20.10.2005 22:05 | Совраска | Администратор
ДЕТОНАТОР ИЩИТЕ В МОСКВЕ
Видимо, именно поэтому в комментариях пропрезидентской прессы о причинах событий звучали не обычные обвинения в адрес неведомых «экстремистов» и злобных ваххабитов, а открытые признания, что суть конфликта — в жгучих социально-экономических проблемах Северного Кавказа. В телепередачах звучали речи, которые мы доселе слышали только из уст Г.А.Зюганова о том, что корень зла — в бедственном положении сотен тысяч людей, в безработице, в безудержной коррупции властных верхушек, в клановости, закупоривающей поступление свежего воздуха и отравляющей общую атмосферу.
На самом деле признание социально-экономической подоплеки кризиса на Северном Кавказе прозвучало из стана правящей группировки не вчера. Несколько месяцев назад в прессе появились выдержки из доклада, представленного президенту. В нем содержалась резкая критика властей регионов юга России и давался мрачный прогноз развития ситуации на Северном Кавказе. В частности, утверждалось, что «сформировавшиеся во властных структурах сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы... Руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции».
«Доминирующие кланово-корпоративные объединения в силу своей «закрытости» не заинтересованы в наличии механизмов обратной связи, позволяющих вести открытый диалог с гражданами. Произвол властей порождает у большей части населения социальную апатию. Во многих субъектах Федерации власть не имеет существенной опоры. В шести из двенадцати субъектов ЮФО отрицательный рейтинг высших должностных лиц превышает величину положительных оценок». В докладе прогнозировался резкий рост радикализма и экстремизма.
Источник таких разоблачений, как полагает пресса, — полпред президента в Южном федеральном округе (ЮФО) г-н Козак. Это человек в правящей элите далеко не последний: бывший зам. главы администрации президента, руководитель аппарата правительства, ныне полпред в ЮФО. Ясно, что человек готовит себя к высшим должностям, осваивая одну сферу деятельности за другой. Г-н Козак считается возможным претендентом (от праволиберальных сил) на роль преемника Путина.
Но до сих пор его начинания (судебная и административная реформы) оказывались откровенно провальными. Назначения в ЮФО он, видимо, испросил, чтобы поднабраться административного опыта и, главное, выступить «спасителем целостности России». Так вот бурные события на Кавказе грозят похоронить карьеру г-на Козака. Он вынужден защищаться, заявляя, что предупреждал об истинных причинах кризиса.
Дело, однако, не в Козаке. Его неудачи на Кавказе предопределены провальной политикой нынешней правящей группировки. Ныне общепризнано, что суть проблемы — в безработице и отчаянном положении десятков тысяч трудоспособных людей, которые становятся особенно подверженными вербовке со стороны экстремистов. Уровень жизни на Северном Кавказе в два раза ниже, чем в целом по стране, а безработица в некоторых районах доходит до 70%.
Но способно ли нынешнее правительство восстановить производство на Северном Кавказе? Нет, не способно. Прежде всего потому, что российская «элита» преуспела лишь в разрушении и разграблении. Но она совершенно не способна на созидание. Созидание противоречит экономической философии гг.Кудрина, Грефа, Христенко и др. Их цель — максимальное снижение роли государства в экономике. Мол, рынок сам отрегулирует все. Но частный бизнес, который и без того кормится не от производства, а от спекуляции, на Северный Кавказ с его рисками не пойдет.
Значит нужно энергичное участие правительства в восстановлении производства. Но власть этим заниматься и не думает. Отсюда рост безработицы и других социальных проблем. Так что экстремизм на Северном Кавказе — прямое отражение политики «экономических ведомств» в Москве.
Каким же образом власть пытается решать проблемы Северного Кавказа? Наиболее простым и соответствующим ее умонастроениям. Силой. Власть пока действует примитивно-прямолинейным способом.
На Северном Кавказе сейчас наиболее высокая плотность правоохранительных органов — около 1200 военнослужащих на 100 тысяч населения. И при таком числе пожарных скрытый под поверхностью огонь продолжает разгораться. Ясно, что нужно не только сбивать языки пламени, то и дело появляющиеся на поверхности, а удалить горючие вещества, вызывающие усиливающееся горение. Это уже задача не пожарных, а государственной системы в целом. А она самоустранилась, нагнав в регион пожарных, и созерцая тщетность их усилий. Нынешняя вспышка в Нальчике обнаружила увеличение количества горючего вещества. Что будет делать власть дальше? Приставить по солдату и милиционеру к каждому жителю региона? Ясно, что чисто силовой путь — тупиковый.
Здесь есть и еще одно обстоятельство. «Доклад Козака» верно вскрывает коррумпированность, клановость, бездарность правящих элит Северного Кавказа как основную причину кризиса. Дело, однако, в том, что все без исключения положения этого доклада полностью применимы и к оценке ситуации в Москве. Та же безудержная коррупция, полное пренебрежение интересами народа, развал экономики, клановость. Чем, собственно говоря, коррумпированный чиновник в Нальчике, принадлежащий к правящему клану, хуже столь же коррумпированного чиновника в Москве, принадлежащего к «питерскому клану»? Ситуация в Нальчике — это полное отражение ситуации в Москве. Не начнет ли в России в целом скоро происходить то же, что происходит сейчас на Кавказе?
Не случайно, кстати, народы северокавказских республик в начале и середине 90-х гг., когда по России еще разливались мутные волны антикоммунизма, стойко голосовали за КПРФ. Люди своим внутренним, историческим чутьем понимали, что так хорошо, как при Советской власти, они никогда не жили. Ибо Советская власть вывела эти народы из состояния феодализма, дала горцам прекрасное образование, построила современные предприятия и города. Это не были подачки, коими пытается откупиться нынешняя власть. Горцы своими руками создавали свое благосостояние, внося немалую лепту в общесоюзную копилку и испытывая чувство законной гордости. Теперь они превращены в «лиц кавказской национальности».
И вот здесь возникает следующее обстоятельство, объясняющее рост экстремизма на Северном Кавказе. Жизнь людей становится все хуже, а возможности изменить свое положение через избирательный участок они лишены. Ибо их «элиты» после некоторого замешательства в начале 90-х годов (когда подлинное волеизъявление было еще возможно и люди голосовали так, как им подсказывал разум — за коммунистов) поняли, что от них требуется. Вот и получалось, что «Единая Россия» на выборах 2003 года получала на Кавказе фантастические 90% с лишним, а КПРФ — 7-8%. Центральная власть расплатилась за эту политическую услугу тем, что закрыла глаза на безобразия местных князьков, фактически отдав им на откуп (вернее на разграбление) и местные ресурсы, и средства из Центра. Рука руку моет.
Как результат температура пара в политическом котле Северного Кавказа все более поднимается, ибо народ лишен возможности выбрать себе местное руководство, которое будет заботиться о благе народа, а не о толщине своих кошельков. Температура пара поднимается и потому, что народ лишен возможности избирать центральную власть, которая обеспечила бы политику развития, а не загнивания. Те в Москве, кто отвечает за «успехи» правящей партии на выборах (все эти господа в президентской администрации и в Центризбиркоме) несут не меньшую ответственность за бойню в Нальчике, чем их собратья в «экономических ведомствах.
Мы часто и справедливо указываем на вмешательство Запада, как одну из причин кризиса на Кавказе. Так оно и есть, в этом нет сомнения. Вербовка, обучение, а, главное, финансирование подрывной деятельности на Кавказе идет с активным участием наших злейших «друзей», с коими вожди РФ столь любят обниматься в Брюсселе, Лондоне и Вашингтоне.
Но главный фактор предвзрывного состояния Северного Кавказа — это политика Москвы. Кавказ обречен на непрерывную цепь взрывов до тех пор, пока у власти в России будет оставаться бездарная и продажная правящая группировка, ведущая дело к национальной катастрофе.
--------------------------------------------------------------------------------
Басаев взял на себя ответственность за нападение на Нальчик
Ответственность за нападение боевиков на Нальчик на прошлой неделе взял на себя один из ведущих чеченских полевых командиров Шамиль Басаев. В заявлении, опубликованном на интернет-сайте сепаратистов, Басаев утверждает, что при нападении погиб 41 боевик и около 140 сотрудников российских силовых структур.
Вячеслав ТЕТЕКИН.
blog comments powered by Disqus