10.01.2004 19:04 | Правда | Администратор
УЖАС С "ВОСТОКА"
ЧТОБЫ попытаться снять напряжение, Пхеньян пригласил группу американских политиков и ученых посетить свой атомный центр, который так беспокоит США (в числе приглашенных был и один из бывших руководителей Лос-Аламосской лаборатории, в которой создавалась первая в мире атомная бомба). В случае успеха визита корейцы могли вернуться в Договор о нераспространении ядерного оружия.
Казалось, забрезжил свет в конце туннеля.
Но Вашингтон решил иначе: там было заявлено, что США, Япония и Южная Корея требуют от КНДР прекращения любых работ в ядерной области, в том числе и в сфере мирной атомной энергетики. Президента Буша не устраивает замораживание корейской ядерной программы — ему нужна ее ликвидация. То есть капитуляция, что неприемлемо для другой стороны. Китай и Россия предложили обсудить проблему на шестисторонних переговорах. И, возможно, принять план постепенных действий: сначала замораживание, потом (при определенных условиях) ликвидация беспокоящей США атомной структуры. Дата нового раунда таких переговоров не назначена. А пока на границе тучи ходят хмуро — тучи ужаса.
...В Иране, как известно, громыхнула серия землетрясений. США решили использовать стихийное бедствие в своих целях: Вашингтон предложил направить в Тегеран делегацию, которая займется гуманитарными проблемами, а также “другими межгосударственными вопросами”. В Иране поняли, что американцы намерены через разговоры о помощи жертвам стихии обострить проблему иранских ядерных разработок (хотя Тегеран принял все условия контроля МАГАТЭ и подписал соответствующие документы). В результате псевдогуманитарная акция Соединенных Штатов захлебнулась, а ужас атомных амбиций Ирана остался.
...Много писали о “капитуляции” Ливии, которая согласилась на все американские требования. Проамериканские СМИ трубили победу. Однако позже Вашингтон заявил, что он снимет блокаду лишь после того, как ливийцы полностью откажутся от поддержки терроризма. Согласимся с обозревателями, которые считают такую формулировку весьма уклончивой, ни к чему американцев не обязывающей — всегда можно найти “террориста”, который заявит, что он прошел подготовку в Ливии и именно оттуда получил оружие.
В Триполи демарш Вашингтона оценили однозначно: там было заявлено, что многомиллионная компенсация родственникам жертв катастрофы над Локерби (именно эта выплата была сердцевиной ливийско-американской договоренности) будет произведена только в том случае, если США снимут блокаду Ливии. Соглашение, похоже, лопнуло, а американский страх перед ливийской поддержкой комбатантов остался.
...И, наконец, еще один эпизод: гибель над Красным морем египетского “Боинга” с французскими туристами. Очевидно, что этот инцидент напугает потенциальных туристов и проделает огромную дыру в египетском бюджете. Если учесть, что президент Мубарак тяжело болен, а ответственность за взрыв самолета взяла на себя одна из радикальных исламских организаций, ухудшение экономического положения Египта может круто изменить его уклончивую (как многие считают — проамериканскую) позицию в ближневосточных делах. На горизонте брезжит алжирский вариант, где в результате выборов к власти пришли фанатики-исламисты (ликвидировать их правление удалось, только применив, вопреки закону, вооруженную силу). Возможность подобного развития событий в Египте внушает ужас американским политологам.
...Четыре страны, четыре различных эпизода. Сближает их одно: неприятие Востоком самодовольного американского диктата.
Вспоминается старинная арабская сказка о злом джинне, заточенном в бутылку (речь идет не о милейшем старике Хоттабыче, который появился в результате позднейших переработок этой фольклорной истории). Джинн был суров и всюду сеял ужас. Похоже, американцы неосторожно такую бутылку раскупорили, разрушив цветущий Ирак. И теперь каждый примеряет эту ситуацию на себя. Ужас с Востока все активнее расправляется с близоруким Западом. Он уже разрушил фактически систему воздушного сообщения между Европой и США. Он посеял полную неразбериху в действиях западных спецслужб, которые хватают ни в чем не повинных людей, подозревая их в терроризме (большинство задержанных приходится вскоре отпускать). И, похоже, это отнюдь не конец.
Как говорил известный красноармеец Сухов: “Восток — дело тонкое”. И топтать его солдатским сапогом опасно.
Александр ДРАБКИН.
Обозреватель “Правды”.
blog comments powered by Disqus