21.03.2002 21:15 | Правда | Администратор
ТАКТИКА ВЫЖИДАНИЯ ПРИВЕДЕТ К КРАХУ
На днях в редакции нашей газеты собрались видные представители отечественной науки, депутаты Госдумы, профсоюзные и общественные деятели, представляющие научные круги страны. Председатель Комитета Госдумы по науке и образованию, секретарь ЦК КПРФ И.И. Мельников, открывший заседание научного «круглого стола», рассказал о том, что сегодня представители науки все активнее заявляют о своей гражданской позиции, возвышают голос против произвола и бессилия властей, не способных обеспечить безопасность граждан, не думающих о будущем страны, которое без науки выглядит более чем пессимистичным.
В дискуссии за «круглым столом» приняли участие академик В.Н. Страхов, патриарх российских математиков академик РАН С.М. Никольский, директор Объединенного института физики Земли, академик РАСХН B.C. Шевелуха, В.Н. Соболев, председатель профсоюза работников Российской академии наук, Б.С. Кашин, член-корреспондент РАН, С.Б. Огнивцев, председатель Объединенного профкома РАСХН, Ю.С. Рябцев, доктор технических наук, специалист Института микропроцессорных вычислительных систем, Н.А. Божко, доктор геолого-минералогических наук, профессор МГУ, С.В. Никитин, кандидат технических наук, Э.А. Коренев, председатель профсоюза работников среднего машиностроения, Е.И. Шемякин, академик РАН, Н.А. Богданов, член-корреспондент РАН, А.И. Осипов, председатель общественного движения «Соборная русь», Д.К. Рыжиков, кандидат технических наук, Е.Г. Лысенко, член-корреспондент РАН, В.И. Березин, кандидат технических наук.
Но собравшихся в редакции интеллектуалов объединяла не только их причастность к самым передовым отраслям отечественной науки. Все они являются инициатора-ми создания российского общественного движения «За возрождение отечественной науки» (ЗВОН), председателем которого избран академик Страхов.
Естественно, речь шла о положении науки и высшего образования. При этом было отмечено, что если в системе высшей школы серьезную охранную, спасительную роль играет ректорский корпус, то в науке, по словам академика Страхова, «царят насебятина и комбинация трусости». Академик подразумевал под этим такое положение, когда директорствующие члены РАН стремятся сохранить только свою отрасль, выжить в одиночку, занимают соглашательскую позицию по отношению к властям предержащим, и каждый надеется в наивности, что уж ему-то обязательно помогут ввиду особой важности его отрасли. У основной же массы ученых превалируют настроения неверия в успех борьбы, безволие, тихое отчаяние.
Но разница между относительным — весьма условным — благополучием высшей школы и бедственным положением науки зависит и от общей государственной политики в отношении этих двух теснейшим образом связанных сфер. Дело в том, что наша высшая школа — лучшая в мире по уровню подготовки кадров, особенно в области фундаментальных наук. Советские и российские специалисты — это такой же прибыльный «экспорт», как и природные монополии. Запад не позволяет рубить эту плодоносящую ветвь, ему выгодно получать готовых специалистов, не вложив в их образование ни цента. А вот отечественная наука, российская наука, на основе которой единственно только и возможно возрождение страны, ни Америке, ни странам Запада не нужна. Поэтому высшая школа стала питомником для взращивания талантов на экспорт. Ей не дают умереть окончательно, там еще тлеет жизнь на уровне, необходимом для обеспечения прорех в западных научных изысканиях.
На «круглом столе» приводились убедительные свидетельства того, что государственная политика явственно направлена на уничтожение науки. Так, показательным примером стала ликвидация Министерства науки и создание трехголового монстра — Министерства промышленности, науки и технологий, руководить которым назначили Клебанова, известного своей деструктивной деятельностью в отношении отечественного военно- промышленного и научного комплексов на посту вице-премьера. Надеяться на то, что этот человек сможет возродить науку, смешно.
В то же время исполнительная власть систематически грубо игнорирует законы, касающиеся науки. Они во многом недостаточны, ущербны, несут в себе родовые изъяны колониальной политики, но и они не выполняются. Достаточно вспомнить положение Закона «О науке и государственной научно-технической деятельности» о выделении средств в объеме 4% от расходной части бюджета на гражданские НИОКР. Все годы после принятия этого закона в 1996 году на науку выделялось в два раза меньше средств, чем это предусмотрено законом.
А в целом после резкого снижения финансирования научных исследований из государственного бюджета только в период с 1991 по 1994 год финансирование науки упало в четыре раза. И дальше продолжает сокращаться неуклонно. «Реформаторы» оправдывают свои действия тем, что уход государства от своих обязательств перед научной сферой будет компенсирован за счет предприятий, которые станут расходовать огромные средства на проведение научно-конструкторских и опытных работ. Как же! Правительства Ельцина и Путина сделали все для того, чтобы удушить отечественного производителя, так что думать о науке ему не приходится.
В результате среднегодовая численность людей, занятых в науке, уменьшилась более чем в два раза — с 2,8 миллиона человек в 1990 году до 1,2 миллиона в 2000-м. Ежегодно на постоянное место жительства за границу выезжают около двух тысяч ученых — программистов, физиков, биологов, химиков, математиков. Ежегодно в научных организациях остается не более 3,5 тысячи моло-дых специалистов, занятых исследованиями, — это менее 1% от обще-го числа исследователей. Наука стремительно стареет. Средний возраст членов РАН — около 70 лет, и передавать свой опыт, свою науч-ную школу практически некому. Естественно, что так грамотно сфабри-кованный кризис уже дает себя знать: мы начали отставать практически по всем направлениям научно-технического прогресса.
Заключая этот трудный и острый разговор, в ходе которого звучали самые радикальные предложения, вплоть до объявления массовой голодовки протеста академиков, И.И. Мельников сказал, что защи-тить одну отдельно взятую сферу жизни страны — науку — невозможно в отрыве от всего общества. Ученые должны требовать смены социально-политического курса правительства в целом. Нельзя надеяться и ждать, что придет кто-то, кто разом решит все проблемы науки. Не придет. Пока все мы — ученые, рабочие, крестьяне — не поймем, что спасти себя и свое, свою страну мы можем только сами. Объединившись, обозлившись, изверившись в политике правительств. За десять лет подтверждений тому было предостаточно. Тактика выжидания приведет к краху.
blog comments powered by Disqus