20.07.2004 18:29 | Совраска | Администратор
КАЗНЬ В СТИЛЕ ГАНГСТЕРОВ
41-летний Пол, выходец из русской семьи, эмигрировавшей из России после Великой Октябрьской революции 1917 года, специализировался на журналистских расследованиях. В поле его внимания в разное время попадали российские олигархи, в частности Борис Березовский, лидеры чеченских преступных группировок, коррупционеры из новой русской «элиты». С апреля нынешнего года он руководил русскоязычной версией американского журнала «Форбс». Вышел уже пятый номер этого ежемесячного журнала, получившего нашумевшую известность публикацией списка 100 богатейших бизнесменов РФ. Как предполагают правоохранительные органы, эта публикация могла послужить причиной покушения на Пола. По версии газеты «МК», несколько российских бизнесменов обращались к Хлебникову с просьбой не публиковать их фамилии в этом списке. Один из них якобы лично передал американскому журналисту 20 тысяч долларов в подкрепление «сделки», но Пол «договор» не выполнил, за что и был наказан. Так это было или нет, возможно, покажет следствие, но в любом случае гибель журналиста потрясла как российскую, так и американскую общественность.
«Это первое подобное убийство иностранца в Москве после Пола Тейтума, американского бизнесмена, убитого в 1996 году, по-видимому, из-за имущественного спора», — отмечает в английской газете «Таймс» журналист Марк Франкетти. «В стране, где большинство журналистов либо раболепствуют перед Кремлем, либо оплачиваются богатыми бизнесменами, Хлебников обещал, что его издание будет противостоять влиянию извне. Когда появился список богатых, несколько бизнесменов были недовольны тем, что они сочли вторжением в их частную жизнь».
В США глава издательского дома и журнала «Форбс» Стив Форбс назвал убийство Пола Хлебникова «казнью в гангстерском стиле». «Кто заказал казнь Пола в гангстерском стиле и почему? Пока мы не знаем точного ответа», — заявил Форбс в статье, опубликованной журналом в понедельник вечером. «Пол писал много, подробно и с очень хорошим знанием вопроса — о пропитанном преступлениями и зачастую смертельно опасном мире бизнеса и политики в постсоветской России», — подчеркнул глава «Форбс». «Преступные капиталисты и их политические союзники фактически разграбили многомиллиардные активы этой бедствующей страны», — пишет издатель, напоминая, что Хлебников был автором двух книг — «Крестный отец Кремля» — о Борисе Березовском и «Разговор с варваром» — об организованной преступности и событиях в Чечне. По словам Форбса, Хлебников «страстно верил в лучшую Россию» и считал, что страна вступает в новую эру законного и новаторского предпринимательства.
Многие зарубежные СМИ называют Пола Хлебникова «одним из первых, кто рассказал Западу о масштабах грабежа, происходившего в России». Это, конечно же, не совсем так. Те же, например. американские газеты в 90-х годах прошлого века достаточно часто писали о криминальном характере российской «прихватизации». Но это они писали там, у себя, здесь это, как говорится, никого не трогало. И никаких расследований в Москве те публикации не вызывали, как не вызывали даже и вполне конкретные факты, которые уже в самой России становились достоянием общественности. К примеру, до сих пор так и не прояснена нашумевшая в свое время история «с коробкой из-под ксерокса с полумиллионом долларов». Но вот то, что тот же самый «Форбс» стал выходить на русском языке, да еще в такой момент, когда общественное мнение в стране складывается явно не в пользу нуворишей, действительно не может не беспокоить многих из них. Тут можно согласиться с высказыванием «лондонского отшельника» Б. Березовского о том, что «богатые люди нигде в мире не любят, когда их богатство полощут газеты. В России подобное внимание равносильно отправке в прокуратуру письма с просьбой начать расследование против того или иного бизнесмена».
Жестокое убийство американского журналиста Пола Хлебникова шокировало его иностранных коллег, в частности московского корреспондента немецкого журнала «Фокус» Бориса Райтшустера. В статье в журнале под характерным заголовком «Здесь витает страх» он, в частности, пишет, что его реакцией на сообщение об этом «были не только боль и скорбь. Еще чувство собственной незащищенности. И страх… Критические вопросы в новой России нежеланны. Хотя по воскресеньям президент Владимир Путин поет дифирамбы свободе печати, но по понедельникам вооруженные люди в форме врываются в редакции…
Западные журналисты — это практически последние критики, чьи публикации еще находят широкий отклик. Российские журналисты из кремлевского пула ограничены ролью придворных летописцев. Вопросы президенту, не согласованные заранее с его пресс-службой, запрещены. Путин едва ли должен опасаться критических высказываний в собственных рядах. Для большинства россиян свобода прессы мало что значит. Согласно опросам, 75% россиян поддержали бы введение цензуры. Это обусловлено прежде всего тем, что журналисты — порой заслуженно — считаются скорее проститутками, чем «четвертой властью», которая пристально смотрит за власть имущими. В России очень широко распространено мнение, что за соответствующую плату журналисты готовы писать о ком и о чем угодно. Иногда им поступают неприличные предложения за деньги написать заказную статью».
Вывод не очень приятный для властей «обновленной России», но меткий и, в сущности, во многом верный. «Россия сегодня стоит на пороге новой эры», — написал Пол в первом номере российской версии журнала «Форбс». Конечно, сами-то россияне уже не очень в это и верят, но Пол Хлебников, по свидетельству коллег, верил, и эта иллюзия стоила ему дорого. Своей работой, самой жизнью он хотел убедить россиян в том, что капитализм для нашей страны является благом, своей смертью же доказал, что капитализм для России является злом. В ближайших номерах журнала он намеревался опубликовать список 500 самых богатых россиян.
Валентин СИМОНИН.
blog comments powered by Disqus