18.12.2003 19:16 | Совраска | Администратор
ЧТО НАВЯЗЫВАЕТ «ТЕЛЕЯЩИК
С момента провозглашения Советом Федерации официального старта предвыборной президентской кампании прошла неделя. И уже вполне можно проанализировать, что навязывает общественному мнению «телеящик» — самое массовое СМИ. Контент-анализ информационных передач ведущих федеральных телеканалов, проводимый нашим Центром исследований политической культуры России, позволяет сделать первые выводы.
Итак, появился первый официальный кандидат в президенты — самовыдвиженец гробовщик Герман Стерлигов. На эту новость телевидение почти не откликнулось. Объявлено, что главным пунктом президентской программы Стерлигова будет проблема демографической катастрофы, русский вопрос и нелегальная миграция. Стерлигов, по сути, профанирует и треплет эти проблемы еще более радикально, чем Жириновский. Кстати, Владимир Вольфович уже предварительно объявил о своем желании в четвертый раз бороться за президентский пост (в 2000 году он набрал чуть больше 2 процентов голосов), но официального решения ЛДПР на этот счет пока нет.
О желании быть выдвинутым кандидатом в президенты на съезде КПРФ заявил беспартийный депутат от Хакассии Геннадий Семигин. Ленты информационных агентств выдали его категоричное заявление. По Семигину, партийный съезд должен принять решение — «либо Геннадий Зюганов, либо никто, либо я». НТВ в информационной программе «Страна и мир» 16 декабря немедленно сделало следующий вывод: «Еще одна интрига в стане левых. Бывший вице-спикер Госдумы Геннадий Семигин заявил, что может пойти на президентские выборы как кандидат от левых сил. Это может быть началом нового раскола в КПРФ, если Семигин пойдет параллельно с другим Геннадием — Зюгановым». Телеканал Рен-ТВ в своих информационных выпусках 16 декабря был более экзальтирован: «О своем участии в президентской кампании сегодня говорил коммунист и капиталист Геннадий Семигин, вице-спикер Госдумы третьего созыва. Вопрос рассмотрит съезд партии. Геннадий Семигин влиятелен еще и в КПРФ, миллионер и официальный владелец двух компаний: «Юрконсалтаудит» и «Русимпортэмп». Похоже, Компартия вырастила или ей кто-то помог вырастить в своих рядах второго Глазьева».
Руководство «Единой России» уже не раз объявляло, что будет выдвигать кандидатом в президенты г-на Путина. Правда, сам президент и кандидат в президенты пока не решил, кому позволить выдвинуть свою кандидатуру: либо «Единой России», либо инициативной группе. О поддержке кандидатуры Путина объявило уже руководство блока «Родина» в лице Д.Рогозина. Однако «Родина» оставила для себя временной зазор для оглашения окончательного решения. Видимо, анализируется ситуация в КПРФ. И в случае, если партия не выдвинет своего кандидата, то для перехвата «левых» голосов, как ожидается, будет срочно выдвинут сопредседатель Партии российских регионов Сергей Глазьев.
Рассмотрим итоги первой телевизионной недели по освещению президентской кампании с двух позиций. Первое — это количество телесюжетов с упоминанием потенциальных кандидатов в президенты, показанных на ведущих федеральных телеканалах. Второе — это «качество» показа, негативная или позитивная подача политика в телесюжете. Эта характеристика представляется в обобщенном виде через индекс информационного благоприятствования, который для каждого телесюжета специально рассчитывается мониторинговым агентством «Медиалогия».
Невооруженных глазом видно продолжающееся телевизионное доминирование В.Путина (см. табл. 1.) За первую неделю президентской кампании (с 11 по 16 декабря) о Путине на ТВ было показано 222 сюжета. Обо всех остальных, вместе взятых, потенциальных кандидатах в президенты — лишь 140.
Очевидно и позитивное освещение деятельности этого кандидата в президенты. Оценка всех телесюжетов «про Путина» с помощью индекса информационного благоприятствования (ИИБ) показала наивысший позитивный результат — 655,67.
Правда, в субботних информационных программах на НТВ в адрес президента Путина звучали весьма нелестные оценки, что привело к обрушению его ИИБ за этот день до отрицательных величин (см. график). Но уже в последующие дни негативный крен был оперативно исправлен благодаря усилиям Первого канала и РТР.
Продолжается интенсивная пропаганда на ТВ В.Жириновского. Он за первую неделю президентской кампании на втором месте по количеству телесюжетов, уступает только Путину. В основном телеподача лидера ЛДПР была позитивной. Досталось ему лишь в воскресенье от либеральных аналитиков. В понедельник и вторник ТВ о лидере ЛДПР просто молчало.
Весь период после старта президентской кампании активно и позитивно подавался на ТВ лидер «Яблока» Г.Явлинский.
Серьезно упал интерес ТВ к фигуре С.Глазьева. Однако его представление в «телеящике» было исключительно позитивным.
Заметна усиливающаяся телевизионная раскрутка потенциального «единого кандидата правых сил», депутата от Алтайского края, бывшего первого вице-спикера Госдумы от партии «Наш дом — Россия» Владимира Рыжкова. Хотя он на телеэкране мелькал меньше, но зато в гораздо более рейтинговых программах. И подавался в весьма благоприятном свете. По индексу информационного благоприятствования Рыжков оказался на третьем месте после Путина и Явлинского.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов — на четвертом месте (после Путина, Жириновского и Явлинского) по количеству посвященных ему телесюжетов. При этом Зюганов на последнем месте по позитивности подачи его действий на ТВ.
За период с 11 по 16 декабря Зюганов получил позитивный индекс информационного благоприятствования (в последние недели думской кампании ИИБ Зюганова был резко отрицательным). Но в целом этот показатель близок скорее к нейтральному. Весь свой «позитив» Зюганов заработал в первые два дня президентской кампании, когда представил общественности итоги альтернативного подсчета голосов на думских выборах, который ведет КПРФ. А вот уже в воскресенье Первый канал продолжил «информационный расстрел» Г.Зюганова. В аналитических ТВ-программах Г.Зюганову досталось немало негативных и злобных комментариев. Так что позитивный для Зюганова эффект первых дней президентской кампании тут же был скорректирован в выходные дни телевизионными манипуляторами от партии власти.
Следует остановиться на некоторых тезисах, которые внушает официальное телевидение коммунистическому, оппозиционному избирателю.
Практически все комментаторы с радостью отмечают якобы безвыходность ситуации, в которой оказался лидер КПРФ. В наиболее концентрированном виде «тезис-внушение» выглядит так: «В наиболее безрадостном положении оказался сам Геннадий Зюганов. С одной стороны, ему нужно идти кандидатом в президенты. По одной простой причине — в нашей стране лидер без президентских амбиций как бы и не лидер вовсе. Скорее политический деятель среднего пошиба. С другой стороны, очевидно, что третий зюгановский поход почти бессмыслен. Главного приза ему не видать, да и второе место по итогам голосования под большим вопросом. На нем вполне может оказаться гораздо более харизматичный Жириновский. Правда, у Зюганова в запасе остается еще один ход из серии «ни мира, ни войны». То есть отказ КПРФ выставлять своего кандидата в президенты. Но тогда возникает закономерный вопрос: что же это за руководитель крупнейшей партии, если он не способен бороться за верховную власть? За несоответствием занимаемой должности обычно следует увольнение».
В такого рода внушениях очевидна подмена понятий. Например, почему четвертый поход Жириновского за президентством имеет смысл (на прошлых выборах лидер ЛДПР набрал чуть больше 2 процентов голосов), а поход Зюганова, лидера, имеющего второй общенациональный политический рейтинг, — не имеет смысла? Ведь и В.Жириновскому, и уже три раза ходившему на выборы «левому кандидату» А.Тулееву «главного приза» однозначно не светило и не светит. Значит, на выборах они решали другие задачи.
А почему лидер КПРФ, да и сама партия, участвуя в президентских выборах, не могут себе поставить другие задачи («главный приз» — это лишь программа-максимум). Вполне достойно заявить обществу и о своей «программе-минимум»: представление альтернативного курса, сохранение партии, расширение ее влияния, пропаганда ее программных требований, использование выборной трибуны. Что, большевики, участвуя в выборах в царскую Думу, ставили задачу завоевания власти, получения «главного приза»? Нет.
Азы марксизма: без общенационального кризиса никакой власти коммунистам не взять. Кризис был в 1993—1996 гг. Тогда у оппозиции силенок не хватило. А сегодня мы имеем на дворе «нефтяную» стабилизацию. А в этих условиях участие в выборах — это не только поход за «главным призом», но и решение проблем укрепления партии и расширения ее влияния в обществе, «накачка мускулов» для того, чтобы быть готовым к «часу икс», к борьбе за власть в иных политических условиях. Поэтому критикам, так ярко описывающим безысходность ситуации КПРФ и Зюганова, можно порекомендовать: посмотрите на вещи в другой системе координат. Естественно, эта проблема требует отдельного и обстоятельного аналитического рассмотрения.
Сергей ВАСИЛЬЦОВ,
директор Центра
исследований политической культуры России,
доктор исторических наук,
Сергей ОБУХОВ,
кандидат
экономических наук.
blog comments powered by Disqus