31.07.2001 00:34 | Совраска | Администратор
АФЕРА ПОД НАЗВАНИЕМ ЖКХ
Наша газета не раз писала о губительных планах реформирования жилищно-коммунального
хозяйства: выступали эксперты, приводились математические расчеты, публиковались
письма граждан и коллективные обращения, но злободневность темы и масштаб планируемой
аферы заставляют возвращаться к этому снова и снова.
Мало кто знает, что путинская программа реформирования жилищно-коммунального
хозяйства базируется на принципах, сформулированых американским Агентством международного
развития, которое еще в 1992 году принялось за реформирование ЖКХ Москвы. Затея
Лужкова и американцев с треском провалилась. Но, несмотря на это, часть наиболее
одиозных положений "реформирования по-американски" перекочевала в
закон "Об основах федеральной жилищной политики". Именно с этого закона
в декабре 1992 года стартовал общероссийский этап коммунальной реформы. В 1997
году эксперименты над российским ЖКХ продолжил тогдашний вице-премьер Борис
Немцов. Главным "достижением" того времени стало принятие "Концепции
реформы жилищно-коммунального хозяйства в России". В данном документе говорилось
о создании конкуренции, снижении издержек, уходе от дотационных выплат и резком
увеличении стоимости жилья. Но по-настоящему реформаторы от ЖКХ смогли развернуться
только при Путине. Помог этому процессу Чубайс. По "особой" логике
"либерал-реформаторов" причину приморского кризиса приписали не к
собственному головотяпству, а к саботажу вконец обнищавших граждан, неспособных
оплачивать коммунальные услуги. Продолжая следовать "особой" логике,
нашли и выход: если граждане не могут оплачивать услуги ЖКХ частично (сейчас
это около 7-10 процентов от общего бюджета семьи), пусть оплачивают все 100
процентов! И вот в 2000 году выходит в свет фолиант на тему "Как нам реформировать
ЖКХ", подготовленный Центром стратегических разработок Германа Грефа. В
чуть доработанном виде именно этот документ внесен в Государственную Думу и,
учитывая наличие пропутинского большинства, в скором времени будет принят.
Реформа барачного типа
Естественно, наши доморощенные реформаторы не изобретают велосипед. "Богатый" опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства имеют республики Прибалтики, "демократическая" Польша и Санкт-Петербург.
В Литве, Латвии и Эстонии на сегодняшний день практически всю зарплату (около 70 процентов семейного дохода) приходится отдавать за жилье и коммунальные услуги, оставляя на пропитание лишь незначительную часть средств. Особенно это касается лиц без гражданства, которые практически лишены социальных гарантий. В "демократической" Польше еще проще: платишь - живи, неплательщиков же переселяют в специально построенные дома барачного типа. В этом случае властей абсолютно не волнуют твои дети, престарелые родители, трудовой стаж или заслуги перед отечеством. К слову, по статистике в относительно благополучной Москве около 700 тысяч человек не платят (а, точнее, не имеют возможности платить) за жилье и коммунальные услуги (можно себе представить состояние дел в бедных регионах). Именно вынужденные неплательщики почувствуют на себе тяжелое бремя перемен по-польски. Как заявил недавно руководитель Комплекса городского хозяйства Москвы Борис Никольский, теперь со злостными неплательщиками будут бороться строго, вплоть до выселения из квартиры. Правда, выселять людей пока некуда: еще не нашли денег на бараки.
В Петербурге в 1997 году уровень платежей за коммунальные услуги был резко повышен. Губернатор Яковлев проявил инициативу и, видимо, вскоре сам же пожалел об этом. На улицы города вышли десятки тысяч разгневанных людей. Испугавшись социального взрыва, власти дали обратный ход.
Мифы нового ЖКХ
Миф первый: "Основной груз коммунальных платежей, по заявлению Минэкономразвития, ляжет на плечи богатых семей".
Выступая на одном из совещаний по проблемам реформы жилищно-коммунального хозяйства России, президент Владимир Путин заявил: "Мы должны, наконец, перейти на 100-процентную оплату коммунальных услуг гражданами с высокими доходами. Только оперативное принятие этих мер позволит перейти к решению стратегической задачи реструктуризации всего жилищно-коммунального хозяйства".
Простым расчетом можно определить, кого Минэкономразвития и президент считают богатыми. По новому закону любой гражданин, который по документам должен платить за жилье и коммунальные услуги менее 22 процентов совокупного семейного дохода, не имеет права на получение субсидии. С момента начала реформы один квадратный метр жилья для москвичей будет стоить около 22 рублей в месяц. Значит стоимость рядовой 33-метровой "хрущевки" взлетит до 726 рублей в месяц. Вы заплатите эту сумму сполна, если ваш семейный доход (скажем, семьи из двух человек) составит 3680 руб. То есть если вы и ваша жена получаете по 65 долларов в месяц, вы тут же причисляетесь к категории "богатых" и платите за квартиру и коммунальные услуги ровно столько, сколько, скажем, Потанин или Абрамович! Как и в случае с единым подоходным налогом, основная тяжесть реформы ЖКХ ляжет на рядовых, малообеспеченных граждан.
Миф второй: "Мы с вами сможем влиять на предприятия ЖКХ, отказываясь от слишком дорогих услуг, и самостоятельно определять, услуги каких фирм оплачивать".
Основной идеей экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно к гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств. Но пока никто не в состоянии объяснить, как на деле появятся механизмы конкуренции. Например, на 10 домов существует одна муниципальная котельная, электричество (РАО ЕЭС) и газ (Газпром) идут от одного распределительного блока и т.д. Во всей этой структуре реальной конкуренции просто нет места. Как это было уже не раз, все "конкуренты" окажутся дочерними фирмами тех же монополистов, ведущими согласованную с ними ценовую политику. А квартиросъемщиков, недовольных ценой на тепло, газ или электричество, попросту отключат от сети.
Миф третий: "Стоимость услуг ЖКХ не будет превышать 22 процентов от месячного дохода семьи".
Когда-то и ваучер у реформаторов в две "Волги" оценивался. Вся сегодняшняя реформаторская патетика есть не более чем "черный пиар", призванный скрыть истинные цели аферы. 22 процента - цифра, взятая с потолка, и может свободно меняться по усмотрению правительства и президента. И ни Совет Федерации, ни нынешний состав Госдумы воспрепятствовать этому не смогут. Как и в любой концепции, главное - принципиальные схемы, а численные величины всегда были и остаются "плавающими".
Из всего закона мы выбрали только несколько наиболее важных моментов. На самом деле их значительно больше.
Мнение регионов
На заседании Госсовета, посвященном реформированию ЖКХ, В.Путин призвал учитывать опыт реформирования жилищно-коммунальной сферы, накопленный субъектами федерации. А опыт вот какой... При переходе на стопроцентную оплату, по оценкам администрации Барнаула, половина горожан будет отдавать коммунальщикам больше, чем предусмотрено правительственной концепцией коммунальной реформы. Это объясняется низким уровнем зарплаты. Значит, половине барнаульцев государство должно выдавать дотации, а они предполагаются только для 10 процентов населения. Таким образом, каждый второй горожанин не сможет платить за квартиру. По словам мэра г.Томска, требование 100-процентной оплаты населением стоимости коммунальных услуг в условиях Сибири выглядит абсурдно. Глава администрации Алтайского края заявил, что отрицательно относится к предложению о введении 100-процентной оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг населением: "У населения попросту не хватит денег. Первые попытки перейти на 100-процентную оплату коммунальных услуг на Алтае предпринимались еще в 80-е годы, когда доходы населения были в 2,5-3 раза выше, чем сейчас. Однако эксперимент не принес желаемого результата. Получилось, что около 100 процентов стали платить учителя, врачи, милиционеры. А реально богатых мы так и не выявили, поэтому пришлось отменить эксперимент. Сам механизм выявления состоятельных граждан, которым, согласно рекомендациям Владимира Путина, предстоит оплачивать коммунальные услуги по себестоимости, далек от совершенства. Даже принятое в крае постановление о введении с начала 2001 года 60-процентной оплаты стоимости коммунальных услуг не выполняется. А если говорить о субсидиях для тех, кто не имеет такой возможности оплачивать 100 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, то денег на эти цели в большинстве субъектов Федерации просто нет". А губернатор Омской области, глава рабочей группы Госсовета по реформе ЖКХ заявил:"Население - самый аккуратный плательщик в ЖКХ. А самый большой должник - государство. Государство должно показать гражданам нравственный пример и только потом требовать от них законопослушности".
Глас народа
Ниже мы приводим результаты экспресс-опроса ВЦИОМ на тему "Отношение россиян к коммунальной реформе". (Опрос проводился в 83 населенных пунктах 33 регионов страны. Данные приведены в % от числа опрошенных).
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОСЛЕ ПОВЫШЕНИЯ В 2-2,5 РАЗА КВАРТПЛАТА БУДЕТ ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ:
Не оплачивают (за них платит предприятие и т.п.)
4
Слишком высокой
83
Высокой, но терпимой
9
Приемлемой, не будет представлять трудностей
2
Затруднились ответить
2
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УЛУЧШИТСЯ ЛИ В ХОДЕ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАЧЕСТВО КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ, ПОДЪЕЗДОВ, ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ?
Определенно да/Скорее да
12
Определенно нет/Скорее нет
81
Затруднились ответить
7
Если верить языку цифр, то затеянная президентом и правительством коммунальная реформа осуществляется вопреки желанию, возможностям, а главное доверию к ней граждан страны.
Только борьба!
Все тот же Б.В.Никольский в одном из своих интервью заявил: "Я считаю, когда человек платит за вещь столько, сколько она действительно стоит, сразу меняется отношение к этой вещи. Себестоимость коммунальных услуг высока, и надо приучить людей к этой мысли".
Но кто же приучит вас, чиновников, к мысли о том, что и человеческий труд тоже подлежит высокой оценке, и платить за него нужно столько, сколько он стоит, вовремя и без задержек, а не тем прожиточным минимумом, что вы отпускаете народу. Может быть, тогда и вы измените свое отношение к человеку.
Недавно хороший пример показали органы местного самоуправления г. Томска. Депутаты городской Думы, не дожидаясь принятия правительственной программы реформирования ЖКХ, приняли своего рода революционный документ, способный, по мнению народных избранников, существенно повлиять на ход реформирования коммунальной отрасли областного центра. Благодаря новому закону, депутаты получают реальную возможность контроля над деятельностью всех организаций ЖКХ Томска, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Для этого на конкурсной основе будут привлекаться независимые эксперты. Экспертизы тарифов будут проводиться не реже одного раза в два года, и в обязательном порядке должны содержать анализ факторов, влияющих на формирование тарифов. Поводом для соответствующей экспертизы служат любые изменения величины уровня платежей граждан за услуги ЖКХ, пересмотр норм потребления, окончание регулируемого периода и т.д. Экспертиза может быть назначена также при инициативном обращении жителей Томска. Причем, заключение экспертов должно быть принято как основание для формирования тарифа. Заключение также предоставляется в городскую Думу, а основные выводы экспертов подлежат обязательной публикации в средствах массовой информации. Инициатива томичей - пример возрождения "народного" и "депутатского" контроля.
Разрушена промышленность, разорено сельское хозяйство, уничтожена социальная сфера. Следствия - безработица, неплатежи, мизерные зарплаты. И на этом фоне правительство принимается за реформу ЖКХ за счет и без того нищенского бюджета подавляющего большинства российских семей! Вспомним, что остановило жилищно-коммунальную реформу в Петербурге. Только организованная, массовая уличная борьба даст нам шанс выжить!
...В конце прошлой недели информационные агентства сообщили, что в Дальнереченске (Приморье) двое неплательщиков, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме всего 5-6 тысяч рублей, по решению суда переселены из благоустроенных квартир в общежитие. На очереди еще 7 семей, которым направлены предупредительные письма. В настоящее время общая задолженность жителей Дальнереченска составляет 3 миллиона 993 тысячи рублей. В июне решением городского муниципального комитета квартплата повышена, поэтому, скорее всего, сумма задолженности будет расти. И количество выселенцев, видимо, тоже. Афера под название ЖКХ в действии!
blog comments powered by Disqus