06.01.2004 17:12 | Совраска | Администратор
БОРЬБА "ЭЛИТ", ИЛИ ПАУКИ В БАНКЕ
Казалось бы, устами председателя высшей судебной инстанции Литвы Ю. Куриса говорила сама справедливость. Но, увы! Все, кто внимательно слушал почти трехчасовой текст с обоснованиями решения об отказе в литовском гражданстве Ю.Борисову, не могли не заметить его противоречивость и политическую направленность.
Президент Р. Паксас объявлен преступившим конституцию, поскольку, пользуясь своим исключительным правом предоставлять гражданство, он как бы выделил Ю. Борисова из общего списка заявителей. Тем самым он, мол, нарушил принцип справедливости — равного отношения ко всем претендентам на литовское гражданство. Более того, он предоставил гражданство сыну офицера «оккупационных войск», которые, как сказано в решении, «осуществили агрессию против литовского государства». При этом отпрыск «оккупанта» (который ранее уже был гражданином Литвы) претендовал на должность советника президента, ибо обильно финансировал его избирательную кампанию. И все это было сделано в нарушение норм, регламентирующих процедуру предоставления гражданства.
Такой вот, судя по решению Конституционного суда, получился политический криминал. А еще до этого председатель литовского Сейма А. Паулаускас и его сторонники на основании «прослушек» переговоров литовского президента с Департаментом госбезопасности уже более двух месяцев обвиняли Р.Паксаса в связях с «российской мафией» и даже в зависимости от нее и от тех, кто стоит за ней. Более двух месяцев практически все СМИ Литвы, как сговорившись, трезвонят одни и те же слова — об уязвимости Р.Паксаса, о его непорядочности, психической неадекватности, «загипнотизированности», «мессианстве» и всякую прочую белиберду. Им вторят цитируемые теми же литовскими СМИ «аналитики» из США и Европы.
Вся эта самовозбуждающаяся пропагандистская масса, обволакивая граждан страны, призвана служить одному — внедрить в сознание литовцев мысль об абсолютной необходимости для Р. Паксаса уйти с поста главы государства. Об этом свидетельствует и недавнее решение комиссии Сейма о том, что литовский президент нарушил аж шесть статей конституции и литовских законов и поэтому, если он сам не подаст в отставку, необходимо начать процедуру импичмента.
Решение Конституционного суда ЛР вполне вписывается в происходящее. Вызывает недоумение лишь одно — молчание самого президента Р. Паксаса. Регулярно встречаясь с народом в провинциальных клубах, президент иногда касается злободневных политических тем. Однако он до сих пор, по сути дела, не использовал ни юридический, ни властный ресурс для защиты себя как главы государства. Но ведь все это имеет не только юридическое измерение. Хотя борьба против Р.Паксаса внешне не связана с экономическими и социальными проблемами Литвы, ясно, что попытка сбросить Р.Паксаса является частью многостороннего процесса, по-видимому, инспирированного извне.
Все это, несомненно, является отражением безжалостной борьбы литовской «элиты» за власть, влияние и деньги накануне вступления Литвы в Евросоюз и НАТО. При этом народ к участию в этом действе не допускается. А тех, кто пытается подойти к столу, на который скоро должны положить новый лакомый пирог, попросту с бранью и угрозами отгоняют.
Небывало в унисон зазвучали вдруг голоса давних соперников — консерваторов, социал-либералов и социал-демократов — об импичменте для президента, тюрьме и депортации для детей «оккупантов» и т.п. А ведь еще недавно они, словно пауки в банке, боролись то за деньги столичной мэрии, то за приватизацию «Мажейкю нафта», грозили друг другу неимоверными карами. Дело явно в том, что набирающие силу либеральные демократы Р. Паксаса очень не по душе «старой элите». Мешают. Претендуют на свою долю в пироге. Дело дошло до того, что новогоднее поздравление народу президент Р. Паксас смог произнести (по-литовски!) лишь...на русскоязычном общебалтийском канале. А не по государственному литовскому телевидению, где в это время нынешняя «элита», явно любуясь собой, демонстрировала народу изысканность нарядов своих дам и обилие блюд на своих праздничных столах.
И это при том, что литовское общество расколото. Литовская «элита» явно не видит и, в общем-то, не желает видеть быстро растущий разрыв между сверкающей огнями рекламы столицей и провинцией, утопающей во тьме. Там очень много нищих, голодающих людей, которые ищут себе пропитание на помойках. В деревне безработица приближается к 90%. Однако некоторые депутаты Сейма не стесняются публично называть этих несчастных людей «собаками», «бураками» и прочими унизительными эпитетами.
С другой стороны, как отмечают местные обозреватели, президент Р. Паксас стал своеобразным символом для простых людей, стремящихся вновь обрести утраченную социальную справедливость. Как ни странно, сегодня в Литве не социал-демократы, не только что созданная «Рабочая партия», а именно Партия либеральных демократов, возглавляемая Р.Паксасом, воспринимается малоимущими людьми как сила, способная защитить их интересы.
Из противостояния между президентским дворцом и Сеймом становится ясно, что почва уходит из-под ног нынешней «элиты». А это значит, что предстоящие в нынешнем году выборы в Сейм принесут нам немалые неожиданности. Те, кто ныне готовит отстранение от власти президента, могут сами получить импичмент от народа. Именно поэтому борьба против Р. Паксаса все обостряется.
Однако, если президент будет отстранен от власти, возможно и иное развитие событий. Правда, судя по недавнему выступлению на телевидении известного литовского диссидента В. Иванова, рабочего класса в стране почти не осталось, а профсоюзы слабы. Но это означает, что вместо организованной классовой борьбы литовская «элита» получит бунт обнищавшего населения. Думается, однако, что верхушка в Вильнюсе этого не боится.
Возвращаясь к решению Конституционного суда, можно сделать ряд заключений. Первое — суд превысил свою компетенцию, касаясь вопроса, относящегося не к самому конституционному праву президента предоставлять гражданство Литвы, а к процедуре его предоставления, которая регулируется сеймовскими и другими (подзаконными) юридическими актами. Суд мог лишь указать на несоответствия в названных юридических актах и действиях исполнительной власти, но не мог затрагивать права президента.
Второе. Исходя из принципа, что закон не имеет обратной силы, сомнительно решение о лишении Ю. Борисова предоставленного ему литовского гражданства. Поскольку не он единственный, кто получил его таким образом. В противном случае, соблюдая принцип справедливости, на который ссылается Конституционный суд, надо будет лишить литовского гражданства более 800 лиц, которые ранее получили его при аналогичных обстоятельствах. В том числе бывшего президента В.Адамкуса и его советников из США.
Впрочем, в Литве такие, мягко говоря, юридические фокусы уже случались. Напомним, что 11 марта 1990г. ночью в одночасье было объявлено о том, что суверенное союзное государство Литовская ССР не существует и все его законодательные акты не имели и не имеют впредь никакой юридической силы. Поэтому не стоит удивляться и тому, что в тексте упомянутого решения Конституционного суда ЛР нашлось место словам о «советских агрессорах», «оккупации» и «оккупантах».
Не ведает, видимо, председатель столь высокого суда Ю.Курис, что названные определения имеют точную юридическую формулировку. Что есть «оккупация» узаконено еще в 1907г. в Гаагской конвенции, а «агрессия» — в 1928г. в пакте Бриана-Келлога, а затем в 1933г. в Лондонской конвенции. Все эти определения никак не применимы к отношениям между СССР и Литовской Республикой во время Второй мировой войны. Оккупантами и агрессорами были немцы, которые с 1 сентября 1939г. начали бомбежку Литвы. А Советский Союз, Советское правительство под руководством И. Сталина, благодаря Советской армии, разгромившей ценой жизни многих миллионов солдат немецко-фашистских агрессоров, передали Литве Мемельскую и Виленскую области.
Не надо бы Литве забывать об этом!
В. СТРОГИЙ.
blog comments powered by Disqus