20.08.2006 20:21 | Совраска | Администратор
ЕВРОПОДКОВА на НЕСЧАСТЬЕ
Куда исчезла венгерская «пума»?
Еще совсем недавно, накануне парламентских выборов, стремительно прыгающая пума — символ экономических успехов Венгрии, вызывающе глядела на избирателей со всех рекламных видеоклипов, обложек журналов и первых полос газет. «Хайра, пума!» («Вперед, пума!») — обещали электорату кандидаты во власть. Но вот прошли выборы, власть оказалась в кармане тех, кто к ней стремился, и плакатная пума бесследно исчезла, да так, будто бы ее никогда прежде и не было. Вместо нее в СМИ и жизни возникли совсем иные сюжеты...
На обложке самого популярного в стране экономического еженедельника «HVG» помещен фотомонтаж, на котором изображена тяжело больная Венгрия, лежащая на операционном столе. Вокруг нее, со скальпелями в руках, склонились одиннадцать «хирургов» — министров нынешнего правительства, возглавляемого лидером социалистов Ференцем Дюрчанем. Консилиум решает самый неотложный вопрос: каким образом лучше прооперировать больную, чтобы спасти ей жизнь?
A оперировать нужно, не теряя времени, в противном случае в стране может наступить экономический коллапс. По словам Дюрчаня, за период с 2002 по 2006 год долги Венгрии достигли астрономической цифры — 12 триллионов форинтов, из которых 7,5 триллионов — это внешние заимствования. По данным евросоюзного института Мангейма, строго отслеживающего финансово-экономические показатели стран ЕС (по сути, выполняющего роль бывшего Госплана СССР), дефицит нынешнего бюджета Венгрии превышает 64% ее валового продукта, что не отвечает установленным в ЕС нормам финансового здоровья ее членов. Откуда и как возник этот рекордный дефицит?
Новое правительство вынуждено рассказать об этом. Ведь социалисты сами рулили страной в эти «дефицитные годы». Как же росла эта долговая яма? Прежде всего ее исправно углубляли так называемые оборонные расходы. Так, на покупку шведских штурмовиков было истрачено более 350 миллионов евро. Но это сущая мелочь по сравнению с тем, что небольшая страна, которой ничто и никто не угрожает, начиная с прошлого года и кончая 2012 годом, обязана выплачивать 21 миллиард форинтов за перевооружение своей армии по образцам НАТО. На 40 миллиардов форинтов увеличило дефицит бюджета списание иракских долгов. Сделано это, разумеется, по совету «товарища волка».
Плюс 60-миллиардные потери от неуплаты налогов. На 30 миллиардов углубил долговую яму Венгрии сам ЕС. Именно столько страна внесла в «общий дотационный котел», из которого, по решению жюри сообщества, подкармливают нуждающихся. Венгрия в их число пока не входит.
И это еще далеко не все слагаемые бюджетного дефицита. Спрашивается: какая страна с аналогичным экономическим потенциалом может выдержать такое сумасшедшее финансовое перенапряжение? Вот потому-то в СМИ и исчезла резвая пума, и вместо нее возникла «национальная десятишаговая программа экономического спасения государства».
Дюрчань: «Экономика
должна быть экономной»
Увы! Этот призыв нам хорошо знаком. Ныне, когда рачительность пребывает в изгнании и о том призыве у нас говорят с иронией, Венгрия вспомнила о нем. Да просто жизнь заставила ее это сделать. Хотя призыв этот в Венгрии и наполняется несколько другим содержанием. Свой поход за экономную экономику команда Дюрчаня начала с принятия весьма непопулярных мер — кастрации бюджета и прежде всего его расходов на социальные нужды. Естественно, это вызвало в стране волну антидюрчаньевского возмущения. Теперь вместо символа экономического рывка — известной нам пумы, самым популярным стал плакат, на котором изображены жестокие дюрчаньевцы, стискивающие двумя ремнями и без того тощий живот венгра, да так стискивающие, что у того глаза на лоб лезут. И им есть от чего лезть.
Уже в нынешнем году десятишаговая программа урезает расходную часть бюджета на 350—400 миллиардов форинтов (около двух миллиардов долларов). Что же и у кого будут резать и уже режут «хирурги» нового правительства? Уже с 1 августа более чем на одну треть повышается плата за «путингаз», на 14% и 10% — плата за электроэнергию, соответственно для населения и промышленных предприятий. С 15% до 20% вырастет НДС, что позволит правительству вытрясти из карманов граждан 120 миллиардов форинтов. Только в результате этих трех программных шагов, по прогнозам экономистов, дороговизна в стране возрастет на 8—10%.
Впрочем, это только начало «экономной экономики». На протяжении нынешнего и следующего годов намечено сокращение 10 тысяч учителей гимназий, колледжей, сельских школ при одновременном повышении нагрузки на оставшихся просветителей. Создается впечатление, что при теперешнем евросоюзном положении Венгрии грамотеи тут не нужны. По данным главной газеты страны «Непсабадшаг», в Венгрии ныне оказались лишними более 8 тысяч молодых педагогов, экономистов, инженеров, агрономов, юристов, работников здравоохранения.
Десятишаговка усекновения социальных статей бюджета бьет не только по молодым. Она нацелена на реформирование всей системы пенсионного обеспечения. По образцу продвинутых стран ЕС в Венгрии повышается возраст ухода на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 60—62. И это при том, что средняя продолжительность жизни в стране не достигает и 66 лет! Да и как она будет увеличиваться, когда на 40 миллиардов сокращаются государственные дотации на лекарства и лечение пенсионеров, а в довершение всего вводится трехуровневая система охраны здоровья, предусматривающая полную зависимость лечения от вместимости кошелька больного. Бедному при этой системе остается только загибаться. За осмотр врача ему нужно платить, за выписку рецепта тоже платить, за получение лекарств платить само собой. За анализ крови, к примеру, надо выложить 50 долларов, за зубную пломбу — 70 долларов. А где, откуда взять такие сумасшедшие для пенсионеров деньги, когда их не хватает даже на пропитание?
За счет чего еще будет ликвидироваться бюджетный дефицит страны? Да опять же за счет того же рядового венгра. На 10—15% повышается плата за проезд всеми видами транспорта. Вводится налог на все виды недвижимости. На 20% увеличивается налог на доходы, получаемые гражданами, хранящими свои деньги в банках и сберкассах. Почувствуют «экономную экономику» и те, кто курит и выпивает горячительные напитки: на 6,8% повышаются акцизы на табачные изделия и на 8,4% — на пиво, водку, коньяк. Это в нынешнем году. А в следующем подобное повышение акциза повторится.
Полное «харакири» наступает для местного самоуправления. В соответствии с двухлеткой экономии вводится новое административное управление Венгрии: вместо 19 областей образуется 5 региональных администраций, что позволит правительству сократить 8,5 тысяч местных чиновников и треть муниципальных депутатов. Одновременно ликвидируются органы самоуправления в 3 тысячах сел и населенных пунктов, в которых проживают менее 1000 жителей. Так что старым и немощным придется теперь за любой справкой добираться аж до регионального центра.
...Дабы народ сильно не роптал по поводу своих потерь, вызванных тотальной борьбой с дефицитом бюджета, команда Дюрчаня решила тоже произвести «самоэкономию». 0на на 50% сократила штаты министерских чиновников и площадь занимаемых ими рабочих помещений и на 42% уменьшила их служебный автопарк. Урезала и командировочные расходы, особливо на загранпоездки.
О дятле и палице
для битья мужей
А тем временем на житейском, народном уровне тоже происходит самостоятельная борьба «за экономную экономику». Впрочем, она никогда и не прекращалась. О том, как прожить и выжить, народ всегда думал и находил свои выходы из, казалось бы, безвыходных положений. В Венгрии, впрочем как и во многих других странах, в ходу межсоседская экономика, основанная как на наличной, так и на натуральной оплате услуг или бартере. К примеру, я тебе отремонтировал авто, а ты мне — крышу, или я тебе наладил телевизор, а ты мне дал за это ящик яблок. Подобных вариаций безналичного или наличного расчета множество. Эта своя экономика да еще свои сады и огороды и помогают венграм выдерживать всякие верхушечные экономические дуновения и оставаться при этом на плаву.
Конечно, нельзя не сказать и о хозяйственной рачительности венгров. Она заметна во всем. В Будапеште в отличие от демонстративно жирующей Москвы почти никто не передвигается по улицам на мощных прожорливых «лендроверах». В моде мини-авто, мотороллеры. Венгерские женщины (даже пожилые и тяжелой весовой категории) старательно педалируют на керекпарах (велосипедах) большей частью дешевого китайского производства. Периферийные потребители «путингаза» переходят на более дешевое дровяное отопление. Те, кто посостоятельнее, покупают солнечные электробатареи или солнечные водогрейки, снова-таки китайские! (Вообще китайских товаров и продуктов здесь море пруди! А с надписью «Сделано в России» я за немалое время пребывания в Венгрии увидел только пивную кружку. Так мы готовимся ко вступлению в ВТО.)
Повсеместно заметно, как здесь экономится электроэнергия. Дома венгры непременно пользуются регулируемыми экономичными лампами, ночными светильниками. В стране действует льготный ночной режим пользования стиральными машинами, электропечками, электроутюгами, посудомойками. В венгерской столице избегают помпезных «световых шоу» и обильной ночной подсветки зданий. В городе полностью заменены все энергопоглощающие уличные светильники на более экономичные. Может быть, это и мелочная экономия, но из мелочей, сливающихся вместе, образуется большая река экономии. С некоторых пор венгры вместо электрических звонков стали ставить на дверях... деревянных дятлов. Стоит дернуть за прикрепленную к этой птичке веревочку, и она громко стукнет в дверь. Подобных «экономных дятлов» становится все больше и больше. Ими заинтересовался даже Евросоюз. Похоже, что начинается сплошная «дятелизация» Европы. Подобная экономия приводит и к другим казусным историям. Так, экономя на закупке натуральных продуктовых красителей, венгры начали применять при изготовлении мороженого красители искусственные. Я угостился подобным мороженым, и дня три ходил с цветными зубами...
Как и другие страны ЕС, Венгрия постоянно убывает. Особенно пустеют ее села. Во многих из тех, что я посещал, за последние 10—15 лет число жителей уменьшилось на одну треть, а то и вдвое. Как же возродить главное достояние страны — венгра? Денег нет, страна в долгах, число детей уменьшается. А те, что есть (таких свыше 400 тысяч), далеко не всегда обеспечиваются полноценным питанием. А прирастать стране нужно. И вот для поправки демографической ситуации здесь возрождают старинный обычай увеличения семьи: в те времена детородящим женщинам, ложащимся в постель вместе со своими мужьями, вручали увесистый бот (палицу), которым те били по лбу мужей, не добросовестно выполняющих свои супружеские обязанности. Ходить с шишкой на лбу на виду у всех было препозорно, потому-то, отмечают демографы, тогда детей было намного больше, чем теперь. Может, и нашему преемнику Дмитрию Медведеву, шефу национальной демпрограммы, обратиться к этому беззатратному методу увеличения населения России?
...Вот такая пестрая и противоречивая жизнь проистекает в реформируемой по еврообразцам Венгрии. Как видим, ее уже изрядно подковали. А вот придет ли сюда счастье, и когда придет? Подкова молчит. Она вообще висит молча.
Виктор БАКЛАНОВ.
Будапешт—Москва.
blog comments powered by Disqus