04.09.2003 11:33 | Правда | Администратор
"Я СТРЕМИТЕЛЬНО ЛЕВЕЮ"
Впечатлений от коррупции, поразившей высшие правительственные круги, отставнику В. Стрелецкому хватило на целую книгу. Однако, чтобы напечатать ее, пришлось организовать собственное издательство “Детектив-пресс”.
КОРРЕСПОНДЕНТ “Правды” попросил Валерия Андреевича рассказать о своем видении нашумевших уголовных дел против муровцев и “ЮКОСа”. Что, на его взгляд, кроется за активностью правоохранительных органов? Кампанейщина или серьезное намерение ударить по организованной преступности?
— Позвольте начать со своей собаки, — неожиданно предложил собеседник.— Весной я обнаружил на ней множество клещей — на теле, лапах, в гриве. Раньше этих паразитов организованно травили, обрызгивая леса с помощью авиации. А теперь скажите: очень испугались клещи на деревьях и в траве, когда мои домашние стали вылавливать их собратьев на собаке? Точно такой же эффект на преступников произвело шоу господина Грызлова по разо-блачению “оборотней в погонах”.
Почему я говорю “шоу”? Потому что при задержании работников МУРа были самым постыдным образом нарушены презумпция невиновности, законы и Конституция, по которым назвать человека преступником может только суд. А здесь — телекамеры, журналисты, публичное заламывание рук, наклеивание ярлыков “банда”, “преступная группа” и т.п. Какие следы и улики в этой толчее можно нормально задокументировать?
Спрашивается, зачем господину Грызлову и тем, кто за ним стоит, понадобился этот спектакль? По моей информации, они сделали социологические замеры по всей стране и пришли в ужас: рейтинг “Единой России” на уровне ЛДПР, СПС и “Яблока”. Общефедеральный список, можно сказать, провален, расчет только на одномандатников. А у КПРФ рейтинг как был 30%, таким и остался.
Как искусственно вздуть рейтинг “единороссов”? Провести шумную акцию “по очищению собственных рядов”, “придавить” пару олигархов и в центр поставить главного “медведя”, который ведет борьбу с коррупцией. Ничего больше за этими скандальными арестами вы не найдете. Пройдут выборы в Госдуму — и вы увидите, что большинство обвинений, которые инкриминируют муровцам, отпадут, как осенние листья. Потому что, как говорится, они шиты суровыми нитками на кирзовых сапогах. Там же не безусые юнцы — руководители отделов, опытнейшие оперативники, награжденные орденами и медалями за раскрытие сложнейших преступлений. Они молчать не будут. Да и самой власти невыгодно будет раскручивать это дело.
— Это уже интересно. Почему? Ведь столько шума наделано и красивых слов произнесено.
— Многих из арестованных я знаю лично. Те же зам.начальни-ка 5-го отдела Самолкин и зам.начальника 7-го отдела Остров-ский в мою бытность в МУРе круглый год ходили в одном-единственном костюме. Они пришли в уголовный розыск нормальными ребятами, и если допустить, что встали на путь нарушения закона, то это новые правила игры сделали их такими.
Сегодня нужно говорить не об отдельных “оборотнях”, затесавшихся в кристально чистые ряды милиции, а о том, как деградировала, переродилась вся система правоохранительных органов страны — МВД, Генпрокуратура, суды, ФСБ. Ее падение началось в тот момент, когда Ельцин дал добро на растаскивание общенародной собственности. Милиции была поставлена совершенно новая задача — отнимать и охранять. То есть защищать воровской передел собственности, когда можно было за гроши захватить самые лакомые куски в промышленности, сырьедобывающей отрасли и назвать все это приватизацией.
Набрав силу, олигархи приватизировали государственную власть и используют ее аппарат в своих интересах. Отсюда эти “маски-шоу” с ОМОНом при захвате предприятий, участие милиции в спорах “хозяйствующих субъектов”, когда новоизбранный председатель совета директоров силой пытается выгнать прежнего. На каждом уровне милиция, прокуратура, суды обслуживают свой клан олигархии: и в Москве свой, и в Саратове свой. А в целом все играют по одним и тем же правилам.
Я всегда привожу пример со скальпелем, которому уподобляю правоохранительные органы. И спрашиваю: может ли он зарезать хирурга? Иначе говоря, могут ли милиция, прокуратура, суды вычистить коррупцию из органа власти, которая держит этот скальпель в руках? Может быть, только на нижестоящем уровне. Вы не обратили внимания, что при всем шуме господин Грызлов и те, кто надувает рейтинг “Единой России”, учинили “зачистку” не в центральном аппарате МВД, а на Петровке, 38? То есть в нижестоящем субъекте Федерации. Потому что своих не трогают.
Эти ребята, муровцы, которые сейчас сидят в “Лефортово”, оказались заложниками сиюминутной ситуации. Они играли по общим правилам, но их сдали в угоду политической конъюнктуре. Они ничем не лучше и не хуже своих оставшихся на свободе коллег.
— Но нам показывают по телевизору их дачи, тайники с грудами долларов, золота, оружием…
— Это все продолжение раскрутки “Единой России”, не имеющей ничего общего с законностью. Все материалы, полученные в ходе допросов, обысков, выемок, являются следственной тайной и не должны разглашаться. Во-вторых, я ведь не сказал, что считаю арестованных ангелами без крыльев. Понимаете, сегодня честному человеку работать в милиции просто невозможно. Никто не даст — уж поверьте мне. Вас в 24 часа выгонят как “белую ворону”. Миллионы милиционеров поставлены в условия бесконечного компромисса с совестью, служения кривде, и это действительно трагедия.
Как-то во время операции, проведенной с сотрудниками КГБ, на одном из обысков мы изъяли кучу золота. Представьте: стол был доверху завален слитками, ювелирными изделиями, пачками долларов. Так наш чекист, когда увидел эту гору, в обморок свалился. Я не преувеличиваю, потому что он за всю свою беспорочную карьеру не видел столько золота, принадлежащего одному лицу.
Сегодня от “опера” вовсе не требуется кристальная честность. Наоборот, в цене готовность нарушить долг по прихоти высокого чиновника, местного олигарха, главы администрации и т.д. Если ты играешь по установленным правилам и прихватил “левачка”, до поры до времени на это закрывают глаза. В этом смысле бери практически любой милицейский, прокурорский или судейский чин — и обязательно найдешь за ним то, что раньше называлось нетрудовыми доходами. Шальные деньги так и крутятся на глазах милиции и ФСБ — тут и ангела совратить можно. Особенно они ударили по чекистам. Если у нас с годами в силу постоянного столкновения с грязью вырабатывалась привычка без искушения созерцать огромные кучи “презренного металла”, то у них этого иммунитета не было. Поэтому, я думаю, коррупция поразила спецслужбы едва ли не больше, чем МВД, суды и прокуратуру.
После 1991 года из милиции ушли или были изгнаны опытнейшие оперативники, профессионалы от Бога, которые могли раскрыть преступление, как говорится, с телефонной трубкой в руках. Для них честь офицера советской милиции вовсе не была пустым звуком. Утратилась связь поколений, преемственность. Свой опыт им было передавать некому. А пришедшая в органы “зеленая” молодежь не имела такой нравственной закалки.
Недавно я встретился с оперативниками, специалистами по раскрытию убийств. Они мне прямо признались: “Если бы сейчас работали так, как раньше, как минимум половина заказных убийств уже была бы раскрыта”. Но кто даст? По конкретным преступлениям уже никто не работает. Времена Жеглова давно прошли. Попробуйте зайти в какой-нибудь райотдел и заявить, что у вас в автобусе украли кошелек. Да вас через 30 секунд вышвырнут оттуда! Недаром, по опросам общественного мнения, более 60 процентов граждан, сталкивавшихся с милицией, считают ее преступной организацией.
— Может, что-то изменится в МУРе с приходом нового начальника Виктора Голованова?
— Я знаю этого профессионала высочайшего класса, специалиста по раскрытию убийств. Он пришел в Московский угрозыск раньше меня, но в служебном росте даже обогнал. Искренне желаю ему успеха на этом поприще, да только дадут ли ему возможность работать, как он хочет и может, — еще вопрос. Правила игры никому не дозволено нарушать. В любом случае оценка работы милиции нуждается в коренной ломке.
— У вас есть на этот счет какие-то соображения?
— И в мою бытность, и сейчас в оценке деятельности правоохранительной системы используется статистика. Вот вижу по телевизору, как министр Грызлов докладывает президенту: у нас, мол, количество убийств сократилось на столько-то процентов, краж и мордобоев — на столько-то. Раскрываемость улучшилась. Опять отчет по тому же валу.
А теперь представьте, что президент собирает у себя генпрокурора, председателя Верховного суда, главу МВД, директора ФСБ и говорит: отныне я буду оценивать вашу работу по количеству поступивших на вас жалоб. И так — по всей цепочке сверху донизу. Да это же перевернет всю правоохранительную систему с ног на голову! Тогда преступления будут регистрироваться, раскрываться, а участковый, образно говоря, станет ночевать у порога квартиры потерпевшего — только бы тот не пожаловался на него вышестоящему начальнику или министру! То есть я говорю о том, чтобы правоохранительную систему поставить под контроль общества.
— Валерий Андреевич, из сказанного вами можно сделать вывод, что и “наезд” на “ЮКОС” — из того же спектакля…
— Из спектакля под названием “наказание ослушника”. Мне даже удивительно, что умные люди не извлекают уроков из историй Березовского и Гусинского. Работая в Службе безопасности президента, мы с Александром Коржаковым не раз предупреждали их: “Не зарывайтесь!” Сегодня Березовскому Генпрокуратура инкриминирует увод денег из “Аэрофлота”. Но еще я его предупреждал: “Борис Абрамович, если ты не прекратишь, то, несмотря на твою близость к “телу” и “семье”, мы будем делать свою работу очень грамотно и профессионально”. Не внял. Сейчас почетный эмигрант в Лондоне.
На мой взгляд, вся шумиха вокруг “ЮКОСа” оттого, что Михаил Ходорковский стал нарушать общепринятые в его среде правила игры. Принялся распихивать локтями других, проявлять самостоятельность, политические амбиции, зондировать почву насчет поста премьера и пр. Это очень не понравилось “семье”, в руках которой по-прежнему вся экономическая, финансовая, а следовательно, и политическая власть.
Ходорковский конфликтует с другим олигархом, Дерипаской, а тот — член “семьи”, зять Валентина Юмашева, женат на его дочери. Вот магнат и получил щелчок по носу. По времени этот факт совпал с предвыборной кампанией и тоже работает на повышение рейтинга “единороссов”. Однако вместо того, чтобы быстро сделать выводы, глава “ЮКОСа” полез на рожон. Поехал искать защиты в США. Мы это проходили: Гусинский тоже ездил жаловаться в Америку на притеснения. Кончилось тем, что “семья” сказала обоим олигархам: “Извините, ребята, но с вашими претензиями лучше жить где-нибудь в Испании или Англии”. Если Ходорковский не остановится, его ждут две дороги: в Лондон или в “Лефортово”.
— Помнится, несколько лет назад вы сказали, что никто из властей предержащих не среагировал на те скандальные свидетельства растащиловки и воровства, о которых вы написали в своей книге “Мракобесие”. Сейчас что-нибудь изменилось? Может, факты устарели?
— Ничего не устарело. Начинай хоть завтра работать — по всем героям книги. Она даже не надводная часть айсберга. Это снежинка, крохотная льдинка из того огромного архипелага под названием “разворовывание государственной собственности”.
Первоначально рукопись была в два раза толще, но половину материалов мне по-дружески посоветовали не публиковать друзья из ФСБ и Военной прокуратуры. Иначе, говорили, против тебя тут же возбудят уголовное дело по обвинению в разглашении гостайны. Так что вся “подводная часть” лежит в сейфах МВД, Генпрокуратуры, ФСБ. И это еще раз говорит об избирательном, “точечном” характере широко разрекламированной ныне “борьбы с преступностью”.
Кстати, если бы наш президент в один прекрасный день надумал стать самоубийцей и приказал возбудить уголовные дела по всем пылящимся в архивах материалам, знаете, какой бы вселенский вой поднялся? Почему? “ЮКОС” чуть-чуть зацепили — и то столько шума в мире. Шумят как раз те, чьи прибыли оказались под угрозой. Вообще в разграблении нашей государственной собственности в начале 90-х годов самое активное участие принял иностранный капитал. Он шел в Россию быстрее, чем Гитлер на Москву.
А теперь представьте, что этот “Гитлер” уже воцарился в России, пронизал ее всеми своими порами, захватив лакомые куски промышленности, сырьевые отрасли, стратегические предприятия и ВПК. Что будет, если названия иностранных фирм и компаний зафигурируют в уголовных делах о незаконном присвоении российской государственной собственности, а сделки будут объявлены недействительными? Да полмира встанет на дыбы и бросится на их защиту. Отсюда эти истеричные заклинания правительства, что “итоги приватизации не должны быть пересмотрены”.
— Вы хотите сказать, что здесь заколдованный круг. Старые преступления олигархии не наказаны и порождают новые? Что же делать?
— Недавно мы выпустили книгу известного итальянского публициста и писателя Джультетто Кьеза “Бесконечная война”. Он наглядно показывает, как глобализация и мировой капитал медленно, но верно разоряют Россию, погружая ее в трясину зависимости и нищеты. Что можно противопоставить? Только политическую волю, хотя все мы прекрасно помним участь Альенде, который, придя к власти, решил, говоря по-нашему, пересмотреть итоги приватизации.
Давно необходимо разорвать порочный круг сращивания власти и олигархии, а для этого как воздух нужна законодательная революция. А вдобавок — подотчетные Федеральному собранию президент и правительство. Чтобы оно формировалось парламентским большинством и отвечало перед депутатами и народом за все свои действия и провалы.
Но пока этого нет, пока продолжается “великая криминальная революция”, я чувствую, что левею на глазах. Потому, не принадлежа ни к одной партии, на выборах иду голосовать за КПРФ. Не потому, что мне нравится Зюганов. А для того, чтобы власти чувствовали дыхание в спину таких, как я. Чтобы они задумывались: почему в России с каждым годом больше людей голосует за коммунистов?! И тут никакие рекламные раскрутки “Единой России” не помогут.
Беседу вел
Виктор ОВЧИННИКОВ.
blog comments powered by Disqus