Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

14.11.2003 21:47 | Совраска | Администратор

ИДУЩИЙ НА СМЕНУ?

«Матрица: революция»

ПРОСНУВШИЕСЯ ГЕРОИ. Сменив веху истории и заменив на поприще протестной культуры панк, киберпанк, как наиболее авангардное направление постпанка, был все же, несмотря на весь свой техногенез, культурой, сдавшей многие позиции капитализму. Он был индивидуалистичен, для него, несмотря на отсутствие завтрашнего дня и целевого смысла жизни, существовали деньги, и фетишизм имел заметное значение. Его герои, как и сам он, были зачастую депрессивны. Аутсайдеры и бунтари, они были детьми маргинальной среды, они ненавидели систему за творимое отчуждение, шли на ее подрыв. Они были хакерами, ловкими компьютерными ворами, пройдохами и авантюристами, иногда сообразительными учеными, но всегда проворными антисистемными героями. Они были тем, чем могли быть, такими, какими мог создать их литературный и художественный ум 80—90-х годов прошлого века.

...Казалось, Нео спал целую вечность. Наш мир к моменту выхода первого фильма трилогии уже закипал в ярости, а новый герой, кстати, тоже не безупречный, все еще не просыпался. И вот он открыл глаза, и мы увидели его. Скорее это был Тайлор Дердон из «Бойцовского клуба», чем Нео. Из Нео такого героя не вышло, «Матрица» преподносит нам другого человека, только открывающего «пустыню реальности». Он учится, ищет себя. Он удивляется, его успехи бессознательны. Тайлор все понимает и действует, четко сознавая, что и зачем. Но Нео тоже герой, несмотря даже на его непонятную самоуверенность, он не коллективный герой, а обособленный. С него невозможно взять пример, и его действия нельзя по-новому повторить, но он удивительно близок нам своим желанием постичь виртуальный мир, чтобы лучше проникнуть в реальный, и своим искренним удивлением. Нео учится вместе с нами.

Герой киберпанка — человек знающий, человек, преклоняющийся перед техническим прогрессом и с ужасом подчиняющийся ему. Связанный с миром развитием машин, разрушающий прошлое, не лишенный при этом депрессивной ностальгии, он бежит от реальности в мир кислоты или кибернетической галлюцинации. Наркотически скрывается от настоящего в ярких красках другой Вселенной. Истинный мир ужасен для него, и он страдает.

«Матрица» выразила то, что все уже давно почувствовали, но еще не поняли, она, не одна, конечно, но, соединив вокруг целый ряд новых творений во многих областях искусства, вызвала крушение старой кибернетической доктрины. В ней впервые проявляются новые эстетические тенденции современного мира. Она при помощи цвета, звука и действия воплотила перемены.

ЕСЛИ ВЫ НЕ ВИДЕЛИ ФИЛЬМ. Не имеет значения, что будет происходить на экране. Масштабные ультрамеханизированные батальные сцены. Псевдовосточные философские диалоги. Эмоциональные, но не поглощающие ваше внимание моменты. Стихия чувств не вберет вас в себя, как в «Титанике», и это, несмотря на хорошую игру актеров. Этого не случится ни в сцене Тринити — Нео, ни в момент душевной близости сурового капитана боевых роботов «японца» и 16-летнего недоучки-стажера. Семейные и храмово-религиозные (вообще позор фильма) места также не взволнуют вас. Вообще, снимая в наше время фильм, глупо апеллировать к консервативным эмоциям, которых у основного зрителя либо нет, либо они спрятаны так глубоко, что даже распятие Христа не выманит их наружу. Впрочем, консервативная продюсерская политика в Голливуде не случайна, именно в ней и проявляется художественная доктрина корпораций.

Вы это увидите. «Матрица: революция» поразит вас размахом жестоких сражений, бессмысленным героизмом и, что типично для Голливуда, красиво поставленными драками и перестрелками. Фильм может вам понравиться, может, нет, но, несмотря на всю сюжетную агонию, — это передовой фильм, и не только из-за названия.

УБИЙСТВО СИСТЕМЫ. Машина несовершенна, но человек также несовершенен, а мир человека, его социальная среда несовершенны еще более. Поиск ответа в бессознательном знании других — это еще не сам ответ. Стоит ли убить машину ненависти, если она создана человеком и в своей сути тоже есть человек? Только виртуальный человек.

Присутствующие в «Матрице» психоделическая и мистическая составляющие вполне типичны для киберпанковской мысли. В звуке рэйв и техно, в эстетической сути андеграунд и контркультура, в душе садомазохизм, в реальности сращение механизмов и плоти. Мрачные образы. Сон нейростимуляторов, вот мир, если такое возможно, то общество, в которое погружен современный человек. Но мы стали другими.

Наше озлобленное поколение уже готово вступить в схватку с подавляющей и совершенствующейся системой, и «Матрица» — только символическое выражение, не полное, но интересное, ограниченное, но необходимое. Только образ того, что уже пора сделать.

Киберпанк тоже протест. Локальный протест маргиналов, отбросов общества, обращающих слабые стороны системы себе на пользу. Сегодня такой путь не актуален. Нужно организованное сопротивление. Необходим тотальный протест.

Мы ставим вопросы и ищем ответ. Если система — враг, борись с ней, если не можешь сегодня победить ее, сделай это завтра. Не будь один, действуй вместе. Но сначала очисти свой разум, никакой мистики, только знание. Это не киберпанк. Здесь много нового, такого, к чему еще не все готовы.

ОДЕЖДА И БЮРОКРАТИЯ. Предопределение моды — великий шаг. Умение узнать новую форму раньше других — это гениальность. Та одежда, которую носят герои в реальном мире фильма, видится мне пророчеством для современной моды. Она проста, насколько можно быть простой, в ней не чувствуется преклонения перед цветом и изяществом формы. Она почти предельно рациональна. В ней нет ничего лишнего, кроме потертости и местами изорванности. Кажется так, что героев она совсем не интересует.

В виртуальном мире, в матрице, все по-другому. Элегантные талированные плащи, костюмы и галстуки, изящество цветов и оттенков, таких, какие невозможно увидеть в реальности. И здесь противопоставление не случайно. Виртуальный мир иррационален, нелогичен в своих формах, сложен, созданный машинами и призванный обмануть восприятие, он трудно постигаем, реальность рациональна, даже примитивна, ее можно понять, и человек, как бы глубоко под землей он ни ютился, знает: это его мир, и он в нем главный.

Реальный — серый мир, и мир виртуального пространства — яркая, опасная, красочная, морфически действующая на разум матрица. Они едины, плод сил мироздания и плод искусственного, чуждого чувствам и плотским желаниям разума. Их единство, несмотря на все невероятные границы, бесспорно.

Сцена дождя, чувствуешь на коже холод. Грязь, ночь, улица. Столкновение Нео и агентов Смитов, элегантно застегнутых в одинаковые пиджаки однообразных цветов с неукрашающими галстуками. В темных очках, шеренгами, хладнокровные, дикие и разумные. Свирепые и терпящие поражение. Кого они олицетворяют? Кто они — стоящие на страже мира сна и рабства людей? Почему они так одеты?

Холод проходит, нас согревает убийственно верная ассоциация. Они чиновники, в погонах и без, разных рангов, услужливые, синхронно опасные, беспощадные. Бюрократы. Они те, кто стоит помехой нашей жизни на каждом шагу, в каждом поступке. Те, кто, создавая яркий обман, делают реальность серой. Те, кто охраняет систему.

...Все больше и больше становится их, «людей» в строгих пиджаках, агентов Смитов. Приближается момент, когда так же, как Нео, мы под дождем и серым небом в пасмурном городе встретимся с ними в последней схватке. Но это произойдет иначе, чем в фильме, нас будет больше, мы будем сильнее, и мы будем знать, в чем и почему мы сильнее. «Матрица» — это только эстетическое пророчество. Сегодня мы приняли его. Но ожидание Мессии, как в фильме, не будет тем, что мы сделаем. Мы сами принесем разнообразие в этот мир, это не будут цвета сна, это будут цвета новой реальности, то, что мы выберем сами. Нео не знает, что он победит, мы знаем.

ДЕНЬГИ, ФЕТИШИ И ПОСТУПКИ. Денег в картине нет совсем. Это не может не радовать, редок тот фильм, где они отсутствовали бы, не только как основной сюжетный компонент, но и вообще. Нет денег — нет товаров. Однако оборванные, грязные персонажи культового «полотна» все же страдают другой болезнью производственно слабого общества — фетишизмом. Вещь как носитель человека, его выразитель играет в фильме заметную роль. Но вещи эти уже не драгоценны сами по себе, они просто металл, не мистически околдованное золото, а только символ.

Поступки персонажей в массе своей иррациональны, создается впечатление, что все важное, что сделано в картине, сделано не сознательно, а благодаря неосмысленным позывам подсознания. Герои не знают, на что и зачем идут. Они ищут ответ вовне себя, но каждый раз запутываются еще больше. В конечном итоге создается впечатление, что они не контролируют ситуацию, не имеют плана действий, а рассчитывают стихийно что-либо, выдав выиграть войну. При этом им обязательно должно повезти. Неприятен в картине отказ от разума, нет желания сочувствовать глупым и суеверным существам. Напоминающий Фрейда «профессор», в облике которого является ключевая программа матрицы, своей рассудительностью вызывает больше симпатий, чем стихийные, уж никак не разумные люди.

Не будем судить строго. Авторы фильма, несмотря на продюсерскую корпоративную цензуру, сделали хорошую работу. Правда, делая ее уже в третий раз, они постарались сделать ее хуже. Однако, не сумев выразить сюжетом того, что от них ждали, они вновь смогли передать образами то, что, возможно, более важно: прогрессивный эстетический набор, знаменующий смену вех в истории контркультуры. За это простим фильму его недостатки.

СМЕРТЬ И ПРОРОЧЕСТВО. «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть», — гласит Бусидо. Таков путь воина, путь самурая. Герои «Матрицы» не руководствуются этим принципом. Они умирают не так, выбирают смерть, когда правомерно жить, и жизнь, когда необходимо оставить ее.

«Надо любить жить и уметь умирать», — говорил Наполеон. Этим принципом персонажи «Матрицы» также не руководствуются. Чего вы хотите? Это все-таки еще старый киберпанк с его жизнью в эмоциональном кризисе. Уже уходящий, тающий, как весенний снег, но все еще покрывающий своей белизной сюжет картины. Герои «Матрицы» любят жизнь, но совершенно не ясно, за что, их отношения в реальности убоги, консервативны. Сами они иррациональны. Их «любовь» к жизни непонятна даже им самим. Они не ощущают прекрасного, только в матрице, только не в реальности, только в виде кибернетического обмана. Матрица тяготит их, они боятся ее, и они не умеют умирать. Но они любят свободу, не понимая ее, жаждут получить ее, и именно это дает им силы победить.

Борясь за убогое существование сегодня, практически все, кроме троицы Нео, Морфиуса и Троицы, не видят даже в призрачно-иллюзорном виде будущего. Они хотят сохранить подземный город, а не увидеть небо. Только названные немногие хотят «странного», но в этом желании их ведет пророчество. Но и это только образ, ибо пророчество заключает в себе не ответ, но совет самим делать выбор и принимать решение.

Жители Зеона, единственного города людей, не верят в предсказания Пифии. Они слишком замкнуты в собственном мещанстве «маленького городка» и не думают, что их путь — это выиграть войну за свободу, а не просто вяло отстаивать существование под землей. Но гадалка, к которой обращены умы героев, не человек, она — программа из матрицы.

ВОПЛОЩАЯ НЕИЗБЕЖНО. Наша последняя битва с системой пока не началась, мы только собираем силы. Мы не ищем прорицаний, знаки грядущего сами находят нас и, подчиняясь неизбежному, открывают все новые и новые стороны нашего мира.

Грядущие герои эпохи, призванные поразить общество отчуждения и сокрушить его, проникнуть в каждую его частицу и затем разорвать ее, еще только готовятся прийти. Они еще не могут оставить от него только серые обломки, доказав, что в нем больше нет жизни. Рассеять киберморфический обман. Их еще нет, но мы уже чувствуем их неотвратимость.

Перемены в культуре, порой опережая время, никогда не прекращались независимо от того, подчинялись им люди или нет. Киберпанк, сам являясь ступенью контркультурного развития нашего мира, нес в себе бесконечное сочетание противоречий, был фазой развития, взойдя на которую и поднявшись еще выше, мы получали неминуемую возможность сделать новый шаг.

Сделали ли мы его? Нео — это не герой нашего времени, это еще лишь первый неочищенный компонент того человека, который только должен быть создан. Прогресс истории неизбежен, неукротим и вечен. Он ждет от нас того, чтобы мы выбрали его сторону, впервые увидели свет, покинули мрачный подземный город. Вышли на поверхность.

«Матрица» не пророчество в его средневековом смысле, она — выражение закипания наших эмоций, нашего осознания грани между реальностью и виртуальным миром. Она — выражение нашего выбора уже сделанного, но еще не до конца понятого. Мы отказываемся от преклонения перед системой и готовы разрубить узел многих противоречий.

Нео — герой, сегодняшний герой, такой, каким он должен перестать быть. Кто будет завтрашним героем? Может быть, это будешь ты. Будь неизбежным. Ты не останешься один, знай, нас будет много, и мы победим.

Василий КОЛТАШОВ,

первый секретарь

Новосибирского ОК СКМ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList