04.04.2005 21:40 | Совраска | Администратор
БЕГСТВО С ГАРАНТИЯМИ
Но, по существу, Акаев стал бывшим еще 10 дней назад, когда 24 марта позорно бежал из сотрясаемого беспорядками Бишкека и в течение нескольких дней не подавал о себе никаких вестей, если, конечно, не считать таковыми распространяемые через Интернет заявления. Впрочем, в этих заявлениях он продолжал настаивать на том, что является единственным законным источником власти. Такое поведение демонстрирует не только слабость и неадекватность свергнутого режима, но и его полнейшую безответственность. Можно сказать, что не одни погромщики и мародеры, но и самоустранившаяся власть несет ответственность за все происшедшее.
Как несет старая и новая власть республики ответственность за ее будущее. Собственно, озабоченность стабильностью и благополучием Киргизии вроде бы и руководит действиями обеих сторон. Хотя выглядит происходящее несколько нелепо. Акаев утверждает, что не намерен складывать с себя полномочия, но в тот же день заявляет об отставке, впрочем, оговорив ее возможность маловыполнимыми условиями: а именно приездом в Бишкек и выступлением перед парламентом, а также предоставлением гарантий себе и членам своей семьи.
Однако вскоре идет на попятный, согласившись подписать документ в Москве в присутствии специальной парламентской комиссии. В результате состоявшихся между Акаевым и киргизскими депутатами переговоров принимается документ, где, кроме отставки Акаева, гарантируется «безусловное выполнение конституции о гарантиях деятельности президента» и назначается дата новых президентских выборов.
Но о каких гарантиях выполнения конституции можно говорить, если все, что случилось в последние недели в стране, напрямую противоречит киргизской конституции? Если же произошла революция, то как понимать «революционеров», приехавших за письменным отречением свергнутого ими диктатора? Вот, говорят, нотариально заверим — и все будет в порядке. Такой способ управления государством по своей необычности, пожалуй, не уступает руководству страной с помощью Интернета.
Ведь если Акаев — диктатор, виновный в преступлениях против собственного народа, новым властям Киргизии необходимо добиваться его выдачи и суда над ним. Если же нет, а задача состоит в том, чтобы вернуть ситуацию в правовое поле, то разбираться нужно с лидерами пришедшей к власти оппозиции и прежде всего с избранным парламентом премьер-министром и и.о. президента Курманбеком Бакиевым, ибо действия его в это правовое поле никак не укладываются.
Когда в стране происходит революция, то главным источником власти становится народ, а потому ни формальные отречения, ни печати нотариуса не требуются. Таким образом, приехавшие в Москву депутаты киргизского парламента во главе со спикером Текебаевым одним фактом своего приезда подтвердили, что чем-чем, а революцией киргизские события никак не являются. Скорее это темная закулисная игра, возможно, не до конца понятная и самим парламентариям.
Гарантами достигнутых договоренностей депутатов и бывшего президента Акаева названы Россия и Казахстан, однако неизвестно, ни что конкретно, ни каким образом они смогут гарантировать. Председатель конституционного суда Киргизии уже заявляет о необходимости нового Основного закона государства, а депутаты ничего конкретного Аскару Акаеву обещать не намерены. Интересно, что это те самые депутаты, которые еще две недели назад, после завершения второго тура выборов, считались абсолютно лояльными действовавшей тогда президентской власти. Главой именно этого парламента собирались сделать избранных в него сына или дочь Акаева. И, безусловно, избрали бы, развивайся события несколько иначе.
Складывается впечатление, что те силы, которые реально стоят за происшедшей «тюльпановой революцией», несколько упустили ситуацию: Акаев им мешал не слишком, с ним можно было еще мириться, так что происходившее воспринималось скорее как репетиция или способ давления и устрашения. Но когда события вышли из-под контроля, возникла возможность появления неожиданного, неудобного и нежелательного народного лидера. Нежелательного прежде всего для США, чья военная база находится на территории Киргизии, а уж «национальные интересы» — так вообще везде, особенно в непосредственной близости к российским границам.
Поэтому пришлось приложить все усилия, дабы придать событиям видимость «конституционного демократического процесса». Не об этом ли беседовали глава российского МИДа Сергей Лавров и Госсекретарь США Кондализа Райс, обсуждая накануне «меры по разрешению кризиса в Киргизии»?
И не США ли являются истинным гарантом как судьбы Аскара Акаева, так и еще окончательно не утвердившейся у власти бывшей оппозиции?
Пока же сам Акаев говорит, что не пропадет: мол, будет заниматься физикой, как до своего президентства. Хотя сами киргизы заявляют, что может обойтись и без физики: средств для существования, за годы этого президентства нажитых Акаевым, хватит не только ему, но и его детям и внукам.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.
blog comments powered by Disqus