Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

19.10.2003 15:30 | Совраска | Администратор

ДВЕ ВОЙНЫ, ДВЕ СУДЬБЫ

Все время, пока я смотрел воскресным вечером американский фильм «Война Харта», я невольно сравнивал его сюжет с давнишним советским фильмом «Судьба человека», удостоенным множества кинематографических наград. Не стану напоминать сюжет нашего фильма о судьбе советского солдата, раненным попавшего в фашистский плен. Надеюсь, что люди старшего и среднего поколений его прекрасно помнят, а нынешнюю российскую молодежь наше телевидение «кормит» зарубежными фильмами, подобными киношному рассказу о «доблестном» американском лейтенанте Харте.

Коротко сюжет этого фильма таков. На фронт в Европу попадает молодой американец, сын крупной «шишки», сенатора. Он попадает в немецкую засаду, становится пленным. Его жестоко допрашивают. Он выдает немцам место расположения армейских складов с горючим. После этого попадает в лагерь военнопленных. Первое, что он видит в лагере, – это казнь троих русских заключенных, пытавшихся бежать из лагеря. Американцы и русские узники содержатся раздельно. Жизнь в русской половине лагеря в фильме отсутствует. Лишь известно, что русских используют как рабочую силу на военном заводе. Что русские голодают. И что комендант лагеря считает русских такими же недочеловеками, как и негров.

А вот лагерная жизнь американцев меня поразила. Неужели такое было в действительности? Усомниться в правдивости всего нам показанного заставляют некоторые явные ляпы, допущенные авторами фильма. Так, остается загадкой, что это за лагерь такой, находящийся на территории Германии, который охраняют не эсэсовские, как все остальные немецкие концлагеря, а армейские части немецкой армии. Ведь на коменданте лагеря, солдатах и офицерах лагерной охраны надета армейская форма. Вспоминается та скрупулезность, с которой снимался наш шедевр «Семнадцать мгновений весны». Там все лычки, шевроны, петлицы на немецкой форме героев фильма были подлинными, здесь же откровенные ляпы.

В «Судьбе человека» — зверства фашистов, в руки которых попали советские пленные. Расстрелы, убийства обессиленных от изнуряющей работы ходячих трупов, одетых в лагерную робу, регулярные избиения заключенных — для «профилактики».

Здесь же американцы, оказавшиеся за колючей проволокой, носят свою армейскую, чисто выстиранную и чуть ли не отглаженную форму с эмблемами на петлицах. Они отдают честь друг другу и узникам, казненным или попросту убитым немцами. Они могут стоять перед лагерным комендантом, засунув руки в карманы брюк, у них есть курево и шоколад, на который они выменивают у немецкой лагерной охраны все, что им нужно. У них существуют отдельные бараки для офицеров и для солдат. У них чистое постельное белье. Да что там белье! У них есть клуб с пианино. Они на территории лагеря могут играть в американский футбол и устраивать рождественские праздники, вывешивая на сцене клуба карикатуру на немецкого фюрера. Немецкий комендант угощает американского полковника коньяком и позволяет тому завладеть своим пистолетом и целиться в себя. А когда один из заключенных не ради спасения своей шкуры, как придушенный Соколовым предатель из «Судьбы человека», а просто из-за своих расистских убеждений устраивает провокацию против чернокожего солагерника, в результате которой тот погибает, сам становится жертвой убийцы, то немцы не только позволяют устроить над подозреваемым суд трибунала, но и выступают в нем свидетелями. Глядя на коменданта лагеря из американской рождественской пасторали, невольно сравниваешь его с комендантом лагеря, в котором сидел Андрей Соколов. Тут — полуангел, там – обыкновенный фашист.

Когда фильм заканчивается и на экране идут титры, то возникает вопрос: а в чем же заключалась война Харта, вынесенная авторами в название фильма? Да и в чем же был подвиг всех его товарищей? В том, что те вырыли настоящий туннель, неизвестно откуда взяв массу стройматериалов для его строительства и обустройства? В том, что, живя чуть ли не в санаторных условиях, по этому туннелю, по-киношному, успешно сбежали 35 заключенных, тем самым, приговорив к смерти десятки оставшихся в лагере своих товарищей, участвовавших в суде-фарсе? В том, что сам Харт выдал немцам расположение складов с горючим, что могло явиться косвенной причиной гибели массы американских солдат на фронте? Или в том, что предатель, убитый своими же товарищами, выдавал их немцам не из-за невыносимых пыток или от голода, а из-за своей сволочной, сформированной жизнью в условиях Америки натуры? Даже те русские, которые по фильму были соседями по лагерю с «крутыми» янки, вели подлинную войну с врагом – они взорвали тот военный завод, на котором работали. Янки же в фильме выглядят не воинами, а чаще всего шкурниками, расистами, подлецами и позерами.

А уж сравнивать эту «войну» с той, что вел советский военнопленный Андрей Соколов, сумевший вырваться из плена, прихватив с собой немецкого майора и его портфель с важными документами, было бы просто смешно.

Борис ЛЕБЕДЕВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList