20.10.2001 00:16 | Разное | Администратор
"НЕ НАШ ЧЕЛОВЕК" В МОГИЛЕВЕ
На разных языках мира до сих пор звучат "теорема Шмидта" в алгебре и "гипотеза Шмидта" в астрономии.
В канун юбилея журналисты старейшей в Приднепровье "Могилевской правды" решили напомнить молодому поколению об их знаменитом земляке, а заодно пройти по местам его памяти в родном городе. И что они обнаружили? На проспекте, названном в честь академика Шмидта еще в 1967 г., -- уличную табличку "Проспект лейтенанта Шмидта" /!/; мемуарный музей ученого во Дворце пионеров, благодаря которому столько мальчишек "пошли" в моряки, полярники, ученые, давно закрытый; кабинет Шмидта и его богатейшую библиотеку, надежно скрытые от глаз в запасниках областного краеведческого музея; памятник XVIII века -- здание Могилевской мужской гимназии с мемориальной доской, где получил азы знаний будущий энциклопедист, уж сколько лет пугающий прохожих слепыми выбитыми окнами на фоне полуруин; а одна из последних в городе энтузиасток-шмидтовцев услышала от вельможного чиновника сакраментальную фразу: "Это не наш человек".
Кстати, по этой же причине -- не наши люди, не наша история -- лет пять назад в городе закрыли единственный в Белоруссии Музей декабристов, выплеснув вместе с водой и собственное дитя -- память о декабристах-белорусах /а их было 45 человек из Могилевской, Витебской, Гродненской, Смоленской и др. губерний/, которые родились и духовно возмужали нa этой земле; память о революционных выступлениях тех лет, о полках и союзах, продолживших дело петербуржцев и черниговцев, о Бобруйской крепости, "страшной тюрьме на Березине", по выражению А.Герцена, в казематах и на каторге которой отбывали наказание участники движения. Я уж не говорю о первых допросах С.И. Муравьева-Апостола и М.П. Бестужева-Рюмина, о приговоpax восставших к четвертованию, повешению, отсечению головы, которые выносились в здании Могилевской военно-офицерской школы...
Конечно, корни такого истончения исторической памяти нужно искать в годах распада ССОР, когда вдруг стал пробовать силы чуждый белорусам национализм. Но финал духовного нигилизма пришелся на более позднее время. И это удивительно. Тем более в городе, который четырежды за свою многовековую историю входил в состав России.
Оксана БУЛГАКОВА.
Беларусь.
blog comments powered by Disqus