30.09.2003 06:26 | Правда | Администратор
ЗВЕЗДА В ТУМАНЕ СЕНТЯБРЯ
"Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?"
Федор ТЮТЧЕВ.
Что есть русский гений? Кто таков великий поэт и мыслитель? Прежде всего неустанный искатель народной правды и радетель о благе Отечества. Все остальные — эстетические, научные и филологические — достижения потом. Это не упрощение, а главная точка отсчета, заданная лучшими умами России. Федор Иванович пишет письмо любимой жене Эрнестине (кстати, немке) и прежде всего сокрушается вот о чем: «Я только что провел три дня между Ораниенбаумом и Петергофом, ведя политические прения со всеми членами августейшей семьи, которые все разделены между своими немецкими симпатиями и антипатиями... Единственно, что совершенно отсутствует, это — русская точка зрения на вопрос (выделено мной. — А.Б.). Это навело меня на печальные раздумия». Как понятна эта печаль мудрого европейца и патриота Тютчева! Рассеялась ли она, особенно с учетом того, что у «августейших особ» появились еще американские и английские симпатии? Да нисколько! Напротив, «русская точка зрения на вопрос», Русская звезда с заглавной буквы, не видная за сентябрьской дымкой нового политического сезона — мужского, а не бабьего лета, — все больше скрывается в тумане лжи, кремлевских интриг, бесконечных метаний и, прямо говоря, помрачения замученного народа. Кому поверить, на кого опереться? Да все на них же — на лучших сынов и дочерей России.
С началом осени был дан старт избирательной гонке. С самого начала ее участники были поставлены в чудовищно неравные условия.
В первом сентябрьском выпуске «Вестей недели» на РТВ Александра Вешнякова назвали «Властелином предвыборной кампании». Странные у нас времена: сплошные господа, вожди, властелины, а вдумайтесь: посмел бы кто-нибудь столь пышно назвать обыкновенного чиновника, слугу закона в так называемые тоталитарные времена? Может, это ирония, особенно если вспомнить телекартинку из Манежа с Вешняковым в измазанном майонезом пиджаке на первом плане. Все каналы отметили выдержку главы Центризбиркома, договорившего речь после дерзкой выходки покусителя на властелина. И все-таки увиделся в этом некий глубокий символ, если оттолкнуться от суровой строки классика «Век следует своим путем железным...» и погрузиться в нынешнюю фантасмагорию:
«Век следует своим путем железным»,
Россия — стонет, корчится, горит,
А Вешняков, облитый майонезом,
На сцене все стоит и говорит...
«Властелин кампании» много говорил о борьбе с ангажированными СМИ и даже с отдельными программами — нарушителями закона о выборах, о недопустимости выборочной, грязной, односторонней агитации. «Как это?!» — забеспокоились подданные четвертой власти, которые научились именно в этот период выгодно продавать свою совесть, способность вещать, всякое отсутствие личной позиции. «А вот так! — грозил Вешняков. — Сказал про одну партию, упомяни потом про другую» (почему он этого Путину после съезда «единороссов» не подсказал?). Но весь этот лепет героя майонезного нападения перечеркнул министр печати Лесин, который четко заявил и подал сигнал своим подопечным: «Если не освещать деятельность официальных лиц из-за выборов, то придется закрыть редакции». Сигнал был принят: если официальное лицо, если Грызлов или Шойгу — то валяй на полную! И понеслось: забили несколько голов — спасибо, Шойгу и Грызлов! Пеле приехал на улов — ура, Фетисов и Грызлов! Все меньше дел, все больше слов — салют, Тулеев и Грызлов!
До анекдота доходит: показывают сюжет про заседание Госсовета по водоснабжению страны, появляется титр на гневных, но заплесневелых словах Тулеева о вреде поворота сибирских рек (проехали, аминь, Аман!): член политсовета партии «Единая Россия». К чему добавлять дурацкий титр к должности губернатора? Ну вот и дожили, а то смеялись: течет вода Кубань-реки, куда велят большевики. Зато теперь: крутые водные вопросы решат одни «единороссы». В чем отличие-то? Но никто в либеральных СМИ над пошлой глупостью не издевается, тревоги по поводу оболванивания народа не бьет.
Подсуетился Алим Юсупов и создал на Первом канале первый заказной телефильм «Пейзаж перед битвой», в котором недобросовестно представил расклад политических сил перед выборами. Попытка метафоричности выдала не столько безвкусие автора, сколько дохнула затхлостью политического заказа: КПРФ — Дом престарелых, «правые» — азартный ипподром, «единороссы» — часовой завод. То ли продемонстрировал полное незнание жизни, то ли взбрыкнул и подлянку подкинул партии власти: показал тот часовой завод, коллектив которого не столько теперь «Славу» производит, сколько пытается спасти славное производство, и обратился с письмом-мольбой к президенту: разоряют, прихватывают, опускают марку, которую заменят китайские часы-однодневки. Завоюет «Единая Россия» большинство в парламенте — так и случится!
Впечатляет портрет Чубайса крупняком и его вдохновенные слова про циника Коха. Всем известно издевательские слова последнего о презираемой им России...
Но Чубайс с экрана врет
Про пиарщика из штаба:
«Кох — российский патриот
Уникального масштаба!»
Журналист не возражает, дает любимцам свободно высказаться, над понятием «патриот» применительно к автору гадких высказываний о Родине не иронизирует. Он — сравнительно молод, а уже готов продать и свои способности, и профессиональную честь: скажем, тщательно показан раскол в КПРФ, вернее, откол от нее тех, кто поддался на посулы Кремля, на услады власти. Правые на экране некрасиво бодаются с «Яблоком», не могут договориться, объединиться (это что, и все содержание партийной деятельности?). И только «Единая Россия» демонстрирует у него единство рядов на прочной, но убогой платформе: поддерживаем президента всегда и во всем! Ну а каковы же программа, идеология? «Шойгу: «Наша идеология — создание успешной страны». Стыдно слушать! Буратаева: «Идеология наша проста: консолидация общества». Да-а, проста, как мычание... А на какой же основе консолидируется общество? — Может, надо летать нам всем в Лондон на субботние матчи с участием клуба «Челси», куда валит и валит Абрамович украденные у народа деньги? Или ездить по стране и за границу вместе с членами Совета Федерации, превысившими все мыслимые сметы? И там, в уютных пабах, на пышных банкетах, по-хорошему договариваться, консолидироваться?.. А если серьезно — тележурналист должен был хотя бы поинтересоваться: почему же при таком «единстве» в Ленинградской области, например, стали бежать из силовой партии власти целыми отделениями? Не интересна правда или деньги за нее не платят?
На последний вопрос ни Вешняков, ни Лесин не ответят, тут надо отвечать или перед законом, или перед совестью своей, но они, похоже, замолчали у многих уже на старте. И тем не менее у такой наглой атаки есть несомненная польза: имеющий глаза и мозги сразу все должен прояснить: президент — за «Единую Россию», за «конструктивное» (карманное) большинство в Думе, его социально-экономическая программа озвучена Чубайсом: «Президент тремя ногами стоит на том, что мы делали 10 лет», болотные выборы в Свердловской, Ленинградской и Томской областях показали, что основную часть избирателей творящееся в России устраивает. В Санкт-Петербурге маленькая заминка вышла, но в этом Путин виноват — позвав Матвиенко в Кремль, он расслабил ее сторонников: мол, поехали на дачу, все равно пройдет.
Ситуация ясна, как холодные дали: народу, получившему право голоса, пусть и искаженного манипуляцией власти и СМИ, в результате выборов некого будет винить, кроме как себя.
В одной из сентябрьских телепрограмм, посвященной началу учебного года, с восторгом сообщили, что теперь «Основы православия» не будут изучаться даже факультативно. А жаль... Протоиерей Александр Шергунов справедливо написал в «Российском литераторе»: «Типичный подлог сегодняшних СМИ — заявляют, будто всех детей хотят насильственно постричь в монахи, «лишить их свободного выбора». В то время как они сами лишают детей свободного выбора между добром и злом, навязывая им только зло… Еврейский университет имени Маймонида оплачивается из госбюджета. А Свято-Тихоновский институт — из частных пожертвований. Самый главный вывод, какой можно сделать из всего этого, — что сегодняшней криминальной власти невыгодны заповеди Божии, так же, как они были невыгодны революционерам-большевикам». Насчет революционеров не будем огульно судить через век и туманную завесу кровавых событий, а вот свидетелями деяний нынешней криминальной власти, в том числе преступного невмешательства в растление народа тех властителей, кто целуется с Патриархом, мы являемся в полном смысле — и историческом, и юридическом, и нравственном.
На «Радио-максимум» звучит дебильная песенка:
Ты называешь меня Плюшем,
А я такой тебе и нужен.
Плюшевый я, плюшевый...
А потом эти плюшевые и голубые начинают глумиться над русским календарем: «Восьмого сентября (21-го по новому стилю) состоялась Куликовская битва. Неизвестно точно, где она состоялась, но точно доказано (кем же?! — А.Б.), что это была не битва русских с татаро-монголами, а битва татаро-монголов с другими татаро-монголами, среди которых были и русские». Тут смешно что-то развенчивать или уточнять: чем была тогда Золотая Орда, откуда взялась генуэзская пехота и почему Мамай заключил военный союз с литовским князем Ягайло? Но возникает главный вопрос: почему в открытом эфире можно неумно и сладострастно глумиться над русской историей, морочить голову слушателям попсы (на этом радиошлягеры сменяются пошлым трепом) разных возрастов, в том числе и совсем юных. «Судитесь», — отвечают «либералы», которые сами пишут не заявления в суд, а доносы на имя президента. Но почему мы должны лично защищать оскорбленное национальное достоинство, а государство со всеми своими институтами и службами отстраняется от этого долга? Вот попробуй выскажи в прямом эфире свое мнение об участниках предвыборной борьбы — сразу Центризбирком вмешается, Минпечати санкции применит, а поливай Россию, ее историю и культуру грязью — никто и замечания не сделает, не одернет, хотя Путин публично то о важности изучения истории скажет, то о воспитании патриотизма. Но высокие заявления никак не сказываются на работе идеологических ведомств и СМИ, а, напротив, похоже, лишь служат ширмой для дальнейшего растления России.
В 1539 году в Венеции вышел труд Массимо Тролье «Школа куртизанок». Книга опытного развратника и содержателя борделей состояла из 750 афоризмов, навеянных «Афоризмами» Гиппократа. Одно из первых высказываний звучало так: «Развратить труднее, чем воспитать». Казалось бы, парадокс — мы знаем, что катиться легче, чем подниматься, что коммерческая культура и завоевывает массы, потому что обращается к низменным инстинктам, но вдумайтесь: пятнадцать лет идет оголтелое и откровенное охаивание национальной истории, православных или социалистических идеалов равенства, справедливости, милосердия, продолжается уничтожение или замалчивание русской национальной культуры. Такие средства брошены — от фонда Сороса до «Открытой России» Ходорковского, все центральные каналы и большинство газет дуют в одну картавую и пошлую дуду, а «культурной революции» не происходит, народные истоки нравственности неиссякаемы, классика русской и советской литературы, песенной культуры приходит к новым поколениям. Как? Похоже, что наподобие фольклора, летучей частушки — от бабушки и по воздуху. Лицо Первого канала — Познер, РТР — Сванидзе, НТВ — Шустер, «Культуры» — Швыдкой, а отъезжаешь за МКАД и видишь другие — чистые и красивые юные лица, которые самозабвенно запевают «Вьюн над водой» или «В горнице моей светло...». Но и «главные лица» не сдаются. Они хорошо усвоили вторую заповедь содержателя домов разврата Тролье: «Легче заменить одну нравственную систему другой, чем лишить кого-нибудь нравственности». В католической Европе бушевали костры инквизиции, жгли еретиков, дерзких ученых, колдуний, а Тролье — не трогали, издавали его сатанинский труд, внедряющий «другую нравственную систему». Загадка? Да ничего подобного: средневековые «новые итальянцы» — политики, торговцы, судьи — ходили в его заведения и пользовались услугами «воспитанниц» с младенческого возраста, а еще разврат в эпоху Возрождения стал весьма прибыльным бизнесом. Ничто не ново под небосводом, пока в размеренный круг мерцающих светил не врывается своим чистым сверканием Русская звезда.
«Молодой — это тот, кто еще не солгал», — так лаконично выразился Жюль Ренар, точно определив суть чистой юности. Похоже, в изолгавшейся стране власти наконец-то спохватились и озаботились организацией детского и молодежного общественного движения, воспитанием патриотизма и интернационализма (толерантности, как неграмотно сегодня выражаются, потому что толерантность — не только терпимость, но еще и снисходительность: пусть, мол, себе существует...). Например, в Москве создано движение, объединившее на неполитической основе пионеров, комсомольцев, скаутов, юных миротворцев, экологов и т.д. Даже знамя движения, возглавляемого бывшей несгибаемой комсомолкой Л. Швецовой, придумали, а названия — нет. Чем плохо интернациональное, вошедшее во все языки и литературы — пионер? — непонятно. Лишь бы откреститься от прошлого? Но ведь и скаут несет за собой целое мировоззрение и негативное отношение (помните героев «Старой крепости»?).
Но и эту половинчатость можно простить за то, что 13 сентября в Петрищеве Можайского района проводился слет, посвященный дню рождения замечательной героини Зои Космодемьянской (ни одна программа не показала!). В этот день ей исполнилось бы 80 лет. Подумать только, она, спортивная, полная красоты и здоровья, но героически погибшая в 18 лет, могла бы пройти войну и дожить до наших страшных дней. Что бы сказала она сегодня лицемерным наставникам и еще не солгавшим юным?
По вечным провидческим совпадениям календаря тоже 13 сентября, но только 150 лет назад, родилась дочка губернатора Петербургской губернии Софья Львовна Перовская. Обеспеченная, образованная, интересная девушка начала с 20 лет хождение в народ, посвятила жизнь обездоленным. Объясните, прагматики, как называют себя «единороссы»: почему не балам, не нарядам, не поездкам за границу, не карьере или сытому быту? В 1874 году она была арестована за революционную деятельность и после 6 месяцев тюрьмы отдана на поруки потрясенному отцу — крупнейшему чиновнику. Но вскоре снова была осуждена и сослана в глухой Повенец Олонецкой губернии. Войдя в организацию «Земля и воля», она приняла участие в покушении на Александра II и в апреле 1881-го, на 28-м году жизни, — казнена вместе с соратниками. Сначала этих борцов с самодержавием неимоверно превозносили, называли их именами улицы и пароходы, потом, с победой либерализма, чернили и клеймили под залпы расстреливаемого парламента и стоны жертв. Не хочу продолжать идеологические споры, скажу только, вглядываясь в туманную дымку погожего сентября, что эти убежденные в своей правоте и прекрасные во гневе, несгибаемые и жертвенные дочери России, являют собой вечную тайну и одновременно разгадку русской, болящей за других души. Благодаря сиянию их глаз и не меркнет где-то за тусклыми облаками Русская звезда.
По решению Всемирной туристской организации — той ВТО, в которую нас охотно приняли, с 1980 года 27 сентября, рубеж окончания летнего сезона, отмечается как Всемирный день туризма. Более того, 2003 год был объявлен ВТО годом России, но кто из нас, российских туристов, знает, что бы сие значило, к чему привело и что даровало любителям путешествий?
Россия была объявлена ВТО страной года, конечно, не за реальные заслуги в деле развития туризма, а, как говорится, за красивые глазки — за чистые глаза земли, как издревле называли на Руси озера — от Байкала до Селигера, за ясные взоры ее красавиц в кокошниках на народных гуляниях и в мини-юбках на прогулках в районе отелей, за то зримое наследие предков, которое восхищает даже чужеземный взгляд. Но все, что делается ныне в этой перспективной отрасли, дарующей рабочие места (каждый десятый в мире сегодня работает в сфере туризма!) и дающей фантастическую прибыль, навевает грустные мысли хоть в дальней, хоть в ближней дороге. Да что там! — в самой Москве, где вроде что-то беспрерывно строится, реставрируется, приватизируется, всего работает 150 гостиниц, которые могут принять 3,6 миллиона постояльцев в год. «Ого!» — подумает профан, да не ого, а — слезы: только 10 000 проживающих в день...
Россия находится на неприятном — 13-м — месте в Европе по туристской популярности. По прогнозам Министерства экономического развития, на откуп которому отдали туризм, хотя это не только экономика, но и политика, гуманитарное и оздоровительное поприще (во многих странах есть специальные министерства туризма, спорта и молодежи, два года назад, например, такое министерство было создано в Азербайджане, и сразу появились плоды целенаправленной деятельности), к 2020 году Россия должна выйти на пятое место в Европе. Ох уж эти долгосрочные прогнозы... На моей памяти уже несколько раз принималась программа бурного развития туризма в Московской области, где природные красоты сочетаются с огромным количеством исторических, культурных и духовных памятников. Например, в Подмосковье в прошлом году насчитывалось 812 действующих храмов и 17 монастырей, и это драгоценное ожерелье ширится! Центром Православия, конечно, является Сергиев Посад, возникший вокруг Троице-Сергиевой лавры.
Кроме того, что с ХV века это центр православия и средоточие русской истории, древняя земля преподобного Сергия Радонежского еще весьма благодатна для творчества — и народного, и авторского. В Сергиево-Посадском районе множество промыслов — от богородской резьбы по дереву до абрамцевской пластики, работают 25 членов Союза писателей России и более 100 членов Союза художников. Но в недавней своей поездке я пытался ответить на парадоксальный вопрос: стал ли город необыкновенной привлекательности и неограниченных возможностей, принимающий до 1 миллиона экскурсантов и паломников в год, полноценным туристским центром?
«По международным меркам — не стал! — решительно заявила Валентина Устименко, директор филиала Российской международной академии туризма и заместитель директора краеведческого музея-заповедника. — Туристский центр — это целый комплекс с грамотным экономическим, социально-культурным развитием, с подготовленными кадрами и программами. Одни экскурсанты никогда проблемы не решат, 80 лет существует музей, почти 60 лет минуло, как возобновилась служба в Лавре. И что это дает городу? Только головную боль. Вложены огромные деньги — построен путепровод, автовокзал не имеет равного среди райцентров России, торговый центр — на европейском уровне, так надо сделать последний рывок: найти инвесторов, построить выставочные павильоны, гостиницу и перевести к нам несколько международных выставок-ярмарок. Деловые люди охотно поедут, потому что сегодня такой ритм жизни, что просто на познавательную экскурсию люди не вырвутся, а соединить работу с отдыхом многие хотят. Внутренний туризм, как таковой, мы на корню загубили: турфирма из-за глупого налогообложения больше может заработать, продав две путевки в Турцию, чем организовав автобусную поездку по стране на 30 человек. Нет, сегодня только деловой туризм может дать реальную отдачу быстро...».
Как неожиданно это было слышать под звон куполов в уникальном городе, на земле, где все дышит красотой и историей. Но, наверное, Валентина Тимофеевна как профессионал права. Ведь паломники, скажем, приедут, придут в Мекку, даже не интересуясь бытовыми условиями, а Турция, чуть схалтурила на условиях приема, сразу все журналисты, привыкшие ездить на халяву по курортам, завопили с экранов и на полосах газет: «В Турции 5 звезд, как 3 стали, в Египте к журналисткам пристают». А ты попутешествуй-ка за свои денежки по родному краю! Когда-то доступная туристско-профсоюзная гостиница «Загорск» рядом с администрацией стала в последние годы предметом приватизационных разборок, дошла до ручки, а зимой была и вовсе разморожена. Теперь серое крепкое здание зияет нежилыми окнами, но на первом этаже приютились бар, коммерческие точки: кому-то для кармана хватает, а для бюджета страны или города — шиш. Кстати, туризм дает в бюджет Греции 50 процентов доходов, крошечной Эстонии — 15 процентов, России — дольки процента. Вот и в Сергиево-Посадском районе работает несколько коммерческих гостиничек, в маленькой гостинице «Отдохни!» соседнего села Хотьково двухместный номер стоит 60 долларов, одноместный — 50. Значит, на неделю — около 400 «зеленых». Столько стоит недельный тур в приличный отель на Средиземном море «все включено» с перелетом, аквапарком, бесплатной выпивкой. Дорогой отдых-то получается среди родных осин... Зато на Торбеевом озере под Сергиевом-Посадом, где возвышалась когда-то замечательная всесоюзная турбаза, куда ездил, помню, мой отец, теперь платный пляж: проход на берег — 50 рублей, стоянка машины — 40 рублей. А мы с друзьями после армии поехали с палаткой, спокойно стояли на берегу озера, пели у костра, а напротив сияла огнями и шумела турбаза. Теперь там — руины... Значит, впрямь вся надежда на интернациональных состоятельных людей да на самозабвенность русских путников.
Ссылки на суровость нашего климата сегодня несостоятельны: пляжный туризм сдает позиции культурно-познавательному, экологическому и приключенческому туризму. В 2000 году ради иностранной экзотики родные уютные пенаты покидали 700 миллионов жителей планеты, через 20 лет, по прогнозам специалистов, число таких путешественников должно вырасти втрое! И здесь туристские возможности России, как и других стран СНГ, необъятны. Надо только уметь ими распорядиться. И тут без специалистов не обойтись.
Институт туризма учит своих питомцев не только менеджменту, но и постижению истории, культуры родной земли, поскольку работает на базе уникального краеведческого музея-заповедника. В его собрании — 130 тысяч экспонатов, позволяющих образно представить и путь России, и весь круг человеческой жизни, начиная с рождения. Так и называется огромная выставка, работающая в «Конном дворе», куда переехала большая часть музея после многолетней тяжбы с Лаврой. Хоть эти нестроения, слава Богу, кончились. Воспитательным отделом музея, как и аналогичной кафедрой в туристском институте, заведует Ирина Борисовна Карнаухова. Она показала уникальную выставку «Круг жизни человеческой», начиная с рождения. Так вот, на первой экспозиции показана огромная связка ключей, потому что перед приходом нового человека в жизнь, чтобы облегчить родины, открывалось все — от шкафов и заветных сундуков до амбаров, а еще висит крестильная рубашка отца, в которую заворачивался новорожденный, чтобы физически установилась связь с главой семьи, с верой предков, с родимой землей и была не страшна в будущем любая жизненная дорога.
Древние говорили: «Via est vita» — «Дорога — это жизнь».
Кстати, многие из читателей даже не знают, что по стандартам ВТО туристом является всякий человек, отъехавший от постоянного места жительства на 50 миль и переночевавший там. При наших пространствах, дорогах и местах ночлега, пожалуй, все мы — не просто туристы, а — заслуженные туристы!
Деревня Язвицы на берегу реки Куньи, что течет меж лесов и селений древней земли Сергия Радонежского, упоминается в писцовых книгах с 1510 года. Сколько поколений тружеников и песельников сменилось на этой северной подмосковной земле, чтобы в год начала первой мировой войны, в золотом сентябре, появился на свет в большой семье самородок, будущий поэт от Бога и родной земли — Виктор Боков...
Родина, прижмусь к тебе щекой,
Упаду на землю навзничь.
Если спросят:
— Кто такой?
— Сын крестьянина из Язвиц.
Русский Лель, признанный народом песнетворец за 89 лет не отмечен громкими официальными наградами. Мне, например, было и приятно, и больно наблюдать, как народный поэт Дагестана Расул Гамзатов снова получал ко всем самым высоким советским наградам высший орден святого Андрея Первозванного от антихристианской по сути власти. Больно не потому, что я плохо отношусь к Гамзатову — напротив, первым написал заметки к его 80-летию до всякого сигнала из Кремля к славословию, а просто потому, что живы еще многие русские писатели, которые в первую очередь достойны ордена с надписью «За веру и верность», но, увы, никогда не получат его из рук президента Путина. Боков в этом ряду — первый! При Советской власти ему лагерное прошлое и вольнолюбивое скоморошество мешало, а при нынешней «культурной революции» — верность идеалам справедливости, святым национальным ценностям и родному, не оскверняемому слову. Но народная любовь сильнее власти денег и политиканства. Виктор Боков получил высшую награду, которую только можно вообразить: при жизни здравствующего, несгибаемого и плодотворно работающего поэта на его родине открыт прекрасный Дом-музей. Вернее, дом — самый обыкновенный, какой и положено иметь зажиточному культурному крестьянину, но администрация Сергиево-Посадского района выкупила строение у прежних владельцев, отстроило заново, повторив точь-в-точь все детали дома и обстановки — от резных наличников до малой комнатки у печки, где написал юный Боков первые строки. Вот и раскрытая тетрадка с допотопной ручкой и чернильницей покоится на столике, словно вышел Викторка ненадолго за околицу полюбоваться желтеющим лесом или послушать певуний и запомнить каждую звонкую строчку. Но и дома он купался в образной речи, которую слышал от матери. Вот что он вспоминал во дворе перед собравшимися земляками: «Исколесив всю Россию вдоль и поперек, я не встретил женщину, которая так владела бы русской речью и творила ее, как моя мама Софья Алексеевна. Приехали, помню, в Сергиев Посад, уселись рядом: я, брат, а посредине — отец. Мать глянула и вдруг сказала: «Вот сидит между моими сынами Виктором и Павлом солнышко восхожее — Федор Сергеевич. С ним мне всходить, с ним мне и закатываться. Я этого нигде потом не мог прочитать... Сестра Полина жалуется на мужа: мол, что там муж на курорте делал? Мать отвечает: «Полно, дура. Ты на этом месте рану не береди: на ней заживы нет». То есть ревность не береди! — на ней заживы нет. И так — ежедневно» .
На улице уменьшившихся Язвиц стал разговаривать с певуньей из хора соседнего города Краснозаводска, бывшей соседкой Боковых — Анной Клещевой, спросил про маму поэта. Анна Ивановна ответила этак мягко: «Я ее запомнила больше погруженной в свои заботы по хозяйству, молчаливой. Ведь деревня-то была людная, шумная — больше шестидесяти дворов, в клубе собирались, на посиделках. Не помню, чтобы Софья Алексеевна пела или шутками сыпала. Может, дома ее талант проявлялся». И тут мне подумалось: вот для чего и является на белый свет поэт — запечатлеть то прекрасное, материнское, то сокровенное и немеркнущее, что не открывается на поверхностный или утомленный жизнью взгляд, что может пропасть втуне, что сегодня просто сознательно убивается массовой культурой, низкопробным чтивом с матом и сленгом и особенно — пропитанным коммерцией, кровью и пошлостью телевидением. Кстати, на открытии уникального, может быть, единственного в России Дома живого поэта не было телекамер «Вестей», каналов «Культура», «Московия», ТВЦ. Думаю, что это — не упущение организаторов, сбившегося с ног старательного директора музея Владимира Самсонова (кстати, штат у этого музея, вошедшего в золотое экскурсионное кольцо, немалый), а наглядная характеристика нашего безумного времени, когда на фальшивое политическое шоу или заурядное убийство слетается дюжина телекамер, а на знаковое и обнадеживающе событие — только местная телестудия приехала да группа межгосударственной телекомпании «Мир», для которой мы и снимали торжество истинно народного поэта.
Полдень. Язвицы... Согрета
Золотых берез кора.
Открываем Дом поэта,
Хоть не верилось вчера.
Сколько их превозносили —
Тех, чьим песням грош цена!
Дом поэта — вся Россия,
Но не партия — страна.
На сороках-белобоках
Ветер перья колыхал,
И приехал Виктор Боков
Поклониться землякам...
А мы кланяемся ему и тем, кто ценит поэзию, для кого не меркнет даже за дождевыми облаками и ядовитым смогом Русская звезда.
Александр БОБРОВ
blog comments powered by Disqus