируя с Бушем, министр заявил, что Россия отрицательно относится к распространению антитеррористической операции на другие страны, в частности на Ирак. А в беседе с журналистами С.Иванов заметил, что понятие <страны-изгоя> также требует четкого юридического определения. У России, по его словам, есть собственный список государств, откуда исходит угроза соседним государствам и целым континентам. К сожалению, он не назвал эти государства, и его заявление повисло в воздухе. Совершенно очевидно, что С.Иванов как бы прикрывал Кремль и взял на себя задачу ответить на угрозы Буша. Но у него это явно не получилось. Гораздо более мощным было выступление антиглобалистов, которые за стенами гостиницы <Байериш Хоф> мощно протестовали против милитаристской политики США и НАТО. Они пытались если не сорвать, то по меньшей мере затруднить работу конференции. Полиция с трудом сдерживала натиск демонстрантов. 800 участников акции протеста были арестованы.
Касьянов кормит нас обещаниями и предается иллюзиям
Параллельно с конференцией в Мюнхене в Нью-Йорке проходил очередной ежегодный экономический форум, который до сих пор проводился в курортном местечке Давос в Швейцарии. Его так и назвали - <нью-йоркский Давос>. Причиной переноса места проведения форума, как пояснили его организаторы, было стремление оградить его от протестов антиглобалистов. Они надеялись, что нью-йоркская полиция будет более надежной гарантией безопасности форума. Место, где проходил форум - гостиница Уолдорф - Астория - за несколько кварталов было оцеплено мощными кордонами полиции. Тем не менее без ожесточенных столкновений демонстрантов с полицией и арестов дело не обошлось. На конференции выступил и российский премьер М.Касьянов. Выступление на форуме не было основной причиной поездки Касьянова в США. Его основной целью были переговоры в Вашингтоне по проблемам двухсторонних российско-американских отношений.
Надо сказать, что в протокольном плане визит Касьянова был связан с некоторыми трудностями. Дело в том, что предшественники Касьянова посещали США в рамках т.н. комиссии Гор - Черномырдин, и принимающей стороной был вице-президент США - один из сопредседателей комиссии. Эта комиссия была одной из самых излюбленных мишеней республиканцев для критики в ходе его предвыборной кампании. Буш обвинил Гора и комиссию чуть ли не в предательстве национальных интересов Америки. Естественно, что сразу же после прихода к власти Буш закрыл эту комиссию. Никакого другого органа для обсуждения проблем торгового и экономического сотрудничеств создано не было. Администрация Буша считает, что такая бюрократическая настройка никому не нужна. Было неясно, кто и где должен принимать Касьянова. В последний момент было решено, что встречи Касьянова с американскими должностными лицами будут проходить в российском посольстве в Вашингтоне, хотя с протокольной точки зрения это не совсем правильно.
Касьянов встречался с госсекретарем Колином Пауэллом, министром финансов Полем 0`Нилом, министром торговли Дональдом Эвансом и вице-президентом Ричардом Чейни. Обсуждались как международные проблемы с упором на борьбу с международным терроризмом, так и вопросы двухсторонних отношений с упором на торгово-экономические проблемы. Касьянов также встретился в посольстве с американскими бизнесменами. В интервью первому каналу 1 февраля Касьянов, в свойственной ему самоуверенной манере казенного оптимизма, весьма высоко оценил итоги своих бесед. Говоря о политических проблемах, в которых он мало компетентен, премьер, например, выразил уверенность, что в короткий срок будет достигнута договоренность с НАТО о создании т.н. двадцатки, а во время предстоящего визита Буша в Россию будет решен вопрос о сокращении стратегических вооружений. Между тем, даже судя по итогам консультаций и переговоров, которые проводили в последнее время представители МИД и Министерства обороны РФ со своими американскими коллегами по этим вопросам, видно, что до соглашений по этим проблемам еще очень далеко.
Касаясь торгово-экономических отношений, Касьянов признал, что они пока не дотягивают до уровня политических отношений. Вместе с тем он утверждал, что в ближайшее время, а именно в 2 - 4 месяца, будет отменена дискриминационная поправка Джексона - Веника к закону о торговле, что Соединенные Штаты признают Россию как страну с рыночной экономикой. Он также заявил, что наша сталь и некоторые другие товары не будут облагаться антидемпинговыми пошлинами, что США окажут содействие России в деле вступления в ВТО и т.д и т.п. Перечисляя эти свои <достижения>, премьер явно выдавал желаемое за действительное.
До достижения соглашений по всем этим вопросам еще очень и очень далеко, а по некоторым из них, таким, как дискриминационные пошлины на нашу сталь, соглашения вряд ли возможны вообще. Этого никогда не допустят американские сталелитейные компании. А вступление России в ВТО вообще не зависит от Вашингтона. Для этого надо провести переговоры со всеми 140 членами этой организации. Необходимо договориться о таких условиях вступления в ВТО, которые позволили бы защитить нашу отечественную промышленность. На это могут уйти годы. Пока, сохраняется наш бандитский капитализм, американцы не признают Россию страной с рыночной экономикой. Китай, кстати, тоже не признается страной с рыночной экономикой, он не добивается такого признания и не скрывает, что его экономика плановая. Но это нисколько не мешает его торговле с США и притоку иностранных инвестиций. Когда смотришь на деяния нашего премьера и других наших рыночников, становится совершенно ясно, что при них Россия обречена на роль сырьевого придатка Запада.
Василий Сафрончук
blog comments powered by Disqus