01.03.2003 12:41 | Правда | Администратор
ЯНКИ ЗВЕРЕЮТ
Вся прошедшая неделя прошла под знаком лихорадочных усилий Соединенных Штатов преодолеть раскол в НАТО и Европейском союзе по поводу готовящейся войны с Ираком. Всю ночь с 16 на 17 февраля заседал Совет НАТО, пытаясь преодолеть разногласия между членами альянса по поводу оказания военной помощи Турции в случае начала войны с Ираком. Кстати сказать, администрация США довольно вольно трактует статью 5-ю Североатлантического договора 1949 года, пытаясь склонить других членов альянса к этому. Напомним, что эта статья гласит: «Стороны соглашаются, что в случае вооруженного нападения на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке это будет считаться нападением на всех, и соответственно они соглашаются, что, если такое нападение произойдет, каждая из них в осуществление своего права на индивидуальную или коллективную самооборону, признанного ст. 51 Устава ООН, поможет сторонам, подвергшимся такому нападению, индивидуально или совместно с другими сторонами такими действиями, которые она сочтет нужными, включая использование вооруженных сил...».
Мы видим, что ссылка на эту статью является необоснованной, поскольку Турция на данном этапе не подвергается вооруженному нападению со стороны кого бы то ни было, в том числе и со стороны Ирака, и ей не грозит такое нападение. Столь же неосновательными являются и ссылки на ст. 4-ю упомянутого договора, которая гласит, что «участники договора будут проводить консультации в случае, если возникнет угроза территориальной целостности, политической независимости или безопасности какой-либо из них». Всякому непредубежденному наблюдателю ясно, что такого рода угроз Турции со стороны Ирака не существует. Ясно, что обе эти статьи притянуты за уши лишь для того, чтобы втянуть Анкару в войну против Ирака. Пентагон планирует использовать Турцию в качестве плацдарма для вторжения своих войск в Ирак с севера. Используя военные и военно-воздушные базы Турции, Пентагон намерен открыть т. н. «северный фронт» против Багдада через иракско-турецкую границу. На этом фронте предполагается задействовать до 80 тысяч американских войск.
Тем не менее в результате продолжавшегося всю ночь с 16 на 17 февраля заседания Совета НАТО было достигнуто компромиссное решение по Турции. Однако Вашингтону так и не удалось склонить на свою сторону Францию. Чтобы преодолеть ее сопротивление, пришлось прибегнуть к протокольной хитрости. Решение о предоставлении военной помощи Турции было принято в рамках т. н. Военного комитета НАТО, в который Франция не входит. Таким образом, Париж был исключен из переговоров. Германия и Бельгия до конца стояли на том, чтобы планирование операции в Турции началось лишь после принятия резолюции СБ, одобряющей военную операцию против Ирака. Но их сопротивление было сломлено.
Вашингтону удалось временно преодолеть раскол и в рядах Европейского союза, хотя его сторонники оказались на ЕСовском поле без американского прикрытия. 17 февраля в Брюсселе в результате длительных препирательств между «голубями» и «ястребами», то есть противниками и сторонниками американского варианта решения, был принят компромиссный документ, в общих чертах определяющий позицию ЕС. Но противникам войны с Ираком удалось добиться безоговорочного признания приоритетной роли ООН в решении иракской проблемы. Было зафиксировано положение о том, что главную роль в разоружении Ирака будет играть ООН и этой цели ООН будет добиваться мирным путем. Вместе с тем не исключалось и применение силового варианта как крайнего средства. Характерно, что по настоянию Парижа из обсуждения вопроса о военной помощи Турции в рамках Евросоюза были исключены 13 стран — кандидатов в ЕС, которые ранее поддержали позицию США. А Жак Ширак не преминул излить на них свой гнев: «Честно говоря, считаю, что страны-кандидаты повели себя крайне неразумно... Совершенно определенно можно сказать, что это неправильное поведение. На мой взгляд, они упустили хорошую возможность вовремя заткнуть свой рот. Подобное поведение не только беспечно, оно опасно».
Турция торгуется, а США объявляют войну Ираку
Судя по опросам, против войны с Ираком выступает более 70 процентов населения Турции. Однако нынешнее правительство страны продолжает торговаться с Вашингтоном об ус-ловияхг на которых оно готово было бы предоставить турецкие базы для войны против Ирака. Прежде всего Анкара хотела бы извлечь максимум экономической выгоды. По -оценкам, операция «Буря в пустыне» 1991 года нанесла ущерб экономике Турции в размере 40 млрд. долларов и ввергла страну в затяжной экономический кризис. На сей раз Анкара требует заранее компенсации за возможный ущерб в сумме 26 млрд. долларов, в том числе 6 млрд. в виде безвозмездной помощи и 20 млрд. долларов — в виде гарантий кредитов.
Однако требование материальной компенсации не является единственным условием участия Турции в войне с Ираком. Гораздо более важным для нее являются гарантии безопасности. Речь собственно идет о гарантиях сохранения территориальной целостности Турции в существующих границах. Дело в том, что т. н. «северный фронт» против Ирака будет проходить через районы Северного Ирака и Юго-Восточной Турции, населенные курдами. А курды вот уже много лет добиваются независимости и создания своего государства — Курдистана. Создание такого государства на деле означало бы прекращение существования Турции, Ирака, а возможно, и Ирана в их нынешнем виде. Анкара поэтому настаивает, чтобы турецкие войска приняли участие в оккупации Северного Ирака, ибо только это может служить достаточной гарантией того, что не возникнет автономного или независимого курдского государства на территории Северного Ирака и Юго-Восточной Турции. Кроме того, Анкара хотела бы установить свой контроль над нефтяными месторождениями Киркука.
Когда пишутся эти строки, Анкара все еще продолжает торговаться о том, как бы продать подороже территорию Турции как плацдарм Пентагона в войне против Ирака. В кабинете наметился раскол, некоторые его члены выступают против участия Турции в войне с Ираком. В любом случае решение правительства нуждается в одобрении парламентом. Однако в Вашингтоне решили больше не ждать. 25 февраля США и Англия внесли в Совет Безопасности ООН проект резолюции, который, по существу, можно считать актом объявления войны Ираку. Вариант резолюции, представленный Вашингтоном и Лондоном, к которому в качестве соавтора присоединилась Испания, по существу, слово в слово повторяет основное содержание резолюции 1441. В нем Ирак в очередной раз обвиняется в нарушении ооновских требований и нежелании разоружиться. В проекте содержится также угроза «принять серьезные меры», что на дипломатическом языке означает объявление Багдаду войны. Устанавливается и конкретная дата, к которой Ирак должен выполнить выдвинутые в резолюции требова-ния,— 7 марта. В этот день глава группы инспекторов Ганс Блике должен представить СБ ООН свой очередной и, как считают в кулуа-pax ООН, последний доклад.
В противовес американо-английскому про-
екту Франция и Германия представили 25
февраля в Совет Безопасности меморандум,
поддержанный Россией. В этом документе
предлагается дать возможность инспекторам
продолжить работу на территории Ирака, а
Ираку — дать время на уничтожение имею-
щихся у него ракет и запасов других видов
вооружений. Применение военной силы этот
документ предусматривает только в том слу-
чае, если Багдад будет открыто угрожать ми-
ровому сообществу применением ОМП. Надо
полагать, что всю нынешнюю неделю авторы
этих двух документов будут стремиться зару-
читься поддержкой их мировым сообществом,
Однако президент Буш уже заявил, что вне за-
висимости от того, как долго будут продол-
жаться дебаты в Нью-Йорке по проекту резо-
люции и будет ли она вообще поставлена на голосование, Соединенные Штаты намерены атаковать Ирак через две-три недели. Он подчеркнул, что не только Ирак, но и ООН должна определить свое будущее. По его словам, или ООН будет эффективной и способной на решительные действия в решающие моменты, или она просто станет неуместной в кризисные моменты. В этом случае, заявил Буш, США и их союзники будут брать ответственность за справедливый в их понимании миропорядок. Таким образом, как мы видим, Буш выступил с угрозой не только по адресу Ирака, но и ООН - либо она подчинится диктату Вашингтона, либо она станет ненужной. Видимо, не случайно после этой угрозы президента США некоторые западные эксперты стали усматривать известное сближение позиций между США и Англией, с одной стороны, и Францией, Германией и Россией - с другой. Мировое общественное мнение подготавливается к тому, что, в конечном счете, Франция, Россия и Китай откажутся от применения вето, а США и Англия получат мандат ООН на войну против Ирака.
Предвыборный трюк или серьезное намерение?
Прошлое воскресенье россияне стали свидетелями очередного трюка в области реформ на постсоветском пространстве. Собравшись в Москве, чтобы совместно отметить т. н. День защитника Отечества, президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана провозгласили создание очередной группировки в рамках СНГ. Посовещавшись после праздничного концерта и приема, Путин, Лукашенко, Кучма и Назарбаев объявили о намерении создать «организацию региональной экономической интеграции». Нынешний председатель СНГ президент Л. Кучма зачитал заявление в несколько фраз. Из него явствует, что в ближайшие месяцы будут проведены переговоры по мерам, необходимым для формирования единого экономического пространства. В результате этих переговоров к сентябрю этого года будет-подписано соответствующее соглашение. С этой целью президенты учредили совместную группу высокого уровня и утвердили ее мандат. Местом пребывания группы будет Киев, а возглавлять ее будет представитель Казахстана.
Никогда еще в истории СНГ столь грандиозные планы не провозглашались в столь кратком и лапидарном совместном заявлении. Правда, некоторые дополнительные пояснения мы услышали от президентов. Кучма сказал, что президенты четырех стран не намерены создавать «альтернативу СНГ внутри содружества». По его словам, главная цель на данном этапе — формирование зоны свободной торговли, что позволит в конечном счете создать единое экономическое пространство. Несколько по-иному представляет себе роль нового объединения А. Лукашенко. Главный смысл нового объединения, по его словам, состоит в защите рынков стран-участниц от иностранной конкуренции. «Мы должны предоставить полную свободу перемещения наших товаров, — сказал он, — то есть мы понимаем, что мы нигде не нужны, кроме своих земель, своих народов». По-своему трактует роль нового объединения Л. Кучма: «Мы видим, что сегодня в мире происходит. Так вот это в какой-то мере наш ответ». Еще более оригинальный взгляд на роль новой организации у Назарбаева. Он видит ее как
- «независимую от правительств России, Украины, Белоруссии и Казахстана организацию, которой мы законами через парла менты дадим мандат и которая независимо от нас будет регулировать тарифы и торговлю, в том числе внешнюю торговлю». Президент Казахстана считает, что все сущест вующие ныне в рамках СНГ организации являются неэффективными, а новое объединение обречено на эффе-i ктивность лишь по той простой причине, что в нем первый шаг в интеграционных процессах сделан не в политике, а в экономике.
Сказать по правде, мне до сих пор не прихо дилось слышать столь лишенных здравого
смысла заявлений. Может, сказывается синдром праздничного стола. Возникает также
, вопрос: что произойдет с теми региональными организациями, которые уже созданы на постсоветском пространстве, в том числе и с
Союзом России и Белоруссии?
Комментаторы отмечали, что в Кремле считают, что особое значение имеют договорен ности о гармонизации законодательства, еди-ной тарифной политике, регулировании есте ственных монополий и координации действий
при вступлении в ВТО. Обратило на себя внимание, что 25 февраля Путин на встрече с членами правительства сказал, что уже на этой
неделе эксперты приступят к работе над соглашением между Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном по тарифам и торговле, о
котором лидеры четырех стран договорились
23 февраля. Президент заявил, что необходимо к концу этого года подготовить соглашение о создании единого экономического пространства четырех стран. «По сути дела, речь идет о делегировании части полномочий каждого правительства в эту комиссию, — сказал он, — по очень чувствительным, важнейшим вопросам экономического развития, имея в виду, что эта комиссия будет принимать согласованные решения, отвечающие интересам всех государств». Путин определил и уровень представительства России в комиссии — им будет вице-премьер.
Итак, как мы видим, речь идет о создании надправительстветого, надгосударственного органа управления экономикой с самыми широкими полномочиями. При этом над ним отсутствует какая-либо политическая надстройка. И эта структура создается скоропалительно, чисто бюрократическим путем, без одобрения Государственной думой и Советом Федерации! Хотя Райков, Хакамада, Лукин и иже с ними одобрение уже дали. Не затеяно ли все это, чтобы создать видимость сближения бывших советских республик накануне выборов в Государственную думу и тем самым повысить шансы центристских фракций. Скорее всего после выборов эта незрелая идея лопнет как мыльный пузырь.
Василий САФРОНЧУК
blog comments powered by Disqus