04.11.2004 23:35 | Правда | Администратор
ЦЕРКОВЬ. ВЛАСТЬ. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
НА Х СЪЕЗДЕ КПРФ (июль 2004 года) был поставлен вопрос об отношениях партии и религиозной общественности. Почему? В определенной степени это вызвано тем, что немало верующих идут за коммунистами, входят в избирательный корпус Компартии, в ее ряды. КПРФ защищает интересы людей труда независимо от того, какую они исповедуют или не исповедуют религию. Церковь декларирует борьбу с безнравственностью, за достойную жизнь людей. Казалось бы, есть база для взаимодействия.
Но, как заметил в Политическом отчете ЦК КПРФ Х съезду партии Г.А. Зюганов, “определенная часть церковных организаций, иерархов остается демонстративно глухой к нашим призывам объединить усилия в борьбе за страну, за национальные традиции и духовность во имя будущего России”. События последнего времени свидетельствуют о том, что высшие духовные лица, стоящие во главе конфессий, и прежде всего православной, не только глухи к нашим призывам, но и развертывают наступление на Компартию, ее историю.
Сначала иерархи осудили конфискацию Советской властью церковных и монастырских земель. Хотя им известно, что крестьяне, а в ту пору — это большинство населения России, с одобрением отнеслись к передаче им без выкупа помещичьих, церковных и монастырских земель. Более того, когда свергнутые помещики и буржуазия решили вооруженным путем вернуть себе землю, фабрики и заводы, рабочие и крестьяне, в подавляющем большинстве верующие, взялись за оружие и под руководством ленинской партии большевиков разгромили белогвардейцев и интервентов.
Ныне церковные иерархи вступили на путь восстановления церковного землевладения. Первый шаг сделан, президент и думцы-“единороссы” бесплатно передали церкви земельные участки, находящиеся под зданиями и сооружениями церковного назначения. На очереди передача церкви сельскохозяйственных земель. В этом случае церковные иерархи станут вновь эксплуататорами и крупными собственниками.
Кстати, в царское время в определенные периоды истории принимались меры по ограничению чрезмерно больших размеров церковного землевладения и установлению контроля государства за деятельностью церкви. Некоторые патриархи считали, что “священство выше царства”. Петр I отменил патриаршество и создал Синод во главе с обер-прокурором как высший государственный орган управления церковью. Он окончательно подчинил церковь государству. И так продолжалось два столетия. Лишь при Советской власти одним из ее первых декретов Синод как государственный орган был упразднен, патриаршество восстановлено. Синод был воссоздан при патриархе и стал чисто церковным органом.
Далее. Недавно Межрелигиозный совет России, руководители церквей — православной, мусульманской, иудаистской и буддийской — без обсуждения с верующими предложили правительству исключить День Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября) из перечня государственных праздников, заменив его днем национального единства (4 ноября), когда началось изгнание из Москвы польско-литовского войска ополчением Минина и Пожарского.
К чему может привести такое решение, каковы его последствия?
Отмена государственного праздника Октябрьской революции, несомненно, повлечет за собой не объединение общества, о чем говорят руководители церквей, а его дальнейшее разъединение.
Как нужно ненавидеть советское прошлое, а это — вершина тысячелетней истории России, чтобы протаскивать такие реакционные предложения?! Великий Октябрь покончил с гнетом и эксплуатацией трудящихся, с нищетой и почти поголовной неграмотностью населения, создал великую державу с новой общностью — советским народом, совершившим первым в мире прорыв в космос, с передовой наукой и культурой. Великий Октябрь вывел миллиарды людей из состояния нищеты на путь новой цивилизации.
Те, кто вносит предложение об отмене государственного праздника — Дня Октябрьской революции, напоминают щедринского бюрократа, который, как известно, наложил резолюцию о закрытии Америки, с той лишь разницей, что после некоторого раздумья заметил: “Но, кажется, сие от меня не зависит”.
Такого рода антинародные предложения вносятся церковными иерархами неспроста. Помимо патриотической деятельности церкви, в ее истории немало мрачных страниц, о чем иерархи умалчивают.
После раскола православной церкви десятки тысяч верующих-старообрядцев были умерщвлены: их сжигали, душили, морозили... Церковь помогала царской власти жестоко расправляться с участниками крестьянских волнений, с декабристами. Во всех народно-освободительных движениях, трех русских революциях (первая революция 1905—1907 гг., февральская — 1917 г., Октябрьская революция) духовенство было на стороне самодержавия, белогвардейцев. Ведь это факт, бесспорный факт.
Когда жил и работал в Сибири, встречал людей, которые прошли колчаковский ад. Колчаковские офицеры-садисты вырезали звезды на спинах пленных, расправлялись с непокорными, привязывая их к деревьям, оставляя в тайге на мучительную смерть — на съедение гнусом. Эмигрантский журнал “Воля России” писал о Колчаке: “На белом адмиральском кителе остались несмываемые пятна крови и грязи”.
Благословляя белогвардейцев и интервентов, священнослужители помогали помещикам и буржуазии вновь сесть на шею верующих крестьян и рабочих, фактически содействовали белым генералам и их хозяевам — английским, французским и американским правительствам — разрушать целостность Российского государства. Вот за все это Советская власть преследовала священнослужителей.
Но когда церковь оказывала помощь Советскому государству, призывала граждан громить немецких захватчиков, активно участвовать в трудовой и общественной деятельности, в движении за мир, она получала поддержку Советской власти. Естественно, церковь приспосабливалась к новым условиям.
В связи с этим заслуживает особого внимания высказывание Папы Иоанна Павла II в послании “К третьему тысячелетию”. Отметив грехи церкви в прошлом — религиозные войны, суды инквизиции, раскол христианства (по всем трем есть покаяния церкви), он подчеркнул, что за церковью числится один грех не только в прошлом, но и в настоящем: “терпимость к проявлению несправедливости”. Не случайно говорят: кто предает бедных, тот предает Христа.
Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) в 1992 году заявил, что церковь не связывает себя ни с каким государственным строем. Мягко говоря, это неправда. В действительности как в свое время православная церковь относилась к монархии с почтением, так и сейчас она на стороне нынешней буржуазной власти.
В принятом собором же документе “Основы социальной концепции РПЦ” значится, что церковь “не одобряет передел собственности”, то есть выступает против возвращения крупной собственности, захваченной олигархами, ее истинным хозяевам — государству и трудовым коллективам. А у того, кто владеет крупной собственностью, и власть.
Наша позиция — позиция коммунистов — остается прежней. Ни в коей мере не задевать религиозные чувства верующих, крепить с ними связь, вовлекать их в общественные дела, отстаивать интересы людей, защищать от произвола властей.
Да, у церкви и коммунистов есть схожие нравственные постулаты, точки соприкосновения. В частности — стремление воссоздать государственное единство Отечества, активно противодействовать нравственному разложению общества, власти денег, коррупции, чуждому жизнеустройству. В среде духовенства немало священнослужителей, которые близко стоят к верующим, живут скромно, достойно, не приемлют мерзостей нынешней жизни. Это, вместе взятое, и составляет основу сотрудничества, взаимодействия церкви и Компартии. Коммунистическая партия Российской Федерации вновь на октябрьском, нынешнего года, пленуме ЦК заявила о готовности к такого рода единству действий на благо всех жителей России — как верующих, так и неверующих.
Егор ЛИГАЧЕВ,
член Центрального консультативного совета при ЦК КПРФ
blog comments powered by Disqus