04.12.2003 16:39 | Совраска | Администратор
КАК ОБУЗДАТЬ «РЕСУРС»
Можно ли полностью исключить влияние административного ресурса на результаты выборов? Наверное, нет. Но можно без серьезных материальных и трудовых затрат, а также затрат времени обуздать его, минимизировать это влияние.
Основные принципы организации контроля за проведением выборов сформулированы в заявлении Г.А. Зюганова, опубликованном в «Советской России» № 135 от 2 декабря 2003 года.
На наш взгляд, наиболее логичными и рациональными представляются следующие мероприятия (приводятся тезисно, с учетом ограничений, налагаемых на объем газетной публикации).
1. ДО ВЫБОРОВ
В центре
Организовать параллельный подсчет голосов не только по округам (и уж тем более не по регионам), а по избирательным участкам. Для этой цели создать специальный интернетовский сайт, ссылку на который поместить на сайте КПРФ. Провести соответствующий инструктаж лиц, ответственных за организацию и проведение наблюдения.
На местах
Объявить населению, избирательной комиссии и наблюдателям от других партий и блоков о том, что параллельный подсчет будет производиться. При этом особый упор сделать на то, что ни один случай нарушения избирательного законодательства не будет оставлен без внимания. Более того, КПРФ и другие политические силы, выступающие за честные выборы, будут добиваться жесткого наказания как в отношении тех, кто подтасовывал данные в пользу «ЕР», так и в отношении тех, кто не вполне законными методами помогал левым. Последнее можно расценивать как провокацию, направленную на дискредитацию КПРФ и создание оснований для признания результатов выборов недействительными на тех участках, где КПРФ заведомо побеждает.
Проверить списки избирателей на предмет наличия «мертвых душ» — избирателей, выбывших по причине смерти и иным причинам. Так как наблюдатели (особенно в сельской местности), как правило, осведомлены о всех подобных случаях. Если же наблюдатели такой информацией не располагают, можно рекомендовать обратиться в органы местного самоуправления и ЖКХ.
2. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ
В центре
Организовать сбор и обработку информации, поступающей с мест. Для того чтобы обработка данных могла производиться качественно и в сжатые сроки, необходимо на этапе подготовки продумать математическое обеспечение. С большой долей вероятности можно предположить, что обработка данных будет вестись энтузиастами, имеющими доступ к Интернету; обеспечить передачу данных участникам прямых телевизионных трансляций.
На местах
Обеспечить наряду с обычными процедурами (пресечение вброса бюллетеней, порчи уже поданных и т.п.) подсчет числа избирателей, физически пришедших на участки. Еще более эффективным является организация и ведение такого подсчета наблюдателями от разных партий, являющихся конкурентами (например, КПРФ, СПС и «Яблоко»).
Обеспечить скрытое наблюдение за подходами к избирательному участку на предмет выявления покупки пустых бюллетеней с одновременной выдачей заполненных. Наблюдение должно быть обязательно скрытым, так как открытое наблюдение труднее организовать и проще нейтрализовать. В данном случае особенностью скрытого наблюдения является то, что объект не знает ни о времени наблюдения, ни о применяемых методах.
3. ПО ОКОНЧАНИИ ГОЛОСОВАНИЯ
На местах
Наблюдателям выходить из помещения избирательного участка только с копиями протоколов, оформленных в соответствии с существующим порядком. В качестве дополнительного стимула можно предложить увязать выплату вознаграждения наблюдателям с фактом получения копии протокола. Это не следует расценивать как недоверие к наблюдателям, но как еще один дополнительный аргумент, который может выдвигаться ими членам избирательной комиссии. При этом результаты голосования должны быть немедленно сообщены региональному или окружному координатору. Случаи, когда поступление данных с соседних участков различается по времени более чем на 1—2 часа, должны немедленно анализироваться. Также следует фиксировать и обособлять протоколы, в которых данные результатов основных партий и блоков более чем на 20% отличаются от соседних участков (либо участков, расположенных на территории одного административного района).
В центре
Обеспечить получение окончательных данных не позднее 13.30 8 декабря (за полчаса до срока, объявленного ЦИКой). Одновременно с подсчетом провести предварительный выборочный анализ правдоподобности полученных результатов. При этом целесообразно основное внимание уделить «проблемным регионам», например, национальным республикам Северного Кавказа, Самарской, Саратовской, Кемеровской, Ярославской, Вологодской областям...
Важно оценить реальность явки избирателей по отдельным округам, используя и официальные данные о численности избирателей в каждом округе и на отдельных участках (соответствующий федеральный закон имеется). При этом следует учитывать, что за период, прошедший после утверждения численности по округам (использованы данные на начало года), умерло не менее 700 тыс. чел., подавляющее большинство которых являлись избирателями.
После опубликования окончательных результатов переписи населения провести полномасштабный анализ по каждому избирательному участку с целью выявления случаев голосования в количестве, превышающем численность населения соответствующих возрастных категорий. Кстати, беглое сопоставление предварительных данных переписи, опубликованных Госкомстатом РФ, и данных о численности избирателей по округам выявило интересную закономерность. В регионах, которые традиционно голосуют за власть, численность избирателей составляет от 50 до 65 процентов от численности населения (в Чечне – 48), а в регионах проблемных, с точки зрения власти, — около 80. К чему бы это?
В любом случае представляется целесообразным проведение в последние дни перед выборами массированной акции по распространению информации о проведении всеобщего и тщательного контроля на всех уровнях. Даже если запланированные мероприятия будут выполнены не в полном объеме и не везде, угроза детального контроля не может не дать своих плодов. «Медвежьи болезни» являются генетически обусловленными и указаниями сверху не лечатся...
В.Р.
blog comments powered by Disqus