05.07.2007 17:34 | Совраска | Администратор
Американский визит Путина, встречи в «семейном формате»
В третий раз за последний месяц г-н Путин направил свои стопы за границу. На сей раз в Америку. Сначала он по личному приглашению Джорджа Буша побывал в США, а оттуда отправился в Гватемалу, на заседание Международного олимпийского комитета. В ночь с 4 на 5 июля там будет избрано место проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. Как известно, на эти Игры претендует Сочи, а Путин лично занимается продвижением этой затеи, на которую планируется выделить огромные бюджетные средства.
При всей важности для г-на Путина города Сочи (он большой ценитель не только Бочарова ручья, но и местного горнолыжного курорта), всё-таки главной в этой поездке была встреча с Бушем. Она проходила в неком «семейном» формате, в загородном поместье Д.Буша-старшего, бывшего президента США и бывшего директора ЦРУ, поблизости от городка Кеннебанкпорт. Телевидение, уставшее от однообразия официальных встреч, с воодушевлением показывало просторы океана, на берегу которого стоит поместье Буша, совместную рыбалку Буша и Путина. Это новый шаг на пути демократизации международных отношений: встречи уже не просто «без галстуков», но и «с удочками». Дело полезное. Ведь когда партнёр размягчён семейной обстановкой и красотами природы, можно обсудить вопросы, которые сложно поддаются в официальной обстановке. Вот на это явно и делала упор американская сторона.
Для Путина же поездка на берег морской вряд ли была поводом для расслабления. Одно дело отдыхать с другом Сильвио Берлускони — ныне отставным премьером Италии и объектом громких коррупционных скандалов — в его поместье на Сардинии. Это от России недалеко. Разница во времени почти неощутима. Да и Берлускони, заинтересованный в российском газе, предельно любезен с Путиным. Другое дело — тащиться на два дня в США. Там разница во времени восемь часов. У нас уже полночь, а у них — ранее утро. Жить-то придется по американским часам. И в прямом и в переносном смысле. И «первым номером» тут уж выступал Буш...
Неудобство создавалось не только от разницы во времени, но и остротой накопившихся вопросов, которые американцы предложили обсудить сугубо конфиденциально. Дом бывшего директора ЦРУ для этого подходил как нельзя лучше. Этому же способствовал предельно ограниченный круг сопровождающих лиц: глава МИД РФ С.Лавров, помощник президента С.Приходько, да пара сотрудников охраны. Люди все надёжные. И если г-н Лавров все-таки временами доставляет американцам неудобства, то к г-ну Приходько они, по-моему, относятся с симпатией. Часть бесед, скорее всего, велись вообще «один на один», без помощников и без переводчиков, ибо Путин английский язык знает.
На таких «дружеских» посиделках можно говорить сколько угодно и о чём угодно. Такой формат встреч идеален для неких доверительных договорённостей. Мы не утверждаем, что такие договорённости были. Однако сам по себе выбор места общения подсказывает, что нечто подобное имелось в виду. Печального опыта на этот счёт больше, чем достаточно. Мы помним, как Горбачёв конфиденциально пообщался с Бушем-старшим на Мальте и какими катастрофическими последствиями для СССР всё это закончилось.
Крепкая дружба Буша-младшего с Путиным также имела тяжёлые последствия. В октябре 2001 года, после терактов в Нью-Йорке, Путин осуществил давнюю мечту американцев — закрыл наш центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе на Кубе, а заодно и прихлопнул базу российского флота в Камрани во Вьетнаме. Дальше всё покатилось как снежный ком: фактическое согласие на включение в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, затем поддержка размещения баз НАТО в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане, непротивление выдаче Милошевича в Гаагу, спешная ратификация договора СНВ-2, по которому Россия могла остаться без тяжёлых ракет. Это далеко не полный список недобрых дел ...
Могут сказать, что это, мол, дела давние. Ныне мы, дескать, с США в другом тоне разговариваем! Отнюдь! После мюнхенской речи прошлого года, когда Путин наговорил Западу много неприятного, в практическом смысле мало что изменилось. Только что российская военная база в Ахалкалаки полностью перешла под контроль грузинской (читай, американской) армии. Пару недель назад Госдума ратифицировала соглашение о статусе войск НАТО на территории России. РФ участвует в санкциях против дружественного нам Ирана. Препятствия для выступления президента Венесуэлы Уго Чавеса в Госдуме ясно показывают, что Путин очень остерегается чем-либо обидеть дядю Сэма. Сильное охлаждение отношений с Белоруссией тоже весьма кстати — пойдёт в плюс.
Получает ли Россия что-либо взамен на эти уступки? Да ничего. Бесконечно затягивается решение проблемы военного транзита в Калининград через территорию верного вассала Америки — Литвы. США твёрдо поддержали неонацистский режим Эстонии, глумящейся над памятью наших солдат. Адаптированный договор о сокращении обычных вооружений в Европе Запад ратифицировать не собирается, сохраняя за собой колоссальное превосходство в неядерном оружии.
Игра идёт в одни ворота: от нас требуют всё новых уступок. Вывели войска из Грузии, так теперь требуют, чтобы наш миротворческий контингент ушёл из Приднестровья. Будут требовать, чтобы Россия не препятствовала вступлению в НАТО Украины и Грузии. Америка с помощью коррумпированного чиновничества РФ душит авиационную промышленность России, навязывая нам закупки «боингов», когда у нас есть свои прекрасные Ил-96 и Ту-204.
Вот на таком фоне проходила встреча в Кеннебанкпорте. Список обсуждавшихся проблем в целом известен. Стороны уже много месяцев обмениваются обвинениями и контробвинениями, хотя и упакованными в бархат дипломатических формул. Вот и на этот раз говорили о статусе Косова, размещении системы ПРО США в Польше и Чехии, ядерных программах Ирана и Северной Кореи.
Судя по совместной пресс-конференции, уж совсем сдаваться под напором США, по крайней мере, по проблеме развёртывания системы ПРО в Европе, Путин не собирался. Явно стремясь быть «конструктивным», он выдвинул целый ряд инициатив: создать в Москве и Брюсселе центры обмена информацией по ракетным пускам, начать совместную эксплуатацию Габалинской РЛС (типа «Дарьял»), а затем и более современной под Армавиром (типа «Воронеж»), перевести обсуждение этой проблематики под крыло совета России и НАТО. Буш вежливо выслушал, стандартно прокомментировал, что предложения интересные, но немедленно дал понять, что от развёртывания системы ПРО возле границ России американцы отказываться не собираются. Американская (и вообще западная внешняя политики) отличается волчьей цепкостью.
Мы знаем о содержании переговоров в поместье Бушей только по тому, что было сказано на пресс-конференции. Но обсуждением только ПРО дело явно не ограничивалось. Надо думать, что давили на Путина не по одному-двум спорным вопросам, а по всему их огромному перечню, везде требуя уступок. Упрётся в одном месте, авось сдастся в каком-либо другом. Ведь должен же он как-то расплатиться за гостеприимство и доброе (пока!) отношение. Можно не сомневаться, что кроме пряников применялся и кнут. Запад все годы «дружбы» с Путиным, несомненно, искал на него компромат. То и дело вспыхивали и загашались скандалы. Для вездесущих спецслужб Запада в насквозь продажной российской верхушке никаких секретов нет. Слишком многие «наверху» держат неправедные доходы в западных банках.
Это Сталин запросто обходился без поездок на Запад и вообще за границу, занимаясь прежде всего укреплением державы и справедливо полагая, что для государственного деятеля лучшая защита — сильная страна. Ныне эта страна лежит в развалинах и Путин за 7 лет его президентства мало что сделал для её восстановления. Так что доброе отношение Запада ему нужно позарез. А это означает, что у Запада есть весьма эффективные рычаги воздействия. Там всего накопилось, по-видимому, немало. Надо думать, что при случае всё это г-ну Путину будет предъявлено. Или уже предъявлено, а теперь ждут ответа.
Помимо решения конкретных проблем, сильно интересует американцев, несомненно, и будущее России. Особенно в условиях грядущей смены власти. Возможно, это был главный вопрос, для обсуждения которого Путина зазвали на берег Атлантического океана. Как бы он не убеждал, что никаких преемников не будет, по-видимому, сменщик уже определён. Г-н Путин захочет сохранить за собой немалое влияние и после ухода из Кремля. Поэтому преемник должен будет дать некие обязательства следовать «линии Путина». Вот американцы и хотят поучаствовать в начертании этой «линии». А по возможности, и продиктовать её.
Разговаривать они умеют жёстко, до грубости. Это они только для публичного употребления вежливые и обходительные. А так, не церемонятся. Шантажа эти ребята никогда не чурались. Поэтому и формат встречи был выбран именно такой — без лишних свидетелей. О чём договариваются в таких местах, на пресс-конференциях не сообщают. Суть договорённостей выявляется намного позже. Как это случилось с итогами встречи Горбачёва с Бушем-старшим на Мальте и Горбачёва с канцлером ФРГ Колем в Архызе. Очень тяжёлые, катастрофические были последствия тех договорённостей для нашей страны....
Вячеслав ТЕТЁКИН
blog comments powered by Disqus