01.08.2003 14:12 | Правда | Администратор
ЗОМБИ У ТЕЛЕЭКРАНА
Психотронное оружие — реальность или фантазия? Споры об этом ведутся уже не одно десятилетие. Могут ли средства массовой информации воздействовать на психическое здоровье человека, блокировать его подсознание, волю, манипулировать личностью? Об информационно-психологиче-ском оружии массового поражения кор-респондент “Правды” беседует с доктором медицинских наук, профессором Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ Юрием Иосифовичем ПОЛИЩУКОМ.
— Влияет ли, по-вашему, телевидение на физическое и психическое здоровье людей и что грозит тем, кто неотрывно сидит у экрана?
— Телевидение, к сожалению, — это мощный рычаг воздействия на умы и души людей. Все чаще встречаются случаи так называемого телевизионного фанатизма, психологической зависимости от телеэкрана, напоминающей наркотическую. При частом переключении на разные каналы в поисках видеоинформации у телезрителей развивается неосознанное влечение к экрану, особенно у детей и подростков. Сегодня, по мнению ведущих психиатров, психологов, психоневрологов, телевидение, как и многие другие “дем”СМИ, подобно оружию массового поражения, жертвами которого являются миллионы людей, прежде всего — дети, подростки, молодежь.
— Как же срабатывает такое оружие?
— К сожалению, телеагрессия поначалу мало заметна, но чревата серьезными последствиями. Один из основных ее синдромов — оглупление, или дебилизация, общества, что приводит к ограничению, подавлению интеллектуальных и духовных потребностей и ценностей человека. Происходит замещение их физиологическими, то есть животными, инстинктами. Сегодня с экрана на нас сыплются передачи, посвященные псевдонаукам — оккультизму, мистике, астрологии, эзотерике. Насаждается невежество, граничащее с зомбированием. В этом преуспели такие телепередачи, как “Экстро-НЛО”, “Помоги мне, Лилиана”, “Мир чудес Анжелики Эффи”, “Третий глаз”, “Тайны парапсихологии”. Давно стали привычными астрологические прогнозы на телевидении, в газетах, журналах, где пропагандируется черная и белая магия. Механизмы внушения влияют на психику детей и подростков, делают их послушными исполнителями воли и фантазии так называемых астрологов и магов. Отсюда — неспособность подрастающего поколения самостоятельно мыслить, принимать решения, действовать.
Вера в астрологические прогнозы делает людей покорными “предначертаниям” звезд, снижает их активность, формируя чувство зависимости от высших космических сил. Пропаганда и реклама астрологии в масс-медиа, понятно, призвана манипулировать людьми...
— Предлагают вроде бы познавательные передачи, но без глубокого содержания.
— Как известно, духовность и мировоззрение формируют личность. Утрата же идеалов, интеллектуальных ценностей разрушает психику человека, предлагая ему взамен примитивизм, пошлость, животные инстинкты. Оружие информационно-психологического воздействия может привести даже к эффекту шизофрении, когда логика сознания замещается иррациональным, чем-то алогичным. Сегодня во многих телепередачах применяют такой метод, как разрыв, расщепление между содержанием подаваемой информации и ее эмоциональным сопровождением. Например, когда ирония, юмор, шутки или равнодушие сопровождают сцены убийств, насилия, других тяжких преступлений. Или вместо цельной информации предлагают ее раздробленный вариант с непоследовательностью повествования, хаотичностью в изложении фактов. Подобное практикуется в назойливой, агрессивной теле- и радиорекламе во время демонстрации фильмов, спортивных и других программ. Это, естественно, вызывает раздражение зрителей, у человека накапливаются отрицательные эмоции.
С экрана на нас льется поток информации о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, убийствах и самоубийствах. Демонстрируются фильмы ужасов. Все это порождает тревогу, неуверенность в себе, в завтрашнем дне. Такие невротические стра-хи разрушают психику людей, да и просто их оболванивают.
— Сегодня телеэкран заполнен различными ток-шоу, развлекательными, эстрадными программами. Какая цель преследуется в этом случае?
— Думаю, это формирование безликой, инфантильно-послушной массы, которой легко манипулировать, отвлекая от политики, происходящих процессов в обществе. Какую телепрограмму сегодня ни включишь — кругом одни игры, аж до одури. Конечно же, это еще один из вариантов управления психикой, своеобразное зомбирование, притяжение к телеэкрану.
Западные же кинобоевики, которые изобилуют на всех программах, способствуют развитию прежде всего агрессивности, жестокости, эгоизма, индивидуализма.
Сексуальная революция — тоже одно из детищ современных российских “дем”СМИ. “Московский комсомолец”, “Комсомольская правда”, различные молодежные журналы, телепередачи “Про это”, “Клубничный десерт” вызывают желанный эффект дебилизма и обезличивание общества. Результатом этого является рост сексуальных преступлений, проституции, в том числе детской, венерических заболеваний (в десятки раз!), заболевании СПИДом. Распространение же в масс-медиа эротики и порнографии попросту растлевает молодежь. Ни о каком ее духовном развитии говорить уже не приходится. Секс, наркотики и алкоголь, пропагандируемые российскими масс-медиа, способствуют физическому и духовному вырождению нации.
Пьянство, из-за которого растет преступность, стало в России национальной трагедией. Однако с экранов, из радиоприемников, с газетных и журнальных страниц проповедуют снисходительное, а то и поощрительное отношение к этому пороку. Взять ту же рекламу пива, льющуюся на нас почти ежеминутно. Не хочешь, а запьешь!
— Юрий Иосифович, но не одной же “чернухой” нас кормят нынешние российские СМИ. Есть и полезные передачи.
— Взрослый человек способен выбрать из всего потока информации то, что ему нужно, полезно, и если не обнаружит, он может выключить телевизор. Однако дети, подростки, значительная часть молодежи к этому, к сожалению, не подготовлены. Из-за духовной незрелости они склонны к внушению, подражанию. Именно эти качества успешно эксплуатируются многими масс-медиа, особенно телевидением. Потому и нужны поправки к закону “О средствах массовой информации”, где одним из пунктов должно быть обязательное создание общественных советов по оценке деятельности СМИ.
Информационно-психологическое оружие, как известно, по своему негативному воздействию не уступает биологическому и химическому. Оно поражает прежде всего сознание человека, парализует его волю, делает из него зомби. Защита же от такой психической атаки во многом зависит от государства, которое обязано заботиться об информационно-психологической безопасности населения. Но пока таких законов нет, а психотронное оружие бьет без промаха.
Беседу вела
Марина ЭРАТОВА.
blog comments powered by Disqus