09.10.2001 01:10 | Разное | Администратор
СТОЛИЦА-КРЕПОСТЬ
-- к 60-летию обороны Москвы --
У каждого народа есть свои судьбоносные даты. Есть они и у России. Это Ледовое побоище А.Невского над крестоносцами 5 апреля 1242 года. Мамаево побоище монгольских завоевателей войсками Дмитрия Донского на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Победа русской армии Петра Великого над шведами под Полтавой 8 июля 1709 года. Победа армии под командованием М.И. Кутузова над войсками Наполеона 7 сентября 1812 года под Бородино. Это 16 октября 1941 года -- решающий день битвы за Москву в Великой Отечественной войне против немецко-фашистского нашествия.
6 сентября 1941 г. Гитлер подписал директиву № 35 о наступлении на Москву. Штаб вермахта спланировал захватить Москву через полтора месяца после начала наступления. 30 сентября -- 2 октября группировка в составе 75 дивизий начала операцию с целью захвата Москвы. В обращении к войскам вермахта говорилось: "Солдаты! Перед вами Москва!... Заставьте её склониться, покажите ей силу вашего оружия, пройдите по её площадям. Москва -- это конец войны, Москва -- это отдых..."
Советское командование, как и в начале войны, допустило ошибки в определении времени и планов наступления противника. Вермахт вновь достиг внезапности. К 6 октября немецкие танки прорвали оборону и продвинулись к Можайскому рубежу. В районе Вязьмы они окружили четыре советские армии (19, 20, 24, 32). Ставка ВГК потеряла управление войсками, а стратегических резервов в районе Москвы не было. Создалась самая опасная с начала войны обстановка.
Геббельс на пресс-конференции заявил, что война по существу уже заканчивается. Ф.Гальдер в эти дни обсуждал действия на период "после операции на Востоке". Гитлер заявил, что сравняет с землей Москву и Ленинград, большую часть населения уничтожит и тем самым одержит полную победу. Была создана специальная саперная команда для разрушения дремля. 16 октября на Бородинском поле противник прорвал оборону 32-й стрелковой дивизии полковника В.И. Полосухина. Вскоре пали Можайск и Нарофоминск. Немецко-фашистские войска стояли у порога Москвы.
12 октября ГКО решил вокруг столицы создать Московскую зону обороны. Восстановленным Западным фронтом стал командовать отозванный из Ленинграда генерал армии Г.К. Жуков. Со всех концов страны спешили к столице эшелоны с войсками, вооружением, боеприпасами. Но для воссоздания фронта требуется время, и не малое.
В то же время (12 октября) "Фюрер вновь решил, что капитуляция Москвы не должна быть принята, даже если она будет предложена противником... Совершенно безответственным было бы рисковать жизнью немецких солдат для спасения русских городов от пожаров или кормить население за счет Германии".
По постановлению ГКО в случае оставления Москвы тысячи объектов города должны быть уничтожены, за исключением метрополитена, водопровода и канализации. В каждом районе были выделены партийные работники, которые оставались для подрывной деятельности. Многие объекты и предприятия были уже минированы.
16 октября ГКО решил начать немедленно эвакуацию из Москвы! Но народ, а вслед за ним и руководители партии и государства, не выполнили этого постановления. А.Микоян вспоминает, что "Наркомы были буквально ошарашены самим фактом эвакуации, которая должна осуществляться за один день". На некоторых предприятиях рабочим и служащим выдали 2-недельный заработок. Много людей, не имея транспорта, пошли из столицы пешим ходом. Началась паника, или положение, близкое к массовому беспорядку. Даже Л.Каганович просил Микояна, чтобы не забыли его при эвакуации и не оставили в Москве.
Но положение исправили команды рабочих с заводов и фабрик, коммунисты предприятий и районов. Рабочие больших заводов и фабрик организовали охрану предприятий, не хотели эвакуироваться и требовали продолжать работу. Они первыми проявили уверенность в том, что фашисты не прорвутся в Москву. 16 октября в Туле состоялось собрание партийного актива, в решении которого сказано: "В нашем городе должен быть революционный порядок, железная дисциплина... Будем беспощадными с трусами и дезертирами!" Оборона Тулы выдержала все удары врага.
15 октября прошло собрание актива Московской партийной организации, на котором обсудили вопрос: "О текущем моменте" (доклад А.С. Щербакова), которое постановило: "Мобилизовать всех коммунистов и комсомольцев, всех трудящихся Москвы на отпор немецко-фашистских захватчиков на защиту Москвы, на организацию победы". В тот же день в районах начали формировать 25 добровольческих батальонов.
17 октября по поручению ЦК ВКП(б) А.С. Щербаков выступил по радио и заявил: "За Москву будем драться упорно, ожесточенно, до последней капли крови. План гитлеровцев мы должны сорвать во что бы то ни стало".
Эвакуацию не поддержал народ, и руководителям пришлось возглавить работу по укреплению обороны города. В этой крайне тяжелой обстановке Сталин сделал очень решительный шаг -- остаться в столице. Там же остались: ГКО, Ставка ВГК, ЦК партии. Москвичи превратили столицу в непреступную крепость; защита Москвы вылилась в героическую эпопею. На оборонительные рубежи встали рабочие батальоны. Газета "Правда" 20 октября призывала: "...Каждый подмосковный город, село, станция, каждый район столицы, улица и дом должны превратиться в крепость обороны, быть готовым к встрече с врагом, к жестокому бою, к уличным схваткам".
Выигранное время советское командование использовало для подготовки резервных формирований. Когда противник начал операцию "Тайфун" и продвинулся на восток на 250 км, ГКО 5 октября принял постановление о сформировании на рубеже Волги 10 резервных армий. Это имело значение для будущего. А пока столица дополнительно послала на фронт 50 тысяч человек. Народ понял, что война надолго, что она -- судьба поколения. Люди вблизи фронта копали картошку. Старики, вступив в ополчение и истребительные батальоны, маршировали с винтовками. Девушки на каблучках учились бросать бутылки с зажигательной смесью. Страна была в солдатской шинели.
Автор книги о женщинах на войне В.С. Мурманцева написала, что из 600 тыс. человек столицы, работавших на строительстве укреплений, женщин было 374 тысячи, а среди 260 тысяч колхозников Подмосковья -- 80 процентов составляли женщины.
Но были обстоятельства, серьезно осложнявшие обстановку под Москвой: блокада Ленинграда, которая началась 7 сентября. Если бы противнику удалось уплотнить её и через Ладожское озеро, то погибли бы население города, войска фронта, Балтийский флот. Сталин даже предлагал собрать 8 - 10 дивизий в кулак и прорваться из блокированной зоны на восток. A.M. Василевский тоже считал спасение войск фронта важнее спасения города. Но Ленинград нашел в себе величие духа, сурово и организованно принял на себя удар фашистских войск и муки голода. Невероятными усилиями город остановил врага и тем не позволил повернуть группу армий "Север" против Москвы.
На юге Одесса остановила румынскую армию. Затем войска Приморской армии, оборонявшей город, к 16 октября успешно эвакуировали в Севастополь для усиления обороны Крыма. Но с эвакуацией запоздали, существенно усилить оборону Крыма не удалось, и возникла опасность прорыва врага на Кавказ. Однако войска Крыма и Черноморский флот сковали вражеские войска и не позволили использовать их для наступления на Москву.
И вое же почему вермахту не удалось повторить сокрушительный удар, подобный первым дням войны на полях Подмосковья в октябре? Прежде всего народ не потерял твердости духа, не впал в отчаяние. Паника 16 -- 17 октября захватила лишь небольшие группы населения, не стала всеобщей. Население, и в первую очередь рабочие, соблюдало порядок и требовало продолжать работу и усиливать оборону. У Сталина хватило мудрости, учтя настроение народа, не покидать столицы. Нарком самолетостроения А.И. Шахурин вспоминает, как в полночь 16 октября его пригласили в Кремль. Там были уже члены Политбюро, наркомы. Сталин, поздоровавшись, спросил: Как дела в Москве? Заслушав информацию, он сказал, обращаясь к А.С. Щербакову:
"Нужно немедленно наладить работу трамвая и метро. Открыть булочные, магазины, столовые, а также лечебные учреждения с тем составом врачей, которые остались в городе. Вам и Пронину сегодня выступить по радио, призвать к спокойствию и стойкости..." Через несколько минут Сталин сказал: "Ну, все". И мы разошлись, каждый по своим делам".
В Московской стратегической оборонительной операции (30.9 --5.12.41г.) Красная Армия использовала в составе 4 фронтов (Западного Резервного, Брянского, Калининского) 96 дивизий, 14 бригад, 2 укреп-района, или 1 млн. 250 тыс. человек. Безвозвратные потери составили 514 338 человек, а всего - 658 279 бойцов и командиров. Среднесуточные потери составили около 10 тысяч наших советских людей (в шинелях).
В ходе сражения на дальних и ближних подступах к Москве Красная Армия остановила продвижение группы армий "Центр". Спасительный выход был найден. Когда первая попытка противника ворваться в столицу была сорвана, возникло ощущение, что гитлеровцы Москву не возьмут ни теперь, ни в будущем. Это чувствовалось по настроению солдат и командиров, по еще не известным народу полководцам Жукову, Рокоссовскому, Коневу, Говорову, Ефремову и др.
Очень сильным ходом в морально политическом отношении было проведение традиционного военного парада 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Все поверили в победу советского оружия. В Москву спешно стали возвращаться эвакуированные учреждения и предприятия.
Многие гитлеровские генералы стали осознавать невозможность завершения войны в 1941 году. Они считали необходимым закрепиться на достигнутых рубежах и ждать лета; но были и такие, которые предлагали возобновить наступление и во что бы то ни стало до зимы захватить Москву. Между тем Москва превращалась в военную крепость. Она приобретала право рисковать собой, не только оборонятся, но и выбирать время и форму наступления.
Главным итогом первой военной кампании было то, что мы выстояли. Пришедший на нашу землю вермахт выдохся и распластался на нашей земле. Любивший окружать противника, он сам оказался в окружении советских людей. Теперь они не могли наш народ уничтожить и, следовательно, в дальнейшем будут изгнаны с нашей земли или уничтожены. Немцы пришли войной, не имея освободительной или иной справедливой идеи. Их вермахт -- армия захвата земель и богатств других народов, армия коммерческой наживы. Давно известно, что войны, которые ведутся на чужой территории против мирных народов, раньше или позже приведут к поражению.
Несколько слов об инициативе контрнаступления под Москвой. 16 октября произошло коренное изменение идеи дальнейшего ведения войны. Днем было решено эвакуировать Москву и, следовательно, подготовить её к сдаче врагу. Но, учитывая настроение народа и армии, поздно ночью решили отстаивать столицу до последнего! Менялись и перспективы борьбы. С тех пор в зависимости от соотношения сил в Генеральном штабе зрела идея контрнаступления и разгрома врага у стен столицы. Вскоре A.M. Василевский, исполнявший обязанности начальника Генштаба, по этому поводу обменялся мнением со Сталиным. С разрешения последнего он вел разговор с командующим Западным фронтом Г.К. Жуковым. Этой троице и принадлежит идея контрнаступления под Москвой (как затем и контрнаступления под Сталинградом).
Раскрывая важнейшее событие для нашего народа -- 16 октября 1941 года, мы склоняем головы перед всеми, кто в тот день до конца выполнил свой долг перед Родиной!
Алексей БАСОВ,
Леонард ГАВРИЛОВ,
доктора исторических наук.
blog comments powered by Disqus