28.01.2003 10:37 | Правда | Администратор
УСИЛИВАЕТСЯ СОПРОТИВЛЕНИЕ
27 января истек предоставленный резолюцией N° 1441 Совбеза ООН срок для работы военных инспекторов ООН и инспекторов Международного агентства по атомной энергии ( МАГАТЭ ) по установлению наличия в Ираке химического, Зактериологического и ядерного оружия. Совет начал обсуждать доклад главы группы инспекторов ООН Ганса Бликса и генерального директора МАГАТЭ Мохаммеда аль-Барадея об итогах продолжавшихся два месяца проверок подозреваемых объектов. Еще до обнародования этого доклада стало очевидным, что никаких следов ОМУ на территории Ирака инспекторам ООН и МАГАТЭ обнаружить не удастся. Им также не удаюсь доказать, что в Ираке ведутся какие-либо работы в этой области. Между тем инспектора посетили более чем 400 объектов. Им активно помогали спецслужбы США и Англии, которые использовали все имевшиеся у них технические средства шпионажа, включая космическую разведку для наводки на подозреваемые объекты.
Были тщательно осмотрены сотни промышленных предприятий, научных и учебных заведений, президентские дворцы и даже мечети. Инспекторам были переданы списки 500 иракских ученых-ядерщиков, с которыми они, при желании, могли бы побеседовать. Но они стали вы-цвигать неприемлемые условия собеседований, чтобы создать предлог для обвинения иракских властей в «нежелании сотрудничать». Все это время Вашингтон и Лондон оказывали неприкрытое давление на инспекторов ООН, требуя от них «активизации» работы и предоставления компромата на Багдад. Но и это не помогло.
В порядке оправдания Блике и альБарадей еще до истечения установленного Совбезом срока их работы стали говорить о необходимости продления срока инспекций. Между тем такое продление было бы нарушением резолюции № 1441 Совета Безопасности. Если исходить из духа и буквы резолюции, то надо признать, что Ирак полностью разоружился по тем направлениям, которые были установлены в резолюции СБ № 687, принятой 3 апреля 1991 года. Как следствие этого, должны быть отменены санкции против Ирака, введенные резолюцией № 661, принятой 6 августа 1990 года.
Но предложение о продлении инспекций поддержали некоторые постоянные члены Совбеза, включая Россию, Францию и Китай. Они, видимо, руководствовались при этом благими намерениями — отсрочить военное нападение Соединенных Штатов и Англии на Ирак. А объективно это означает - дать время найти какие-то «доказательства» причастности Ирака к производству ОМУ или сфабриковать эти «доказательства». Но ведь Вашингтон ясно дал понять, что он намерен нанести удар по Ираку, независимо от того, найдут ли инспектора там ОМУ и примет ли Совет Безопасности вторую резолюцию, разрешающую применение военной силы против Ирака. Об этом на той неделе неоднократно заявляли министр обороны Рамсфелд, советник президента по национальной безопасности Кондолиза Раис, государственный секретарь и сам президент Буш. Так, Пауэлл по прибытии на экономический форум в Давосе 24 января заявил, что и без принятия новой резолюции СБ США смогут собрать сильную коалицию в свою поддержку для войны с Ираком. «Мы все еще рассчитываем, что мирное решение может быть найдено, — сказал он, — но это зависит от Ирака. В противном случае, к сожалению, придется применить вооруженную силу». А выступая 26 января на форуме, Пауэлл заявил, что все сроки проходят, и, если Ирак не разоружится мирно, он будет разоружен силой. Еще более крутые заявления делают другие члены администрации Буша. Такая воинственная позиция не пользуется поддержкой американского народа. Это наглядно показали массовые антивоенные демонстрации, прокатившиеся по всей Америке. Об этом свидетельствуют и" опросы общественного мнения. Число сторонников военной акции против Ирака снизилось в январе до 57 процентов против 62 в декабре, а число людей, одобряющих иракскую позицию Буша, снизилось до 50 процентов против 58 месяц назад.
Германия и Франция занимают самостоятельную позицию
Еше более неприятная для Буша расстановка сил складывается на внешнеполитическом фронте.На той неделе заметно усилилась оппозиция военным планам Буша на европейском континенте. Против них категорически выступили две основные европейские державы — Франция и Германия. На прошедших на той неделе торжествах в Версале и Берлине по случаю 40-й годовщины Елисейского договора президент Франции и канцлер Германии не оставили каких-либо сомнений на этот счет. Они оба сказали решительное «нет» американским военным планам против Ирака и высказались за решение иракской проблемы мирными, дипломатическими средствами. А министр иностранных дел Франции Доменик де Вильпен 21 января на заседании Совета Безопасности на уровне министров иностранных дел заявил: «Ничто не оправдывает военную акцию, необходимо двигаться дальше в соответствии с резолюцией СБ ООН № 1441». «Военное вмешательство будет наихудшим из решений, — добавил он. — Тут упомянули право вето — так вот Франция, как постоянный член Совета Безопасности, примет на себя всю ответственность за развитие событий». Эти слова французского министра были повсеместно восприняты как намек на то, что Париж готов применить вето, чтобы заблокировать решение Совета, разрешающее применить военную силу против Ирака. Не менее категорично высказались на этот счет канцлер Шредер и его министр иностранных дел Йошка Фишер. Правда, Германия не обладает вето в СБ. Но она, являясь непостоянным членом Совбеза, в феврале месяце будет председательствовать на заседаниях Совета. От нее будет многое зависеть. Взбешенный Парижа тгБерэтана, мшшлр обороны
США Рамсфелд объявил, что Франция и Германия являются «старой Европой», а центр «новой Европы» перемешается на Восток. Он дал понять, что Америка отныне будет искать себе союзников на Востоке. На это Фишер посоветовал Рамсфелду «поостыть и успокоиться».
Характерно, что И. Иванов, в отличие от своих коллег, в выступлении на упомянутом заседании СБ предпочел вообще не упоминать проблему Ирака, сосредоточившись на общих проблемах борьбы с терроризмом. Ведь формально этот вопрос в повестке дня Совета не значился. Это дало повод НГ упрекнуть его в том, что он остался в стороне от спора о -том — воевать с Ираком или нет. Справедливости ради надо сказать, что российский министр в других местах и по другим поводам обозначал позицию Москвы по Ираку. Так, по прибытии в Афины на встречу с руководящей «тройкой» Европейского Союза он заявил: «Нет никаких серьезных оснований для нападения на Ирак. Мы надеемся, что ни одно государство не предпримет односторонних действий вне рамок ООН». Более скрытно ведет себя президент Путин. Он воздерживается от публичных заявлений по иракской проблеме, обсуждает ее в закрытом порядке по телефону с Бушем, Шираком и Шредером.
Мне могут сказать, что открытая оппозиция военным планам Буша со стороны Ширака и Шредера объясняется теми интересами, которые Франция и Германия имеют в Ираке. Да, такие интересы есть, и они немалые. Франция — главный торговый партнер Ирака; ее торговый оборот с этой страной достиг 1,5 млрд. долл. Французская нефтяная компания «ТотальФинаЭль» ведет переговоры о контракте на разработку иракских нефтяных месторождений Маджнун и Нахр-Умар. Но ведь не меньшие интересы имеют в Ираке российские нефтяные компании, в частности «ЛУКойл». Помимо деловых интересов, президент Франции не может не считаться с волей народа. Против военной операции высказываются, согласно опросам, 80 процентов французов, причем 75 процентов считают, что Париж должен при обсуждении этого вопроса в СБ ООН применить вето. А в Германии канцлер Шредер должен учитывать настроение избирателей в связи с предстоящими выборами в ландтаги некоторых земель. Ведь он добился победы на последних выборах в бундестаг благодаря тому, что выступал за мирное решение иракской проблемы.
Ирак — плацдарм для Пентагона и полигон для ВПК
Перед лицом столь мощной оппозиции своим военным планам Вашингтон вынужден маневрировать, идти на вынужденные уступки. Так, он не исключает, что на несколько недель или месяцев можно продлить работу инспекторов и тем самым отсрочить нанесение военного удара по Ираку. За это активно выступают глава миссии инспекторов Ганс Блике и гендиректор МАГАТЭ аль-Барадей. К этому склоняется и Кремль. И дело не в том, что США и Англия принимают в данном случае аргументы своих партнеров и союзников. Дело в том, что они еще не стянули в район предстоящей операции достаточное количество армейских частей, военно-морских и военно-воздушных сил. К середине января в районе Персидского залива ими уже были сосредоточены 52 боевых корабля, в том числе 11 носителей крылатых ракет морского базирования (всего более 330 КРМБ). Рамсфелд уже дал приказ направить в район залива еще две авианосные группы — а/н «Теодор Рузвельт» и «Авраам Линкольн». Они прибудут туда через три недели. Две другие авианосные группы — а/н «Китти Хоук» и «Гарольд Уилсон» — должны вот-вот получить такой приказ. В районе залива и на базе Ди-его-Гарсиа уже сосредоточены 400 боевых самолетов, в том числе 74 самолета палубной авиации и более 320 самолетов наземного базирования, в их числе до 13 стратегических бомбардировщиков Б-52 и Б-1Б и т.д. На эту дату в заливе уже было до 150 тыс. военнослужащих. Имеется в виду довести их численность до 350 тысяч.
Пентагон намерен использовать намечаемую операцию для испытания самых современных и изощренных видов вооружений. Будут испытываться такие новые смертоносные виды оружия, как электронное оружие, нелетальное химическое оружие, новые вакуумные бомбы, и, наконец, не исключается точечное применение тактического ядерного оружия. Электронное оружие, например, представляет собой электромагнитные пушки и бомбы. При попадании в объект они создают мощные пучки ( импульсы ) микроволнового излучения мощностью до двух млрд. ватт. Ими разрушается все электронное оборудование противника — компьютеры и т.п. А электромагнитными бомбами, выделяющими при взрыве облако углеродных частиц, можно вызвать короткое замыкание в линиях электропередачи на огромных пространствах. А нелетальное химическое оружие, основанное на наркотиках, усыпляет солдат, а в двух-трех процентах случаев ведет к смертельному исходу или инвалидности. Вот такие, -с позволение сказать, «гостинцы» готовит Пентагон для Ирака!
Напряженность на Корейском полуострове спадает
Твердая и принципиальная позиция КНДР начинает приносить свои плоды. На той неделе в Сеуле прошел 9-й раунд переговоров между Южной Кореей и КНДР на министерском уровне -первая встреча такого рода за последние три месяца. Стороны обсуждали проблемы воссоединения семей и возобновления железнодорожного и автомобильного сообщения. После переговоров глава северокорейской делегации Ким Ен Сун сообщил, что стороны обменялись также мнениями по вопросу о ядерной программе КНДР и пришли к соглашению о сотрудничестве в целях мирного решения этой проблемы. Делегация Пхеньяна сделала заявление, что КНДР не намерена создавать ядерное оружие. Вместе с тем делегации Южной Кореи не удалось добиться от КНДР обещания прекратить разработку ядерной программы. Северокорейская сторона справедливо указала на то, что она не может идти на какие-либо уступки в этом вопросе до тех пор, пока не обсудит эту программу с Вашингтоном. Тем не менее Сеул считает переговоры успешными.
А президент Южной Кореи Ким Де Чжун 24 января сообщил, что на этой неделе он направит своего специального посланника в Пхеньян в сопровождении представителя вновь избранного президента Южной Кореи Ро Му Хена. Они попытаются договориться с руководством КНДР о встрече на высшем уровне — между Ро Му Хеном и Ким Чен Иром — без всяких предварительных условий.^
Нормализация отношений между двумя Кореями не дает спать некоторым лицам в Вашингтоне. На днях они организовали провокацию, чтобы сорвать этот процесс и поссорить Москву с Пхеньяном. 21 января «Нью-Йорк тайме» поместила фальшивку о том, что якобы в середине 90-х годов в Российском посольстве в Пхеньяне по просьбе ЦРУ резидентурой Службы внешней разведки было установлено оборудование для слежения за ядерной программой КНДР. Полученную информацию СВР якобы передавала ЦРУ. Разумеется, пресс-служба СВР немедленно опровергла это сообщение, заявив, что никакого совместного шпионажа СВР и ЦРУ в КНДР не велось. Вызывают удивление и возмущение заявления некоторых наших ученых по поводу позиции КНДР в вопросах развития ее ядерной программы. Так, зам. директора Института Дальнего Востока В. Михеев в интервью Би-би-си 20 января ничто-же сумняшеся заявил, что «российская дипломатия допускает ошибку, утверждая, что КНДР и США несут одинаковую ответственность за создание нынешнего кризиса на Корейском полуострове». Виновником, по его словам, является только Пхеньян, ибо он вышел из ДНЯО. Это вопиющая неправда. «Советская Россия» неоднократно разъясняла, что причиной объявленного Пхеньяном намерения выйти из договора была политика США, которые в одностороннем порядке грубо нарушили условия и ДНЯО, и соглашения 1994 года. В. Михеев, видимо, не знаком с упомянутыми документами.
Позиция Пхеньяна по этим вопросам была убедительно разъяснена в программе «Времена» 26 января зам. министра иностранных дел А. Лосюковым, который на той неделе шесть часов беседовал с Ким Чен Иром и провел обстоятельные переговоры с другими северокорейскими руководителями. Он сказал, что Россия пытается путем переговоров добиться объявления Корейского полуострова безъядерной зоной. Причем всего полуострова, а не только Северной Кореи. Он также показал обоснованность требований КНДР гарантий своей безопасности. Ведь именно она причислена Вашингтоном к «оси зла», и именно США угрожают ей ядерным оружием. Но Северная Корея, по словам А. Лоскжова, «не намерена идти до конца и стоять насмерть, а готова к переговорному решению».
blog comments powered by Disqus